Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:32, реферат
Деловые отношения – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение поставленной цели. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Целью курсовой работы является изучение деловых отношений в сфере туризма.
Для раскрытия цели необходимо выделить следующие задачи: дать понятие деловых отношений в общении, рассмотреть структуру и функции делового общения, общие этические принципы и характер делового общения в туризме (с коллегами, партнерами, клиентами).
Введение
Деловые отношения – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение поставленной цели. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
В туристической сфере – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Обязательным условием является грамотное общение с людьми, так как от умения расположить собеседника к себе зависит и конечный результат. Поэтому данная тема является актуальной на протяжении уже нескольких столетий.
При написании курсовой мною использовались следующие источники: «Этика деловых отношений» В.К. Борисова. В нем рассматриваются особенности деловых отношений, этика современных коммуникаций с коллегами, подчиненными, руководством. «Этика бизнеса» Ю. Ю. Петрунина, где обозначены требования к менеджеру в процессе выполнения им его функциональных обязанностей. Изложены основные темы, проблемы, подходы, концепции бизнеса. Далее мною была использована книга Фритцше Д. Дж. «Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива». В книге рассмотрены вопросы, возникающие при сложных деловых связях, в том числе проблемы, которые приходится решать руководителям компаний. Мною использовалась и другая литература.
Объект исследования – деловые отношения, а предмет – деловые отношения в туризме.
Целью курсовой работы является изучение деловых отношений в сфере туризма.
Для раскрытия цели необходимо выделить следующие задачи: дать понятие деловых отношений в общении, рассмотреть структуру и функции делового общения, общие этические принципы и характер делового общения в туризме (с коллегами, партнерами, клиентами).
Методологической основой при написании данной курсовой работы явились труды специалистов в области деловых отношений и бизнеса в сфере туризма.
Для решения поставленных
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения
и списка используемой
Глава
1. Понятие, структура
и функции делового
общения
Деловые отношения – один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности.
В деловых отношениях существует три типа этических правил и норм:
- формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществом;
- общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д.);
- нормы группового поведения (профессиональные).
Хотя в идеале они должны совпадать, на практике между ними всегда есть расхождения.
Культура делового общения включает в себя культуру делового разговора, делового совещания, приема посетителей и общения с ними, ведения телефонного разговора, деловых приемов, презентации, одежды и манер, письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.
В процессе предпринимательской деятельности определенному человеку или группе людей приходится принимать решения. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и культура делового общения, соответствующая общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются важным средством повышения его эффективности. Это правила этикета, согласования, взаимодействия и самоподачи.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».1
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта, что оно служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.2
С учетом всего вышесказанного этику делового
общения можно определить как совокупность
нравственных норм, правил и представлений,
регулирующих поведение и отношения людей
в процессе их производственной деятельности.
Она представляет собой частный случай
этики вообще и содержит в себе ее основные
характеристики.
1.2.
Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:
- Коммуникативной – состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами;
- Интерактивной – заключается в организации взаимодействия между
общающимися индивидами (обмен действиями);
- Перцептивной – означает процесс восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления на этой основе
взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Рассмотрим каждую функцию в отдельности.
Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.3
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
- открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
- отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
- закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.
Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).
Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов:4
«Закрытые» - это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.
«Открытые» вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение...»