Договорные отношения в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Особенности подготовки и заключения договоров в туризме….....3
ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме……...…………………....7
2.1 Договорные отношения между туроператором и турагентом…………….7
2.2 Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг…………..……………………………………8
2.3 Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг………………...………………………………………………15
2.4 Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

прав. обесп. тур. 9.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме

 

2.1 ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И ТУРАГЕНТОМ

  

   Обычно договорные отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

1. как  договор поручения, по которому  туроператор (доверитель), расположенный  зарубежом, поручает российскому  турагенту (поверенному) заключить  договоры с потребителями услуг  от имени доверителя;

2. как  договор комиссии, когда в роли  комитента выступает зарубежный  туроператор, а в роли комиссионера - отечественный турагент. С точки  зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить  услуги туроператора как непосредственно  зарубежом, так и при заключении  договора с турагентством;

3. как  договор купли-продажи имущественных  прав (туристического продукта).

   В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон; система взаиморасчетов; формы контроля над деятельностью; условия продвижения продукта на рынок, в частности, организация рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта; степень ответственности сторон при претензиях и т.д.

   В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения, а также предусматривается система дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.

   В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а также действующим законодательством.

 

2.2 ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  МЕЖДУ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ  И ПОТРЕБИТЕЛЕМ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

  

   Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского договора.

Стоит отметить, что исследуемый договор не имеет  общепринятого наименования в международной  практике и торговле. Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные  рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту  на путешествие не вступившая в силу. В Конвенции используется понятие "организованный контракт на путешествие", которое означает любой контракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому  лицу комплекс услуг за общую цену. Аналогичное определение рассматриваемого договора содержит § 651 Германского  гражданского уложения.

   В российской юридической науке разграничение договора возмездного оказания услуг и договора купли-продажи представляется малоинтересным. Это обусловлено тем, что договор возмездного оказания услуг, в отличие от договора подряда, например, не предполагает ни создание вещи, ни последующую ее передачу подрядчику. Однако, данный вопрос приобрел практическое значение вместе с появлением Закона «Об основах туристской деятельности». Этот закон определил отношения между туристом и туроператором (турагентом) как розничную куплю-продажу турпродукта, то есть куплю-продажу права на комплекс различных услуг в сфере туризма.

Различия  между нормами ГК РФ и Закона о  туризме долгое время служили  основанием для дискуссии в отечественной  юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора.

   В связи с этим можно выделить две наиболее распространенные точки зрения на данную проблему.

   Сторонники одной позиции рассматривают турпродукт как товар или же, как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими субъектами, не имеющими прямых договорных отношений с туристом.

В соответствии с этой позицией договорные отношения  туриста и туристской фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер «продукта», приобретаемого у турфирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает, в конечном итоге, получить необходимый ему  набор услуг. Фирма же предоставляет  ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения в  определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно (физически) осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных, отношений  с данным туристом, но состоящими в  договорных отношениях с турфирмой, в которой он приобрел «продукт». Например, гарантия проживания в отеле  определенного класса, двухразовое  питание, трансфер, экскурсионное обслуживание в соответствии с программой и  т.д. В частности, имеется в виду и приобретение гарантий оказания определенных видов услуг и самой турфирмой  непосредственно туристу. Например, сопровождение по маршруту, встреча  представителями фирмы в промежуточных  пунктах маршрута и т.д.

   Как правило, приобретаемая туристом совокупность этих прав (гарантий) оформляется турфирмой в виде путевки. Таким образом, путевка является конечным "продуктом" деятельности турфирмы и соответственно предметом ее реализации. Она представляет собой совокупность прав (гарантий) получения туристом количественно и качественно определенных услуг. При этом вопрос о том, что именно представляет собой путевка, носит далеко не отвлеченный характер.

   Получение туристом самих услуг представляет собой уже процесс потреблении туристом приобретенной "продукции". Естественно, что за туристом остается возможность предъявления претензий к турфирме, продавшей ему путевку, в случае неполучения или получения не в полном объеме услуг, гарантии предоставления которых, он приобрел у турфирмы.

   Итак, предмет договора - туристский продукт - определялся как имущественное право на тур, предназначенное для реализации туристу. Тур, в свою очередь, это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия.

    Однако большинство авторов придерживаются иной позиции. По их мнению, правовой формой исследуемых отношений является договор возмездного оказания услуг.

