Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспособности фирм и формирование стратегии, обеспечивающей эту конкурентоспособность. Поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм является центральным вопросом теории стратегического управления.
Соответственно одним из важнейших показателей эффективности предпринимательства становится конкурентоспособность, пронизывающая всю систему рыночного хозяйства. Она обеспечивается повышенными потребительскими свойствами предлагаемых на рынок товаров и услуг, конкурентными преимуществами соответствующих фирм и отраслей и, наконец, благоприятными позициями национальной экономики в системе международных отношений.

Содержание

Введение 3
1 Понятие конкурентных преимуществ 5
2 Методика конкурентного анализа 10
2.1 Понятие движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе 10
2.2 Анализ форм и интенсивности конкуренции 13
2.3 Определение положения конкурентов 18
3 Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ конкурентных преимуществ фирмы.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Конкурентное давление со стороны компаний-потребителей зависит от двух факторов:

1) возможности диктовать условия  и цены поставок;

2) уровня и конкурентной значимости  взаимодействия с производителями.

Потребители могут оказывать значительное конкурентное давление на производителей, если:

  • затраты потребителя на смену марки товара или переход на товар-заменитель относительно невысоки;
  • количество потребителей невелико;
  • данный потребитель особо ценен для производителя;
  • потребители хорошо информированы о товарах, ценах и издержках производителя;
  • существует реальная угроза вертикальной интеграции компаний-потребителей «назад», в отрасль поставщика;
  • потребители могут самостоятельно выбирать место и время покупки, и товар не относится к предметам первой необходимости.

Потребители могут оказывать лишь незначительное давление на производителей, если:

  • они делают покупки нерегулярно или в незначительных количествах;
  • смена марки товара для них связана со значительными издержками.

Модель, предложенная М. Портером, позволяет всесторонне проанализировать характер конкуренции в конкретной отрасли, оценить степень влияния каждого фактора, природу создаваемого им конкурентного давления и общую структуру конкуренции.

Как правило, чем сильнее общее воздействие факторов конкуренции, тем ниже уровень прибыли всех компаний-конкурентов.

Наиболее опасна ситуация в том случае, когда все пять факторов создают на рынке очень жесткие условия: соперничество между продавцами очень сильно, барьеры вхождения на рынок низки, конкуренция со стороны товаров-заменителей высока, а продавцы и покупатели оказывают одинаково сильное давление на условия сделок.

И, напротив, если ни поставщики, ни потребители не могут диктовать условия при заключении контрактов, отсутствуют достойные товары-заменители, входные барьеры в отрасль относительно высоки, а конкуренция между действующими игроками умеренная, то такая структура отрасли считается благоприятной и обещает высокую прибыль.

Задача менеджеров — разработать стратегию, которая максимально защищает компанию от влияния пяти факторов конкуренции, позволяет диктовать выгодные для компании правила конкуренции в отрасли, создает дополнительное давление на конкурентов. Чтобы справиться с этой задачей, менеджеры должны знать характер и перспективы развития конкуренции в отрасли и силу каждого ее фактора.

    1. Определение положения конкурентов

Следующий этап анализа конкуренции в отрасли — определение положения конкурентов на рынке. Он реализуется на основе построения карты стратегических групп.

Стратегическая группа — это совокупность конкурирующих компаний с примерно одинаковыми конкурентными стратегиями и положением на рынке либо объединенных следующими признаками8:

  • ассортиментом;
  • соотношением цена/качество;
  • каналами распространения продукции;
  • целевыми аудиториями и методами их привлечения, применяемыми технологиями;
  • уровнем сервиса и технической поддержки.

Если у всех компаний в отрасли идентичные стратегии и сходные рыночные позиции, такая отрасль состоит из одной стратегической группы. Если у каждой компании собственные приемы конкурентной борьбы и обособленная позиция на рынке, то стратегических групп столько же, сколько конкурирующих организаций.

