Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в том, что она доведена до разработки рекомендаций по совершенствованию организации деятельности гостиничного хозяйства, а также структурной оптимизации управления гостиничным комплексом. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения деятельности гостиничного комплекса и конкурентоспособности и устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Гостиничное хозяйство как сектор сферы услуг 4
1.2 Формы управления гостиничным хозяйством 11
1.3 Международная классификация средств размещения и гостиниц 15
1.4 Технология оборудования гостиничного фонда 25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
2.1 Организационная структура гостиничного предприятия 30
2.2 Структура управления гостиничным предприятием 36
2.3 Система автоматизированной обработки данных в гостиничной деятельности 39
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 46
3.1 Общая характеристика ТОО «Ульбинские горы» 46
3.2 Анализ финансового состояния ТОО «Ульбинские горы» 50
3.3 Мероприятия по улучшению деятельности гостиничного хозяйства 62
- группировка в соответствии
с требованиями национальных
стандартов на классы и
- не входят в категорию
В соответствии с ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах-10.
В другом нормативном документе - «Правилах
предоставления гостиничных услуг»
даётся следующее определение
Гостиничные предприятия классифицируются по различным критериям. Цель классификации - определить соответствие конкретной гостиницы, а также номеров установленным критериям или принятым стандартам на обслуживание. Более употребляемыми среди критериев являются следующие:
- уровень комфорта;
- вместимость;
- функциональное назначение;
- месторасположение;
- продолжительность работы;
- обеспечение питанием;
- продолжительность пребывания клиентов и т.д.
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта - это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
- состояние и структура
- состояние мебели, инвентаря, предметов
санитарно-гигиенического
- наличие, состояние и режим работы предприятий питания;
- состояние здания, подъездных
путей, обустройство
- информационное обеспечение и
техническое оснащение, в том
числе наличие телефонной, спутниковой
связи, телевизоров,
- обеспечение возможности ряда дополнительных услуг.
Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.
Классификация гостиниц по уровню комфорта принята во всем цивилизованном мире. В болшинстве европейских стран(Франция, Россия, Словения, Испания) она входит в компетенцию государственных структур и является предметом рассмотрения специальных законодательных актов.
Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:
- европейская, или, как её
часто называют, система “звезд”,
базирующаяся на Французской
национальной системе
- система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции;
- система “корон”, применяемая в Великобритании;
- система категорий (Италия, Израиль).
В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одного государства существует несколько систем классификации. Например, в Великобритании наряду с системой “корон” успешно применяется классификация, предложенная ассоциацией британских турагенств- British Travel Authority (BTA):
- бюджетные гостиницы (
- гостиницы туристского класса
(в структуре обязательно
- гостиницы среднего класса (уровень
обслуживания достаточно высок)
- гостиницы первого класса (очень
высокое качество комфорта и
отличный уровень обслуживания)
- гостиницы высшего класса (уровень
обслуживания и проживания
Наиболее распространенной считается французская национальная система классификации, устанавливающая для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять категорий с присвоением определенного количества звезд (*, **, ***, ****, *****), одна- без звезды. Такая система позволяет наиболее полно охватить рынок гостиничных услуг.
Согласно классификации, принятой
в Германии, гостиничные предприятия
подразделяются на пять классов. С целью
гармонизации с европейской системой
здесь предусматривается
- туристский класс - «*»;
- стандартный класс - «**»;
- комфортный класс - «***»;
- первый класс - «****»;
- люкс - «*****».
Следует отметить, что определение соответствия с системой «звезд», иногда носящее чисто условный характер, характерно и для других систем (букв, «корон», категорий). Так, в Греции гостиницы категории «А» соответствуют четырехзвездочному уровню, «В» - трёхзвездочному, «С» - двухзвездочному, «Д» - однозвездочному. В Италии первая категория условно соответствует уровню «****», вторая - «***», третья - «**». Для того чтобы систему «корон», используемую в Великобритании, привести в соответствие с системой «звезд», необходимо от общего числа «корон» отнять одну «звезду».
К пониманию уровня комфорта как критерия классификации и проведения процедуры присвоения категории в зависимости от уровня комфорта в каждом отдельном государстве подходят по разному. Данное обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями государств, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц. В этом направлении остается безрезультатной деятельность ВТО, Комитета гостиничной и ресторанной индустрии ЕС, Международной гостиничной ассоциации (МГА). Решение данной проблемы усложняется ещё и потому, что наряду с гостиницами функционируют и другие многочисленные виды средств размещения, обладающие своей спецификой.
В 1989 году ВТО разработаны рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Данные рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного обслуживания и мебели, энерго- и водоснабжению, отоплению, санитарии, безопасности и связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу.
Под вместимостью гостиничного предприятия понимается число койко-место или номеров, которое может быть предложено клиентам одновременно.
Койко-место - площадь с кроватью,
предназначенная для
Номер - помещение, состоящее из одного или нескольких койко-мест, оборудованное в соответствии с требованиями к гостинице данной категории. Различают одноместные, двухместные, трёхместные и т.д. номера. Одноместный номер в гостинице, мотеле представляет более дорогую категорию размещения одного посетителя. Двухместный номер предназначен для одновременного проживания двух посетителей. Площадь номера должна позволять пользоваться всем его оборудованием в условиях комфорта и свободного доступа. ВТО разработаны специальные рекомендации, предусматривающие, что площадь одноместного номера не может быть менее 8м2 , а двухместного - менее 10м2. В ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» определено, что минимальный размер одноместного номера не менее 8м2, двухместного - 12м2.
По количеству комнат номера могут быть однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные и т.д.
По назначению различают номера бизнес - класса, эконом - класса, номера - апартаменты и т.д.
Номера бизнес - класса предназначены для размещения туристов, пребывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть созданы условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер и т.д.
Номера экономического класса предназначены для широкого контингента туристов. Отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения.
Номера - апартаменты (2-, 3-, 4-комнатные), предназначены, как правило, для долгосрочного размещения семей. В номере - апартаменте обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания.
Общепринятого подхода к определению
вместимости малых, средних и
больших гостиниц в настоящее
время нет. В каждой стране данный
вопрос решают по-разному, учитывая конкретные
особенности социально-
Для европейского региона небольшие
гостиницы (например, в Германии малой
считается гостиница
Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости:
- малые - до 150 мест (не более 100 номеров);
- средние - 150-400 мест (до 300 номеров);
- большие - свыше 400 мест (свыше 300 номеров);
- мега-отели (более 600 номеров).
Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий прежде всего выделяют их две большие группы:
- транзитные;
- целевые.
Транзитные гостиницы
Обычно они располагаются
В группе целевых гостиниц выделяют гостиницы делового назначения и гостиницы для отдыха.
Гостиницы делового назначения обслуживают
лиц, пребывающих с деловой целью
(деловая поездка, командировка, участие
в съезде и т.д.). Для обслуживания
деловых людей должны быть созданы
соответствующие условия, в связи,
с чем к гостиницам делового назначения
предъявляются следующие
- месторасположение вблизи
- преобладание в номерном фонде одноместных номеров;
- обязательная организация в номере, наряду с зоной отдыха и сна, рабочей зоны;
- наличие специальных помещений
для проведения деловых
- наличие в номерном фонде
номеров-апартаментов, необходимых
для обслуживания деловых
- наличие специального
- наличие служб финансового обеспечения: отделений банков, пунктов обмена валюты и т.д.;
- обеспечение возможности
- оборудование стоянок и
Среди гостиниц для отдыха выделяют курортные и туристские. Концепция курортной гостиницы предусматривает предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья.
Наиболее популярным местом размещения
курортных гостиниц являются территории,
предоставляющие возможности
В структуре курортных гостиниц
в обязательном порядке должны быть
предусмотрены помещения для
оказания медицинских услуг лечебно-
Продолжительность периода активного функционирования курортных гостиниц варьировать от 90 до 180 дней, что часто зависит от климатических и ряда других факторов.
Сущность концепции туристской гостиницы сводится к следующим моментам:
- туристская гостиница
- комплекс услуг, предлагаемых
в туристской гостинице,
- для организации обслуживания
в структуре туристской
В зарубежной практике в группе туристских
гостиниц наибольшее распространение
получили гостиницы спортивного
назначения, предоставляющие туристам
широкие возможности для
По месторасположению
- в черте города (в центре, на
окраине). Центральными являются
практически все гостиницы
- на морском побережье. В
- в горах. Обычно это небольшие
гостиницы в живописной горной
местности на туристском
По продолжительности работы гостиницы подразделяются на три вида:
- работающие круглогодично;
- работающие два сезона;
- односезонные.
По обеспечению питанием выделяются следующие гостиницы: