Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике
1.Введение…………………………………………............................................2
1. Понятие и характеристика услуг
1.1. Понятие и характеристика услуг………………………………………….4
1.2 Функции рынка услуг………………………………………………………9
1.3. Географическое распределение и развитие торговли услугами………..11
2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм………………………………………………..…14
2.2. Международный рынок транспортных услуг…………………………....18
2.3 Международный рынок технологий………………………………….…....26
3. Россия на международном рынке туристических услуг
3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………...31
3.2. Цель и задачи развития сферы туризма в РФ…………………………..…36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………...……………….42
Приложение 1.Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..………….44
Приложение 2.
Туристские прибытия* и поступления от туризма в Европе в 2008 году…………………………………………………………………..……….46
1.3. Географическое распределение и развитие торговли услугами.
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. 5
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки. 6
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Из изложенных выше материалов можно сделать вывод, что ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
2. Анализ мировых рынков услуг.
2.1 Международный туризм.
Международный туризм – один из важнейших секторов международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса.
Растущий спрос на туристические услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами.
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.
Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2008г. в мире было зарегистрировано 922,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 944 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны. 7
Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна (Приложение 1), что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.
В целом на 2008 год наблюдается рост туристских прибытий на 18 миллионов, или на 2%, по сравнению с 2007 годом. Из них 1,5 миллиона приходятся на Европу, 2,1 миллиона – на Азиатско-Тихоокеанский регион, 4,1 миллиона – на Америку, 1,7 миллиона – на Африку и 8,5 миллиона – на Ближний Восток.
Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений предыдущих лет. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.
Основными целями международных туристических прибытий следующие: более половины – 470,2 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм – 138,3 миллион, или 15%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр., они составили 313,5 миллионов, или 34 %.
Прибытия
воздушным транспортом
Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2008 году 80 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.
Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в европейском регионе (Приложение 2) показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2008 году только в половине стран. Отрицательным рост оказался во Франции (-3,2%), Ирландии (-3,7%), Италии (-2,1%), Казахстане (-11,1%), Нидерландах (-8,2%), Польше (-13,5%), Испании (-2,3%) и Великобритании (-2,2%). Такое снижение количества прибытий произошло в результате глобального экономического кризиса и связанных с ним колебаний обменных курсов. Наилучшая ситуация в Турции, которая с ее привлекательным обменным курсом и легким визовым режимом смогла достичь 12%-ного роста туристских прибытий. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (16,2%) и Испания (11,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13% от общеевропейских поступлений), Францию (11,7%) и Италию (9,7%).
Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий.
Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и в некоторой степени улучшил их.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
Специалисты предполагают, что к 2020 г. число международных туристских прибытий должно составить 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой – 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион – 397 млн. туристов, третье займет Америка – 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений. 9
2.2. Международный рынок транспортных услуг.
В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции. Процесс доставки товара внутри страны в международной торговле включает:
Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, перевозимых грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух или более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).
Международные транспортные услуги включают не только непосредственно перевозочную деятельность, но и целый ряд сопутствующих операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала – порта, железного узла; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа; временное хранение в промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).
Затраты, связанные с оплатой магистральных видов транспорта и сопутствующих операций, составляют транспортные расходы грузовладельца.
Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень сильно влияют на указанные процессы. Общая тенденция состоит в том, что международные перевозки грузов растут медленнее, чем международная торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.
Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП и, особенно, в ВВП развитых стран сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара.