Анализ мировых рынков услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике

Содержание

1.Введение…………………………………………............................................2
1. Понятие и характеристика услуг
1.1. Понятие и характеристика услуг………………………………………….4
1.2 Функции рынка услуг………………………………………………………9
1.3. Географическое распределение и развитие торговли услугами………..11
2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм………………………………………………..…14
2.2. Международный рынок транспортных услуг…………………………....18
2.3 Международный рынок технологий………………………………….…....26
3. Россия на международном рынке туристических услуг

3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………...31

3.2. Цель и задачи развития сферы туризма в РФ…………………………..…36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………...……………….42

Приложение 1.Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..………….44
Приложение 2.
Туристские прибытия* и поступления от туризма в Европе в 2008 году…………………………………………………………………..……….46

Вложенные файлы: 1 файл

МИровой рынок услуг.docx

— 95.94 Кб (Скачать файл)

 



 

Содержание.                                                                                            Стр.:

1.Введение…………………………………………............................................2

1.  Понятие и характеристика  услуг

1.1. Понятие и характеристика  услуг………………………………………….4

1.2 Функции рынка услуг………………………………………………………9

1.3. Географическое распределение  и развитие торговли услугами………..11

2. Анализ мировых рынков  услуг

2.1 Международный туризм………………………………………………..…14

2.2. Международный рынок  транспортных услуг…………………………....18

2.3 Международный рынок  технологий………………………………….…....26

3. Россия на международном  рынке туристических услуг

 

3.1. Современное состояние  рынка туристических услуг в  РФ……………...31

 

3.2. Цель и задачи развития  сферы туризма в РФ…………………………..…36

 

Заключение……………………………………………………………………….40

 

Список литературы……………………………………………...……………….42

   

Приложение 1.Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..………….44

Приложение 2.

Туристские прибытия* и поступления от туризма в Европе в 2008 году…………………………………………………………………..……….46

 

 

 

 

Введение

 Внешнеэкономические  связи  становятся  все  более  заметной  составной частью хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций. Возрастает интерес  в экономическом,  производственном  и  научно-техническом сотрудничестве  с партнерами из зарубежных  стран.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она  не  имеет  вещественной  формы,  а выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги, т.е. потребительские стоимости.  Можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

          Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.

Задачи данной работы:

1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;

2. Проанализировать отдельные  отрасли мирового рынка услуг

3. Выявить роль услуг  в мировой экономике;

4. Изучить деятельность  России на мировом рынке туристических  услуг.

Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.

Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы услуг, такие как, деловые услуги, туристические, транспортные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие и характеристика услуг.

1.1. Понятие и  характеристика услуг.

Услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле. В широком смысле услуги – комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно. В 2000 году удельный вес услуг в Российской Федерации составлял 47,2 %.1

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

    • они, как правило, неосязаемы. Эта осязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;
    • услуги неотделимы от своего источника;
    • их производство и потребление происходит, как правило, одновременно;
    • для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

  • научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
  • развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
  • повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу их предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.

Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства. 
 
Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

 

  1. Транспорт:
  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)
  1. Поездки:
  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)
  1. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
  1. Строительство
  2. Страхование
  3. Финансовые услуги
  4. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  5. Роялти и лицензионные платежи
  6. Другие бизнес – услуги:
  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

10.  Личные, культурные, рекреационные  услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
  1. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

 

       Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами – нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм – поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

    1. персональные услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;
    2. деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:

  1. транспортные услуги;
  2. туризм;
  3. другие частные услуги.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%. 2

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70%. Хотя он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х годов вошли Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров – США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург.

          Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму.

Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером  транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги. 3

 

 

 

1.2 Функции рынка  услуг.

Говоря о роли услуг в экономике, можно отметить, что основные функции рынка услуги, по сути, сходны с функциями товарных рынков, но имеют ряд особенностей, которые отражают специфику услуги как рыночного продукта. Можно выделить следующие функции рынка услуг:

  1. Экономическая функция рынка платных услуг состоит в обеспечении эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества. Реализация данной функции предполагает установление равновесия в области цен. Таким образом, при отсутствии монополизации каких-либо ресурсов все участники рынка оказываются в приблизительно равных условиях, что увязывает производство услуг с реальными изменяющимися потребностями.
  2. Социальная функция рынка услуг выражается в реализации свободы выбора. Производитель услуг, ориентируясь на динамично развивающиеся и изменяющиеся потребности, создает новое предложение. Для обеспечения такого роста необходимы ресурсы, в том числе и трудовые, что приводит к созданию новых рабочих мест. Поэтому рынок является движущей силой, которая мотивирует предпринимателей на разработку новых предложений.
  3. Воспроизводственная функция рынка платных услуг направлена на обеспечение непрерывности и бесперебойности процесса производства всего многообразия услуг и товаров. Реализуя товары на рынке, предприятие получает прибыль, которая затем направляется в расширение производства. При этом одновременно происходит рост предоставления сопутствующих данным товарам услуг.
  4. Стимулирующая функция рынка услуг связана с конкуренцией и рыночными ценами, учитывающими общественно необходимые затраты труда профильных специалистов с учетом потребительских свойств услуг, а также объема предложения и спрос на них.
  5. Санирующая функция аналогична общей функции рыночного механизма и связана с «очищающим» влиянием конкуренции на профессионально слабые и экономически неэффективные хозяйственные единицы, открывает новые возможности для более продуктивных и перспективных.
  6. Конкурентная функция означает профессиональное и социально-экономическое соперничество за достижение более качественных результатов в производстве услуг и обслуживании потребителей, направленное на более полное удовлетворение их потребностей.
  7. Регулирующая функция предполагает, что рынок обеспечивает достижение равновесия между структурой производства услуг и товаров и объемом и структурой потребностей общества. 4

Информация о работе Анализ мировых рынков услуг