Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:02, реферат
По данным Международной организации труда (МОТ) ежегодно свыше 1,2 млн работников погибают от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, получают производственные травмы и профессиональные заболевания более 160 млн работающих. По данным международных организаций экономический ущерб от тяжёлых или смертельных несчастных случаев на производстве приблизительно равен 75 тысяч долларов США. По статистическим данным в Республики Беларусь ежегодно более 5 тысяч работников получают производственные травмы различной степени тяжести, в том числе около 200 человек погибают, а свыше 800 получают тяжёлые травмы, повлекшие за собой инвалидность.
Введение………………………………………………………………стр.3
1.Понятие «охрана труда», её социально-экономическое значение……………………………………………………………………….стр.4-6
2. Основные принципы государственной политики в области
охраны труда……………………………………………………….стр.6-7
3. Основные законодательные акты Республики Беларусь, включающие в себя вопросы охраны труда……………………………стр.7-9
4. Льготы, предоставляемые отдельным категориям лиц….стр.9-10
5. Права, обязанности и виды ответственностей за нарушение трудового законодательства.. ……………………………………….стр.10-12
6. Органы надзора и контроля за состоянием охраны труда в организациях и учреждениях………………………………………….стр.12-13
7. Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности…………………………………………………………...стр.14
8.Планирование мероприятий по охране труда в организациях и учреждениях……………………………………………………………..стр.14-15
9. Финансирование мероприятий по охране труда……….стр.16-17
10. Организация службы охраны труда на предприятии……стр.17
11. Организация обучения и проверки знаний работающих по вопросам безопасности труда……………………………………...стр.17-19
12. Опасные и вредные производственные факторы……стр.19-20
13. Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве……………………………………………………………………...стр.20-22
14. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве……………………………………………………………………..…стр.22-23
15. Методы анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний…………………………….….стр.23-26
Литература…………………………………………………………..стр.27
3. Основные
законодательные акты
Законодательство по охране труда, как и остальное законодательство имеет иерархическое строение.
В статье 41 провозглашается, что «…гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда».
В статье 43 Конституцией определено право на отдых. «…Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращённой продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха».
В статье 45 говорится, что: «…гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения…
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда».
Основополагающим законодательным актом, определяющим и регулирующим правоотношения в сферах труда и охраны труда, является Трудовой Кодекс Республики Беларусь, принятый 8 июня 1999 года Палатой представителей.
Трудовой кодекс имеет следующую структуру:
Раздел I. Общие положения. Содержится глава 1. Приводятся основные термины, задачи и сфера действия Трудового кодекса, основные права работников и нанимателей и т.п.
Раздел II. Общие
правила регулирования
Раздел III. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Содержатся главы 18 … 32. Раскрываются особенности регулирования труда руководителя организации, женщин, молодёжи, инвалидов, временных и сезонных работников, работников-надомников, сезонных работников и т.п.
Раздел IV. Общие
правила регулирования
Раздел V. Ответственность работников и нанимателей. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Содержатся главы 37… 39. Приведены ответственность работников за ущерб, причинённый нанимателю, ответственность нанимателя за вред причинённый жизни и здоровью работников, а также надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Раздел VI. Заключительные положения.
Законодательство по охране труда включает в себя также законы Республики Беларусь; инструкции и постановления Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь по вопросам охраны труда; решения местных органов власти по вопросам охраны труда. Например, Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30.07.2003 г. №18, законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О пенсионном обеспечении», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О техническом нормировании и стандартизации», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О здравоохранении», «О предприятиях» и т.д.
Законом РБ «О пожарной безопасности» определены обязанности и ответственности нанимателей и должностных лиц по вопросам пожарной безопасности, а также права и функции государственного органа по надзору и контролю за соблюдением установленных требований по этим вопросам.
Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действие органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Большой вклад в развитие проблем безопасности труда внесли учёные царской России. Ещё Ломоносов М.В. в 1742г. Написал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором затрагиваются различные вопросы гигиены и безопасности труда; по организации труда и отдыха; надёжности крепления; о рациональной рабочей одежде. Ему же принадлежит идея защиты зданий и находящихся в них людей от атмосферного электричества путём устройства молниеотводов.
В 19 веке русские
учёные И.И.Ползунов и П.Н.Яблочков изобрели
новую электрическую лампу
Большой вклад
в совершенствование
В настоящее время разработкой безопасности и безвредности труда занимаются НИИ труда Госкомтруда по охране труда. В Республике Беларусь на кафедрах политехнических, медицинских, технологических ВУЗов ведут работу по разработке вопросов, касающихся техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактике.
4. Льготы,
предоставляемые отдельным
Раздел III глава 19 статьи 262-271 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает целый ряд льгот работающим женщинам.
Статья 262 ТК запрещает применение труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых.
Статья 263 ТК запрещает привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет.
Статья 264 предусматривается перевод по медицинским показаниям беременных женщин на более легкую работу с сохранением прежнего заработка.
Статья 268 запрещает отказ в приёме на работу женщин по причинам беременности и имеющим детей в возрасте до трёх лет. Запрещается увольнение с работы женщин по тем же причинам по инициативе нанимателя.
Статья 184 (глава 12) указывает на то, что женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов с сохранением 100% зарплаты.
Статья 185 (глава 12) гарантирует женщинам отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с выплатой ежемесячного государственного пособия.
Раздел III глава 20 статьи 272-282 Трудового кодекса Республики Беларусь особенности регулирования труда молодёжи.
Статья 272 запрещает прием на работу подростков в возрасте до 16 лет. Как исключение с письменного согласия одного из родителей (попечителей, опекунов) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет.
Статьи 274, 276 ТК запрещают использовать труд лиц моложе восемнадцати лет на тяжёлых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных, горных работах, в ночное время, выходные и праздничные дни, на сверхурочных работах.
Статья 275 предусматривает обязательный медицинский осмотр лиц моложе восемнадцати лет при приёме на работу. Предусматривается ежегодный медицинский профилактический осмотр подростков в рабочее время с сохранением среднего заработка.
Статья 277 предусматривает отпуска лиц моложе восемнадцати лет в летнее время.
Статья 114 (глава 10) устанавливает продолжительность рабочего времени для подростков: 23 часа в возрасте 14-16 лет, 35 часов в возрасте 16-18 лет в неделю.
5. Права,
обязанности и виды
трудового законодательства
Согласно статей Трудового кодекса Республики Беларусь в области охраны труда наниматель имеет право:
-Поощрять работников.
-Накладывать дисциплинарные взыскания на работников.
Согласно статьи 226 (глава 16) Трудового кодекса Республики Беларусь на нанимателя в области охраны труда возлагаются следующие основные обязанности:
-Обеспечивать работникам здоровые и безопасные условий труда на каждом рабочем месте.
-Провести вводный инструктаж по охране труда.
-Обеспечение технического оборудования всех рабочих мест соответственно нормам правилам по охране труда.
-Обеспечение работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.
-Предоставление льгот и компенсаций по условиям труда.
-Осуществлять постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда.
-Производить расследование и учёт несчастных случаев на производстве.
Согласно статьи 222 (глава 16) Трудового кодекса Республики Беларусь работник в области охраны труда имеет право на:
-Рабочее место, соответствующее правилам по охране труда.
-Обучение безопасным методам и приёмам труда.
-Обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты.
-Проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами.
-Отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья.
Согласно статьи 53 (глава 5) Трудового кодекса Республики Беларусь для работников в области охраны труда возлагаются следующие основные обязанности:
-Подчинятся правилам внутреннего трудового распорядка.
-Соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты.
-Поддерживать своё рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте.
За невыполнение требований по охране труда и технике безопасности, за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или воспрепятствованию деятельности профсоюзов на должностные лица могут быть наложены следующие виды ответственности:
-дисциплинарная. Заключается в наложении следующих взысканий: замечание, выговор, увольнение. Наступает в тех случаях, когда по вине нанимателя допускается нарушение требований охраны труда, которые не влекут за собой тяжёлых последствий.
-административная. Выражается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде При этом на должностные лица может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин, на нанимателя – до 300 базовых величин. К этому виду ответственности привлекают государственные органы надзора и контроля.
-уголовная. Наступает в тех случаях, когда несоблюдение законодательства о труде повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые и групповые несчастные случаи на производстве, значительный материальный ущерб или человеческие жертвы. Возможны следующие виды ответственности: лишение свободы, исправительные работы, штраф, увольнение с должности.
6. Органы
надзора и контроля за
в организациях и учреждениях
Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через министерство труда и социальной защиты, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. №1036 возложены эти вопросы.
Кроме того, в соответствии со статьёй 462 (глава 39) Трудового Кодекса государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы.
В систему государственного надзора и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят:
-Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты – осуществляет контроль за организацией работы по охране труда на всех стадиях производственных процессов всех предприятий и учреждений независимо от ведомственного подчинения и форм собственности.
-Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям (Проматомнадзор) – осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности и радиационно-опасными объектами.
-Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт) – производит надзор и контроль за соблюдением стандартов безопасности труда при проектировании и изготовлении продукции производственного назначения, а также за соблюдением установленных требований безопасности при эксплуатации оборудования и ведении технологических процессов.
-Управление
государственного
Информация о работе Правовые и организационные аспекты охраны труда