   Сущность договора о реализации туристского продукта состоит в таком случае в возникновении у одного лица (туриста) права по отношению к контрагенту требовать оказания последним определенных услуг. Определение же предмета договора о реализации туристского продукта как возмездной передачи товара (имущественных прав) не только не отвечает сущности договора и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий.

   Целью туристского договора является удовлетворение потребностей граждан в организации их отдыха. Поэтому, несмотря на разнообразие квалификаций этих договоров, их сущность выражается в предоставлении комплекса туристских услуг - путешествия (отдыха), включающего элементы перевозки, размещения и других услуг.

   Кроме того, в отличие от договора купли-продажи, предполагающего, как правило, краткосрочный характер обязательственных отношений между продавцом и покупателем, договор оказания услуг рассчитан на длящиеся отношения. То есть, применяя положения договора оказания услуг к туристским отношениям, туроператор (турагент) остается ответственным за исполнение договора на протяжении всего времени отдыха туриста - с момента принятия заявки от туриста до момента его прибытия в место отправления.

   С 1 июня 2007 г. в силу вступила редакция Закона «Об основах туристской деятельности в РФ», которая преобразила его содержание и смысл. Так, в отличие от первоначальной редакции, трактовавшей туристский продукт как право на тур и порождавшей проблемы в правоприменительной практике, новый закон под туристским продуктом понимает комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену.

   Следовательно, договор, регулирующий отношения по поводу предоставления комплекса туристских услуг, может быть ничем иным, как договором оказания услуг. Однако законодатель называет данный договор по-прежнему договором о реализации туристского продукта. Такое название не соответствует сути этого договора и снова вводит в заблуждение относительного его предмета.

   Итак, действующий Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» предлагает следующий вариант определения правоотношений турист-туроператор (турагент). Согласно ст.10 Закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации. Далее речь идет о существенных условиях такого договора.

   Таким образом, в новой редакции закона законодатель отказался напрямую типизировать туристский договор, ограничившись указанием на требование его соответствия законодательству Российской Федерации, в частности, Гражданскому кодексу РФ и законодательству о защите прав потребителей, и перечислив существенные условия такого договора

   К существенным условиям договора относятся:

  • информация о туроператоре или турагенте;
  • сведения о туристе;
  • достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества туристского продукта является сертификат соответствия;
  • дата начала и дата окончания путешествия;
  • розничная цена продукта и порядок его оплаты. При этом в договоре должен быть определен порядок взаиморасчетов с учетом Франкфуртской таблицы по снижению цен за поездки или без нее;
  • порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • медицинское страхование и обеспечение. При этом если законодательством страны пребывания предусмотрена оплата туристом услуг по медицинской помощи, страховой полис ему должен быть вручен до момента отъезда;
  • минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;
  • порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов по предъявленным претензиям.

    Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации туристской деятельности в РФ», между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

   Согласно действующему законодательству, сторонами договора являются лица, у которых возникают права и обязанности по этому договору и которые несут ответственность за его исполнение. При этом необходимо помнить, что исполнителем услуги является не сотрудник фирмы, который подписывает договор, а сама фирма.

   Сторонами в договоре оказания туристских услуг могут быть любые физические и юридические лица, обладающие гражданской правосубъектностью, что позволяет сделать вывод о публичности данного договора.

   Так, согласно ст. 426 ГК РФ «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий обязанности по продаже товара, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится».

   Туристскому договору, как публичному, принадлежит ряд определенных черт:

  • туристская фирма должна вступать в договорные отношения с любым физическим или юридическим лицом, которые к ней обращаются;
  • туристская фирма не вправе оказывать предпочтение одному клиенту перед другим;
  • условия договора между клиентом и туристской фирмой устанавливаются одинаковые для всех потребителей (за исключением случаев, когда допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);
  • отказ (уклонение) туристской фирмы от заключения договора возможен только в том случае, если у нее отсутствует возможность предоставить туристские услуги.

   Письменная информация о туристской услуге, содержащаяся в информационных листках, прайс-листах и рекламных проспектах будет являться публичной офертой при наличии трех условий:

  • эта информация должна содержать все существенные условия договора;
  • она должна быть оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях;
  • из нее должно следовать желание стороны заключить договор с любым, кто отзовется.

Информация о работе Договорные отношения в туризме