Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике
1.Введение…………………………………………............................................2
1. Понятие и характеристика услуг
1.1. Понятие и характеристика услуг………………………………………….4
1.2 Функции рынка услуг………………………………………………………9
1.3. Географическое распределение и развитие торговли услугами………..11
2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм………………………………………………..…14
2.2. Международный рынок транспортных услуг…………………………....18
2.3 Международный рынок технологий………………………………….…....26
3. Россия на международном рынке туристических услуг
3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………...31
3.2. Цель и задачи развития сферы туризма в РФ…………………………..…36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………...……………….42
Приложение 1.Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..………….44
Приложение 2.
Туристские прибытия* и поступления от туризма в Европе в 2008 году…………………………………………………………………..……….46
Содержание.
1.Введение…………………………………………....
1. Понятие и характеристика услуг
1.1. Понятие и характеристика услуг………………………………………….4
1.2 Функции рынка услуг……………………………
1.3. Географическое распределение
и развитие торговли услугами……
2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм…………………………
2.2. Международный рынок
транспортных услуг…………………………..
2.3 Международный рынок
технологий………………………………….…....
3. Россия на международном рынке туристических услуг
3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………...31
3.2. Цель и задачи развития
сферы туризма в РФ…………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………...
Приложение 1.Динамика международных
туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..
Приложение 2.
Туристские прибытия* и поступления
от туризма в Европе в 2008 году………………………………………………………………….
Введение
Внешнеэкономические
связи становятся все более
заметной составной частью
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости. Можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.
Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность
России на мировом рынке
Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.
Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы услуг, такие как, деловые услуги, туристические, транспортные.
1. Понятие и характеристика услуг.
1.1. Понятие и характеристика услуг.
Услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле. В широком смысле услуги – комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.
Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно. В 2000 году удельный вес услуг в Российской Федерации составлял 47,2 %.1
Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.
Это объясняется следующими причинами:
Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу их предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.
Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных
отношений между странами, основанных
на международном разделении труда и других
факторах производства.
Все многообразие услуг в современной
развитой экономике можно сгруппировать
в несколько крупных, функционально более
или менее однородных подразделений общей
весьма разнородной структуры:
10. Личные, культурные, рекреационные услуги:
Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами – нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу.
Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм – поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.
Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.
Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:
Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:
Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%. 2
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70%. Хотя он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.
По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х годов вошли Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров – США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург.
Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму.
Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги. 3
1.2 Функции рынка услуг.
Говоря о роли услуг в экономике, можно отметить, что основные функции рынка услуги, по сути, сходны с функциями товарных рынков, но имеют ряд особенностей, которые отражают специфику услуги как рыночного продукта. Можно выделить следующие функции рынка услуг: