Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа
Правоотношения, тесно связанные с трудовыми - результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда. Нормы трудового права способны порождать юридическую связь между субъектами, то есть сами правоотношения, если субъекты совершают юридически значимое волевое действие - юридический акт, являющийся основанием возникновения правоотношения. В свете остроты проблемы актуальность темы трудового правоотношения как стержневого элемента всей системы трудового права сомнений не вызывает. Раскрытие и детальное рассмотрение всех элементов правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми является целью данной курсовой работы.
Введение.........................................................................................................................................3
1. Понятие и виды правоотношений сферы трудового пра-ва…………………………...5
2. Отношения по организации и управлению тру-дом…………………………………..11
3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройст-ву…………………...15
3.1. правоотношение между органом службы занятости и граждани-ном……………..17
3.2. правоотношение между органом службы занятости и работода¬телем…………...18
3.3. правоотношение между безработным, получившим направле¬ние от органа служ-бы занятости, и соответствующим работодате¬лем о приеме на работу…………………….19
4. Социально – партнерские отношения в сфере труда………………………………...21
5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве……………………………………………………………………………………26
6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодатель-ства и охраной труда…………………………………………………………………………...31
6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных норматив-ных правовых актов, содержащих нормы трудового права…………………………………31
6.2. Охрана труда…………………………………………………………………………...35
7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового догово-ра…………………………………………………………………………………………………43
7.1. Материальная ответственности работодателя перед работником………………...43
7.2. Материальная ответственность работника………………………………………….45
8. Правоотношения по разрешению трудовых споров…………………………………49
8.1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых……………………………51
8.1.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спо-рам…………………………………………………………………………...………51
8.1.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом……………………..…54
8.2. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых спо-ров………………………55
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список использованной литературы………………………………………………………….62
Трудоустройство является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан - обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином "содействие занятости".5
Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройства возникают в трех взаимосвязанных видах:
Каждое из этих трех видов правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры работников.
3.1. Правоотношение между органом службы занятости и гражданином
Возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.
С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом службы занятости.
Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию в качестве безработного и использовать направления органа службы занятости для подыскания и получения подходящей работы.
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения. Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Орган службы занятости обязан:
При невозможности предоставления работы гражданин приобретает право на получение пособия по безработице.
Основанием прекращения данных правоотношений является акт приема на работу гражданина, т. е. заключение с ним работодателем трудового договора.
3.2.Правоотношение между органом службы занятости и работодателем
Возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.
Содержание этого
Работодатель обязан:
Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:
3.3. Правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.
Возникает с момента передачи работодателю гражданином направления органа службы занятости.
Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению органа службы занятости, выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю все необходимые при приеме документы.
Работодатель имеет право
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. На этом правоотношение гражданина по трудоустройству прекращается, и возникает трудовое правоотношение. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. В этом случае правоотношение по трудоустройству не трансформируется в трудовое правоотношение. Но оно может возникнуть по новому направлению с другим работодателем.
Следствием перехода к рыночным отношениям является обострение противоречий между работодателем и наемными работниками, влекущее за собой трудовые споры и забастовки. Конфликт порождает негативные последствия и для работников, и для работодателей, и для государства, поэтому все стороны заинтересованы в наличии социального мира, которого можно достигнуть цивилизованным путем на основе социального партнерства.
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся по двум причинам.
Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.
Во-вторых, высокие темпы ломки
старой экономической парадигмы, ускоренные
темпы либерализации социально-
Прошло совсем немного времени, и сегодня вряд ли найдется оппонент, сомневающийся в значимости системы социального партнерства как наиболее эффективного способа достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества в целом.6
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.7
Каждая из сторон социально-партнерских
отношений имеет
- государство реализует провозглашенную Конституцией Российской Федерации социальную функцию, показывая населению заботу о трудящихся, обеспечивая тем самым доверие к органам государственной власти, достижение социального мира и пополнение государственного бюджета;
- работодатели стремятся к отсутствию забастовок и уменьшению налогового пресса;
- работники имеют реальную возможность добиться повышения социальных гарантий и уровня оплаты труда.
Тем не менее, взаимосотрудничеству противостоит желание приумножения собственных средств, и если одной из сторон предоставляются особые права и гарантии в ущерб интересам других участников отношений, то сотрудничество на цивилизованной основе становится невозможным. Поэтому нормативно-правовая база должна обеспечивать систему противовесов в правах и обязанностях сторон социально-партнерских отношений.
Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются: Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях " (принят ГД ФС РФ 08.12.1995), Международной организацией труда принят ряд специальных конвенций: Конвенция N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных " [рус., англ.], (Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ), Конвенция №154 "О содействии коллективным переговорам" (Принята в г. Женеве 19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ), в которых отмечается, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в деятельность организации и управления ими. Там, где это необходимо, принимаются меры в целях поощрения и содействия развитию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей с одной стороны и организациями трудящихся с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.
В настоящее время идеология
социально-партнерских
Статья 26 Трудового кодекса Российской Федерации определяет следующие уровни социального партнерства:
Трудовой кодекс устанавливает следующие принципы, то есть основные руководящие начала, которые должны соблюдаться сторонами при ведении переговоров, консультаций, при заключении коллективных договоров и соглашений:
Информация о работе Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми