Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа
Правоотношения, тесно связанные с трудовыми - результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда. Нормы трудового права способны порождать юридическую связь между субъектами, то есть сами правоотношения, если субъекты совершают юридически значимое волевое действие - юридический акт, являющийся основанием возникновения правоотношения. В свете остроты проблемы актуальность темы трудового правоотношения как стержневого элемента всей системы трудового права сомнений не вызывает. Раскрытие и детальное рассмотрение всех элементов правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми является целью данной курсовой работы.
Введение.........................................................................................................................................3
1. Понятие и виды правоотношений сферы трудового пра-ва…………………………...5
2. Отношения по организации и управлению тру-дом…………………………………..11
3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройст-ву…………………...15
3.1. правоотношение между органом службы занятости и граждани-ном……………..17
3.2. правоотношение между органом службы занятости и работода¬телем…………...18
3.3. правоотношение между безработным, получившим направле¬ние от органа служ-бы занятости, и соответствующим работодате¬лем о приеме на работу…………………….19
4. Социально – партнерские отношения в сфере труда………………………………...21
5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве……………………………………………………………………………………26
6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодатель-ства и охраной труда…………………………………………………………………………...31
6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных норматив-ных правовых актов, содержащих нормы трудового права…………………………………31
6.2. Охрана труда…………………………………………………………………………...35
7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового догово-ра…………………………………………………………………………………………………43
7.1. Материальная ответственности работодателя перед работником………………...43
7.2. Материальная ответственность работника………………………………………….45
8. Правоотношения по разрешению трудовых споров…………………………………49
8.1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых……………………………51
8.1.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спо-рам…………………………………………………………………………...………51
8.1.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом……………………..…54
8.2. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых спо-ров………………………55
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список использованной литературы………………………………………………………….62
Социальное партнерство
Субъекты социально-
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Объекты социально-партнерских
Итак, социально-трудовая сфера занимает особое место в развитии демократических институтов. Происходящие в ней процессы во многом определяют не только экономическую, но и политическую стабильность общества. В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.
Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически "с чистого листа".
Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.
Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.8
непосредственно на производстве
В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.9
В ряде случаев, когда организация направляет специалиста на подготовку по определенной специальности в образовательное учреждение, с ним до начала обучения заключается контракт в соответствии с типовым контрактом. Такой контракт, например, заключается со специалистом, прошедшим подготовку в соответствии с государственным планом подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 44 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, и Типового контракта со специалистом, подготовленным в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации").
В случае если организация направляет работника на обучение в высшее или среднее профессиональное учебное заведение для овладения необходимой специальностью с учетом профиля деятельности организации в соответствии с Положением о целевой и контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942, заключается контракт между работодателем и студентом в соответствии с типовым контрактом, форма которого утверждена Постановлением Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.1995 N 73/7.
Такие контракты могут заключаться организациями, основанными на различных формах собственности и различных организационно-правовых формах.
Предметом этого контракта являются двусторонние обязательства осуществить целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности работодателя в кадрах соответствующей квалификации с соблюдением интересов обучающихся. Это означает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, специальными соглашениями и трудовым договором.
Гарантии и компенсации
Следует иметь в виду, что до выхода на работу студент как сторона контракта с работодателем может по его просьбе быть освобожден от исполнения обязанности проработать на предприятии (в организации) обусловленный срок при наличии ряда уважительных причин, возникших после заключения контракта. Это допускается, например, в следующих случаях:
- при наличии медицинских
- при наличии одного из
- если работа предоставляется
не по месту службы мужа (жены)
- военнослужащего офицерского
- если работа предоставляется
вне места постоянного
- если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню и профилю профессионального образования или нарушены условия жилищного либо материального обеспечения, предусмотренные контрактом;
- если место расположения
Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве складываются из трех групп правоотношений:
Правоотношение по ученичеству возникает между гражданином, принятым для обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней, и работодателем. Основанием возникновения данного правоотношения является ученический договор. ТК предусматривает два вида ученических договоров:
Субъектами правоотношения по ученичеству выступают ученик и работодатель. Содержание правоотношения составляют обязанность ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности. Правоотношение по ученичеству прекращается с момента окончания обучения и сдачи учеником квалификационного экзамена.
Правоотношение по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиях возникает между работником и работодателем, которые уже состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновения рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии с которым работник направляется на повышение квалификации. Данные правоотношения могут носить как краткосрочный, так и длительный характер. Правоотношение по повышению квалификации прекращается с окончанием обучения работника.
Правоотношение по руководству
обучением возникает между
6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового
законодательства и охраной труда
6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Трудовой кодекс РФ выделяет четыре способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:
Информация о работе Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми