Правовое регулирование труда лиц старших возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионеры представляют собой отдельную категорию работников, нуждающуюся в дополнительных гарантиях прав, что обусловлено в первую очередь особенностями состояния здоровья пожилых людей. Правоприменительная практика характеризуется массовым нарушением конституционных прав и свобод работников старшего возраста в виде фактического нежелания работодателей применять труд таких лиц, возрастной дискриминацией при заключении и расторжении трудового договора. Причины такого подхода очевидны – традиционно интеллектуальные, физические возможности людей в зрелом возрасте рассматриваются лишь с точки зрения констатации ограничений, а их жизненный и профессиональный опыт зачастую воспринимается как ненужный.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и методологические вопросы занятости лиц
пожилого возраста 4
Понятие работников старших возрастных групп 4
Понятие занятости 6
Особенности занятости лиц пожилого возраста 7
2 Регулирование занятости лиц пожилого возраста 10
2.1 Заключение трудового договора с лицом пожилого возраста 10
2.2 Расторжение трудового договора с лицами пожилого возраста 16
2.3 Дополнительные гарантии, связанные с особыми условиями труда 18
3 Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством
лиц пожилого возраста 21
Заключение 26
Список используемых источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование труда лиц старших возрастных группКурсовая.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

     Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный.

     Активная  политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы. Она предусматривает  мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию  рабочих мест через систему общественных работ.9

     Пассивная политика предусматривает выплату  пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места  через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также  предусматривает материальную поддержку  безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

     Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой  гибкости рынка труда и рабочей  силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке  труда окажутся слабыми и могут  только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно  сузить функции службы занятости, превратив  ее в обычный собес.

     В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная  политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

     развитие  людских ресурсов для труда;

     обеспечение равных возможностей всем гражданам  РФ независимо от факторов (пол, возраст  и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

     создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

     поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

     обеспечение социальной защиты в области занятости  населения, проведение специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;

     сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

     координацию деятельности в области занятости  населения с деятельностью по другим направлениям экономической  и социальной политики;

     координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей  в разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения  и контроля за ними;

     международное сотрудничество в решении проблем  занятости населения и так  далее.

     Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке и прогноза его развития.

     Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, а также путем региональных и  местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности  демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения  делятся на три уровня:

     республиканская проблема занятости населения, которая  содержит набор мероприятий, реализуемых  только на уровне республики;

     областная (краевая) программа определяет мероприятия  по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение  городов приоритетного развития;

     районная (городская) программа занятости, она  представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение  проблем отдельных участников рынка  труда.

     Региональное  регулирование занятости позволяет  учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать  конкретные целенаправленные мероприятия  по созданию условий занятости в  зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование  нестандартных форм организации  занятости (НФЗ). Оно открывает возможность  воздействия на занятость путем  ограничения предложения рабочей  силы на открытом рынке труда, позволяет  ограничивать масштабное высвобождение  занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидуумов и работодателей, так и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Необходимость и целесообразность использования труда лиц пожилого возраста не только не подкрепляется правовой базой, а наоборот, вступает в противоречие с законодательством. Такая несогласованность политики и закона в области занятости лиц пожилого возраста отрицательно сказывается на обеспечении реализации их трудовых прав. Именно поэтому, несмотря на то что законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение в нашей стране, единое, занятость пенсионеров по возрасту различна. При этом уровень их занятости резко колеблется в зависимости от района, отрасли экономики, пола, профессии, возрастной структуры населения, структуры производства, степени обеспеченности производства рабочей силой и других обстоятельств.

     Трудовая  деятельность пенсионеров имеет  чрезвычайно важное значение как  для них самих, так как предоставляет  возможность реализации потенциала, применения полученных навыков и  является, как правило, основным источником средств к существованию, так и для государства в целом, поскольку формирует дополнительный резерв трудовых ресурсов. Поэтому работодатели должны всеми способами поддерживать инициативу пенсионеров начать или продолжить трудовую деятельность, а также создавать наиболее благоприятные для них условия труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     Список  используемых нормативно-правовых актов:

     1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

     2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 05 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации № 1. 2002.

     3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ"

     4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

     Список  используемой литературы:

     Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.

     Государственная и корпоративная политика занятости // Под ред. Т. Малевой;Московский центр Карнеги. М., 1998, с. 42-43

     Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. Ю.П. Орловского. - КОНТРАКТ, ИНФРА-М,- 2009. - 611 с.

     Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Под ред. Романовой Е.В. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.- 992 с.

     Трудовое  право России: Учебник / под ред. А.М. Куренного. - Юристъ, 2007. - 298 с.

     Трудовое  право России: Учебник / Под ред. Н.А. Бриллиантова, О.В. Смирнова. - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 560 с.

     Четвертина  Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 1998, №2 с. 122-126

     Судебная  практика

     1. Определение Конституционного суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения ст. 59 ТК РФ"


Информация о работе Правовое регулирование труда лиц старших возрастных групп