Для составления карты стратегических групп и определения принадлежности компаний, работающих в отрасли, к той или иной группе необходимо:

  1. Установить критерии дифференциации компаний в отрасли, например:
    • уровень цена/качество (высокий, средний, низкий);
    • географический масштаб деятельности (районный, городской, региональный, национальный, глобальный);
    • ассортимент продукции (широкий, средний, узкий);
    • использование каналов распространения (один, несколько, все);
    • спектр предлагаемых услуг (узкий, средний, широкий) и т.д.
  2. Составить графики по двум избранным критериям, нанести точки, обозначающие местоположение каждой компании.
  3. Объединить компании, чье местоположение на графиках примерно совпало в одну стратегическую группу.
  4. Заключить каждую стратегическую группу в круг, диаметр которого соответствует доле группы в общем объеме продаж отрасли.

При составлении карты стратегических групп следует учитывать следующие моменты.

  1. Критерии, выбранные для дифференциации компаний, не должны дублироваться, иначе круги выстроятся по диагонали, и судить о конкретной позиции компаний можно будет лишь на основании одной переменной, поскольку вторая не даст никакой дополнительной информации.
  2. Необходимо выявлять наиболее значимые признаки дифференциации конкурирующих компаний и использовать их в качестве осей карты и главного критерия для разнесения компаний по стратегическим группам.
  3. Переменные, используемые в качестве осей, не должны быть ни количественными, ни непрерывными величинами.
  4. Круги различного диаметра должны наглядно представлять относительные размеры каждой группы.
  5. Если для того, чтобы представить различные аспекты конкурентных позиций и существующего взаимодействия компаний в отрасли, необходимо использовать больше двух критериев, то следует составить несколько карт.

На основании карт стратегических групп определяются следующие моменты9.

  1. Влияние, которое оказывают движущие силы и конкурентное давление в отрасли на определенные стратегические группы. Компании в стратегических группах, подверженных негативному влиянию, могут попытаться переместиться в группу, занимающую более благоприятную позицию. Результативность такого перемещения зависит от барьеров вхождения в выбранную группу. Попытки конкурирующих компаний перейти в другую стратегическую группу почти всегда усиливают конкуренцию. Если известно, что какие-то компании пытаются изменить свою конкурентную позицию, можно отметить на карте стрелками направление их перемещения, чтобы представить динамику конкурентной борьбы.
  2. Факторы, от которых зависят различия в потенциальной прибыльности различных стратегических групп. К таким факторам можно отнести неодинаковое конкурентное давление со стороны поставщиков или компаний-потребителей, со стороны товаров-заменителей из других отраслей, а также различную интенсивность конкуренции внутри стратегических групп и различные темпы роста сегментов, обслуживаемых каждой группой.

В целом, чем ближе расположены на карте стратегические группы, тем сильнее конкурентная борьба между входящими в них компаниями. Сильнее всего конкурируют между собой компании одной стратегической группы, а их вторые по значимости конкуренты — это компании из ближайших групп. Члены стратегических групп, значительно удаленные один от другого на карте, обычно не конкурируют друг с другом.

Чтобы превзойти соперников, надо понимать их стратегию, отслеживать и прогнозировать их действия. К основным способам получения информации, необходимой для анализа конкурентов, относят:

  • наблюдение за ситуацией на рынке;
  • анализ высказываний менеджеров конкурирующих компаний;
  • изучение ежегодных финансовых отчетов, отчетов независимых аналитиков, статей в отраслевых изданиях, пресс-релизов, информации на интернет-сайтах;
  • посещение экспозиций конкурентов на выставках;
  • беседы с клиентами конкурентов, их поставщиками, бывшими работниками и т.д.

Изучение состояния конкурентов и их перспектив помогает спрогнозировать их дальнейшие действия. Как правило, конкуренты, удовлетворенные своим положением, не меняют стратегию и вносят в нее лишь незначительные изменения. Положение дел компаний-неудачников может оказаться столь отчаянным, что это толкнет их на решительные наступательные или оборонительные действия. Хорошо налаженный сбор информации о конкурентах позволяет предугадать их действия, подготовить эффективные контрмеры, разработать оптимальный план действий для своей компании.

 

 

    1. Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия

Для страховых рынков конкурентная среда определяется пятью силами, в составе которых рассматриваются власть потребителей страховых услуг, власть потенциальных конкурентов, власть реальных конкурентов, работающих в этой же отрасли, власть страховой инфраструктуры и власть государства (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 - Силы, определяющие конкуренцию на страховом рынке10

 

По сравнению с товарными рынками не имеет значения влияние предприятий, поставляющих на рынок субституты, поскольку страховой продукт на рынке может быть заменен только страховым продуктом. Страховые услуги, которые страховщик оказывает своим клиентам, тесно связаны с характеристиками самих страховых продуктов. Без них страховые услуги теряют свой содержательный смысл. Лишь в некоторых очень узких сегментах рынка вместо страхового полиса можно использовать поручительство третьих лиц, а, например, на фондовом рынке применять хеджирование – весьма измененную технологию страхования по сравнению с теми во многом стандартными продуктами, которые имеют хождение на страховом рынке.  

Инфраструктурные подразделения выполняют функцию, аналогичную той, которую выполняют поставщики сырья на товарных рынках. Страховая инфраструктура – это совокупность служб и организаций, которые оказывают услуги участникам страхового рынка. К ним относятся: страховые издательства; страховое образование; страховой консалтинг; страховой аудит; актуарные службы; сюрвейеры, службы страховой статистики.

Помимо них услуги страховым организациям могут оказывать рейтинговые агентства и рекрутинговые службы. Сами по себе они не являются подразделениями именно страховой инфраструктуры. Но в первом случае они оказывают информационные услуги, которые могут стать и, как показывает практика, становятся мощным инструментом обострения конкурентной борьбы между страховыми организациями, а во втором случае – обеспечивают страховщика кадрами определенной квалификации, что также влияет на конкурентное поведение страховых операторов. Государство рассматривается как сила, которая оказывает влияние на конкурентную среду по двум причинам: во-первых, государство является прямым поставщиком заказов для страховой отрасли в связи с тем, что оно продуцирует необходимые законодательные нормы для введения обязательных видов страхования. И уже только в силу этого оно должно присутствовать в схеме основных конкурентных сил. Во-вторых, государство выступает основным агентом, обеспечивающим развитие страхового рынка как такового. Страховой рынок - это часть экономики страны, и поэтому он не может не ощущать на себе позитивные или негативные тенденции общего экономического развития.

Конкурентность рынка определяется возможностями воздействия отдельных фирм на рынок, т.е. влияния на условия реализации своей продукции, и, прежде всего, на цены. Чем это влияние меньше, тем более конкурентным считается рынок. На основе анализа дискуссионных оценок типа современного российского страхового рынка можно сделать вывод, что он является олигопольным. Это проявляется в заметном сокращении «предложения», т.е. числа страховых компаний, оперирующих на рынке, в доминировании интересов поставщиков страховых услуг над интересами потребителей, в стремлении к доминированию на рынке достаточно узкой группы поставщиков.

Основные условия конкурентной среды на страховом рынке – это  легитимность конкуренции, свободный доступ операторов на рынок, платежеспособный спрос на страховые услуги и общее состояние национальной экономики. В работе обоснован тезис, что конкурентная среда прямо зависит от конкурентоспособности страховых организаций и страховых продуктов.

При анализе признаков конкурентоспособности страховой организации учтено, что само понятие конкурентоспособности до сих пор не имеет однозначной трактовки в страховой теории. В значительной мере это связано с тем, что существует многообразие конкурентных преимуществ, которые пока не имеют типологии. С целью устранения этого пробела предпринята попытка ее разработки и выделено несколько типологических групп конкурентных преимуществ в зависимости от разных признаков.

Типология конкурентных преимуществ страховой организации11

По возможности применения на разных рынках:

- универсальные (например, доля рынка);

- специфические (например, уставный капитал, рейтинг).

В зависимости от стадии развития предприятия:

- нормативные (существуют при входе страхового  оператора на рынок, как правило, соответствуют минимальным требованиям, определенным в законодательном порядке);

- стихийные (складываются на стадии выживания  и адаптации страховой организации к конкурентной среде);

- стратегически  определенные;

В зависимости от спроса заинтересованных лиц:

- потребительские (например, цена – качество страховых  продуктов и услуг);

- конкурентов-соперников (например, квалификация кадрового состава, разнообразие продуктового ряда и наполнение «услуговой мантии»);

- работников  инфраструктурных подразделений  отрасли (например, информация для  составления рейтингов по видам  страхования, по финансовой устойчивости или платежеспособности);

- иностранных страховых организаций (например, стоимость компании, наличие лицензий на определенные виды страхования, наличие региональных филиальных сетей);

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия