Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Трудовое право как самостоятельная отрасль Российского права и учебная дисциплина
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Оно призвано обеспечивать интересы, потребности настоящего и будущих поколений российских граждан в благоприятных для жизни граждан условиях труда. Одной из важнейших форм реализации гражданами своих способностей к труду является работа по трудовому договору, наемными работниками или работодателями является большинство граждан Российской Федерации. Однако интересы работников и работодателей часто противоречат друг другу, поэтому в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений должно быть обеспечено их разумное сочетание.

Вложенные файлы: 1 файл

ТП.docx

— 157.74 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы, др. нарушения в сфере оплаты труда, несут не только административную, но и уголовную ответственность. В соответствии со ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом  в размере от 300 до 700 МРОТ или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишением свободы  на срок от 3 до 7 лет с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена  следующими статьями УК РФ: ст. 143 "Нарушение правил охраны труда"; ст. 145 "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет"; ст. 145.1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат"; ст. 146 "Нарушение авторских и смежных прав"; ст. 147 "Нарушение изобретательских и патентных прав"; ст. 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики"; ст. 216 "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ"; ст. 217 "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах".

Гражданско-правовая ответственность (в т. ч. материальная) может наступить лишь в случаях, установленных ФЗ. Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 277 ТК РФ). Этот ущерб может возникнуть в результате возмещения ущерба, причиненного иным лицам. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Материальная ответственность за вред, причиненный здоровью, предусматривается также в гражданско-правовых отношениях и регулируется гл. 59 ГК РФ. При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т. ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к др. профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

 
32. Материальная ответственность  в области трудового права:  основания и порядок привлечения  работника к материальной ответственности.  Условия наступления материальной  ответственности. Ущерб причиненный  работнику (работодателю). Основания  возмещения.

Гражданско-правовая ответственность (в т. ч. материальная) может наступить лишь в случаях, установленных ФЗ. Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 277 ТК РФ). Этот ущерб может возникнуть в результате возмещения ущерба, причиненного иным лицам. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Материальная ответственность за вред, причиненный здоровью, предусматривается также в гражданско-правовых отношениях и регулируется гл. 59 ГК РФ. При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т. ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к др. профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Материальная ответственность  работника регулируется нормами  главы 39 ТК РФ, Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 года №4204-IX (применяется в части, не противоречащей ТК РФ и др. Согласно статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества  третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность  за сохранность этого имущества), а также необходимость для  работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим  лицам. Согласно статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный  ему прямой действительный ущерб. Обязанность  работника возместить причиненный  ущерб возникает и в случае причинения работником вреда третьим  лицам в том случае, когда работодатель возместил этот ущерб за своего работника.  ТК РФ ограничивает ответственность  работника: неполученные доходы (упущенная  выгода) взысканию с работника  не подлежат. По общему правилу, размер ответственности работника не может  превышать среднего месячного заработка. Трудовым Кодексом РФ также установлена  полная материальная ответственность  для некоторых категорий работников. Различают индивидуальную и коллективную (бригадную) материальную ответственность. Руководитель организации и, как  правило, главный бухгалтер несут  полную индивидуальную ответственность  за ущерб, причиненный организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Расследование  и учет несчастных случаев  на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев  на производстве проводится в соответствии со ст. 227–231 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев  на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 27 февраля 2002 г. № 73 (далее — Положение). Ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя). Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая. Установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней. Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, учитываются и оформляются как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвовавшими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967. Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев, образуемыми и формируемыми в соответствии с ТК РФ, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Как правило, состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуют государственные инспекторы труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая. В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе. На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных ТК РФ случаях госинспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда; вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием его в производственной деятельности; в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных ТК РФ случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах. Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК РФ), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Надзор за соблюдением  законодательства о труде и  контроль за охраной труда.  Полномочия органов государственной  власти в. Органы, осуществляющие  государственный контроль. 
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности. В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют: 1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: а) федеральная инспекция труда; б) федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности; в) органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный  государственный надзор и контроль: а) органы исполнительной власти  на федеральном уровне; б) органы  исполнительной власти на уровне  субъектов Федерации; в) органы  местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный  контроль: профессиональные союзы,  инспектора труда (собственных  инспекций труда), уполномоченные  по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции  труда» (далее – Постановление  №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда  осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной  централизованной системой государственных  органов. Полномочия федеральной инспекции  труда регламентированы также в  статьях 353-365 ТК РФ.

В статье 23.12 КоАП РФ определены полномочия Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня  должностных лиц федеральной  службы по труду и занятости и  ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением  законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных  инспекций труда в субъектах  Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен Перечень должностных лиц федеральной  инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Государственные инспектора труда, являясь  федеральными государственными служащими, несут, согласно статье 364 ТК РФ, ответственность  за противоправные действия или бездействие  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции  труда осуществляют также федеральные  органы исполнительной власти по надзору  в установленной сфере деятельности.

В ТК РФ выделены в статьях 366-369 следующие  виды надзора:

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ;

Государственный энергетический надзор – статья 367 ТК РФ;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ;

Государственный надзор за ядерной  и радиационной безопасностью –  статья 369 ТК РФ.

В соответствии со статьей 366 ТК РФ государственный  надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по надзору  в сфере промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный  надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей  и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях  и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов  для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в  промышленности.

В соответствии с частью 1 статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением  мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических  и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган  исполнительной власти, выполняющий  функции по контролю и надзору  в сфере безопасности электрических  и тепловых установок и сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением  правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган  исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать  работников и работодателей о  нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"