Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:02, реферат
По данным Международной организации труда (МОТ) ежегодно свыше 1,2 млн работников погибают от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, получают производственные травмы и профессиональные заболевания более 160 млн работающих. По данным международных организаций экономический ущерб от тяжёлых или смертельных несчастных случаев на производстве приблизительно равен 75 тысяч долларов США. По статистическим данным в Республики Беларусь ежегодно более 5 тысяч работников получают производственные травмы различной степени тяжести, в том числе около 200 человек погибают, а свыше 800 получают тяжёлые травмы, повлекшие за собой инвалидность.
Введение………………………………………………………………стр.3
1.Понятие «охрана труда», её социально-экономическое значение……………………………………………………………………….стр.4-6
2. Основные принципы государственной политики в области
охраны труда……………………………………………………….стр.6-7
3. Основные законодательные акты Республики Беларусь, включающие в себя вопросы охраны труда……………………………стр.7-9
4. Льготы, предоставляемые отдельным категориям лиц….стр.9-10
5. Права, обязанности и виды ответственностей за нарушение трудового законодательства.. ……………………………………….стр.10-12
6. Органы надзора и контроля за состоянием охраны труда в организациях и учреждениях………………………………………….стр.12-13
7. Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности…………………………………………………………...стр.14
8.Планирование мероприятий по охране труда в организациях и учреждениях……………………………………………………………..стр.14-15
9. Финансирование мероприятий по охране труда……….стр.16-17
10. Организация службы охраны труда на предприятии……стр.17
11. Организация обучения и проверки знаний работающих по вопросам безопасности труда……………………………………...стр.17-19
12. Опасные и вредные производственные факторы……стр.19-20
13. Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве……………………………………………………………………...стр.20-22
14. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве……………………………………………………………………..…стр.22-23
15. Методы анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний…………………………….….стр.23-26
Литература…………………………………………………………..стр.27
-Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства (Госстройнадзор) – осуществляет надзор за соблюдением строительных норм и правил, строительных норм Беларуси, руководящих документов и других нормативных технических правовых актов, как на стадии проектирования, так и при строительстве.
-Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Санэпиднадзор) – осуществляет государственный надзор за соблюдением нанимателями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм Республики Беларусь.
-Главное управление военизированной пожарной службы, находящееся в ведении МЧС (Пожнадзор) – осуществляет надзор за пожаробезопасной эксплуатацией всех зданий, сооружений и производств.
-Государственная экспертиза по условиям труда – контролирует правильность применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, а также качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
-Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) – контролирует безопасную эксплуатацию машин и оборудования.
-другие органы, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудоохранного законодательства в рамках компетенций, определённых Советом Министров Республики Беларусь в положениях об этих органах.
Общий надзор и контроль за соблюдение законодательства Республики Беларусь, в том числе и законодательства по охране труда, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде ведут профсоюзы. В профсоюзных комитетах на предприятиях создаются выборные органы, структуры и подразделения, а также избираются уполномоченные профсоюзами лица.
Внутриведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства за соблюдением на предприятиях законодательства о труде.
7. Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности
Одним из наиболее важных направлением внутренней государственной политики Республики Беларусь является обеспечение реализации конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда. Практическая реализация такого права требует решения на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и иных вопросов по охране труда.
Согласно Концепции
Управление охраной труда – это планомерный процесс воздействия на систему «человек – машина – производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.
В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ).
Система управления охраной труда – целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности. В СУОТ определяются основные функции и задачи, структура информационных и управленческих связей, нормы учётных и отчетных документов и т.д.
На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда.
Управление охраной труда на предприятии в целом возложено на руководителя или главного инженера; в цехах, на производственных участках контроля – на руководителей соответствующих подразделений и служб.
8. Планирование мероприятий по охране труда в организациях
и учреждениях
Важным инструментом системы управления охраной труда является планирование работ по охране труда.
Планирование работ по охране труда – это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.
Для решения задач охраны труда в организациях предусматривается проведение перспективного, текущего и оперативного планирования, а также планирования охраны труда при разработке проектной документации.
Перспективные планы разрабатываются сроком на пять лет (иногда на 2-3 года). Перспективное планирование оформляется в виде комплексных планов. Комплексным планам отводится главная роль в области охраны труда. Задачами комплексных планов являются сокращение несчастных случаев, профессиональной заболеваемости, полного исключения вредного и тяжёлого труда в строительстве, повышение производительности труда рабочих и служащих, снижение экономических потерь из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Комплексные планы разрабатываются во всех строительных организациях. Ответственность за разработку и реализацию комплексных планов возлагается на главного инженера организации. Разработке комплексного плана должен предшествовать ряд подготовительных мероприятий: проведение паспортизации условий труда и утверждение санитарно-технического паспорта для строительно-монтажных организаций, анализ опыта предыдущего планирования. В комплексных планах закладываются наиболее дорогостоящие мероприятия. Такие как: введение в эксплуатацию новых и реконструируемых мощностей, закупка нового дорогостоящего оборудования и т.д.
Текущие планы разрабатываются сроком на один – два года. Текущее планирование разрабатывается в виде соглашения по охране труда между нанимателем и профсоюзной организацией или трудовым коллективом. Оформляется это в виде обязательного приложения к коллективному договору. Текущее планирование включает в себя: план организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда. Годовые планы составляются на основе комплексных планов и предусматривают практическую их реализацию. В этих планах отражаются конкретные мероприятия по улучшению условий труда, их стоимость, исполнителей и сроки реализации.
Оперативные планы разрабатываются на месяц или квартал. Оперативное планирование разрабатывается в виде оперативных планов работы по охране труда организации, планы работы структурных подразделений главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинетов по охране труда. Оперативное планирование не включает в себя дорогостоящих мероприятий по охране труда.
9. Финансирование мероприятий по охране труда
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется предприятиями и организациями за счет средств:
Финансирование
мероприятий по охране труда осуществляемых
за счёт сметной стоимости
Требуемую сумму ассигнований определяют на основе годового плана номенклатурных мероприятий.
Сумму ассигнований на номенклатурные мероприятия по охране труда определяют по формуле:
где Сп.з. – сумма прямых затрат;
0,4 – размер ассигнований на охрану труда, в %.
Величину Сп.з. находят из выражения
где Сс.м. – сметная стоимость строительно – монтажных работ, выполняемых собственными силами,
Сп.н. – сумма плановых накоплений;
Сп.н.=Сс.м..0.0566
Сн.р. – сумма накладных расходов;
;
где К – размер накладных расходов, % от суммы прямых затрат.
Учёт расходования средств на охрану труда осуществляет бухгалтерия строительной организации на основании первичных документов. Первичными документами являются:
Администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством несёт ответственность за невыполнение запланированных мероприятий по охране труда или за использование не по назначению денежных средств и материальных ресурсов, выделенных для этих целей.
10. Организация службы охраны труда на предприятии
В системе управления охраной труда на предприятии важное место принадлежит службе охраны труда, которая может быть представлена структурным подразделением (отдел, бюро) или специально выделенным работником (инженер по охране труда). На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены приказом по предприятию на других работников наряду с выполнением ими иных служебных обязанностей.
Должность специалиста по охране труда вводится:
- в производственной сфере при численности работающих 100-250 человек;
- в непроизводственной
сфере при численности
При численности работающих на предприятии свыше 250 человек расчёт численности специалистов по охране труда ведётся по нормативам, утверждённым Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 г. №94 в зависимости от среднесписочной численности работников, характера и условий их труда, а также степени опасности производства.
11. Организация обучения и проверки знаний работающих
по вопросам безопасности труда
Одной из существенных причин травматизма на производстве и в строительстве является отсутствие или некачественное инструктирование и обучение рабочих безопасным методам работ, а также низкий уровень знаний техники безопасности инженерно-техническими работниками.
Порядок и виды обучения инструктажам, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда работников производятся в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приёмам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утверждёнными Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 г. №164 и разработанными в соответствии с ними отраслевыми документами.
По характеру и времени проведения инструктаж подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Вводный инструктаж проводится со всеми работниками, которые впервые поступают в организацию на постоянную или временную работу, а также с командированными, учащимися и студентами при прохождение ими производственное обучение или практику. Продолжительность инструктажа – не менее 2 часов.
С рабочими вводный инструктаж проводит инженер по технике безопасности (специалист по охране труда). С инженерно-техническими работниками, служащими и учащимися вводный инструктаж проводит главный специалист предприятия.
Целью вводного инструктажа является разъяснение работнику:
- основных положений законодательства по труду РБ;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- правил выполнения
работ на строительных
- основные правила безопасности при работе с машинами и механизмами;
- правил электро- и пожаробезопасности;
- правил
пользования средствами
Информация о работе Правовые и организационные аспекты охраны труда