Договорные отношения в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Особенности подготовки и заключения договоров в туризме….....3
ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме……...…………………....7
2.1 Договорные отношения между туроператором и турагентом…………….7
2.2 Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг…………..……………………………………8
2.3 Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг………………...………………………………………………15
2.4 Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

прав. обесп. тур. 9.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

   Обращение потребителя в туристскую фирму на основании такой информации является акцептом. Главным условием такого обращения является срок, определенный в оферте либо разумный срок. Например, если в рекламном предложении предлагаются туры на море с указанием цены, но не указываются сроки туристского путешествия, то разумным будет срок 2 - 4 месяца с момента выхода рекламы.

   В большинстве случаев туристский договор выступает в виде договора присоединения, под которым понимается «договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом».

   Одним из таких бланков является туристская путевка, которая позволяет туроператору или турагенту принимать наличные денежные средства от туристов без использования контрольно-кассовой техники. Приказом Минфина РФ 09.07.2007 г. была утверждена новая форма бланка туристской путевки Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка строгой отчетности».

   Это означает, что клиент (турист) не участвует в выработке или согласовании существенных условий договора и при желании совершить туристскую поездку с данной фирмой, у него есть только одна возможность - присоединится к условиям договора, предлагаемым туристской фирмой.

   В связи с сезонностью туристских услуг и большим спросом на них в «красные» сезоны, под которыми подразумеваются летние месяцы, в туристской индустрии практикуется заключение предварительного договора. Предварительный договор обязывает стороны (туристскую фирму и туриста) заключить в будущем договор об оказании туристских услуг. Особенность предварительного договора состоит в том, что он заключается до наступления «красного» сезона, и обязывает туристскую фирму предоставить туристскую услугу, в отношении которой заключен договор с клиентом-туристом на условиях предусмотренных именно этим договором.

   Таким образом, такой договор должен называться «Предварительный договор о реализации туристского продукта». Далее в нем указываются стороны, которые его заключают, с их полным и точным наименованием и/или фамилией, именем, отчеством, местонахождением. Затем прописывается, что указанный договор заключен в связи с достижением между сторонами соглашения о заключении в будущем (указывается определенный срок) договора о реализации туристского продукта. Далее перечисляются предмет и другие существенные условия предполагаемого в будущем договора. Необходимо также предусмотреть ответственность в случае отказа в дальнейшем одной из сторон от заключения договора о реализации туристского продукта. Но при этом следует иметь в виду, что заключение сторонами предварительного договора не освобождает их в дальнейшем от обязанности составить самостоятельный письменный документ - договор о реализации туристского продукта.

   Законодательно предусмотрен особый порядок изменения или расторжения договора.

   В соответствии с действующим законодательством РФ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. При этом четко ограничен круг таких обстоятельств.

   К существенным изменениям обстоятельств относятся:

1. Ухудшение  условий путешествия, указанных  в договоре и туристской путевке.

Такая ситуация может возникнуть, например, в случае, когда забронирован определенный номер  в выбранном вами отеле, но по независимым  от сторон причинам отель уже после  подтверждения брони и заключения договора уведомляет о невозможности  предоставления указанного номера, а  взамен предлагает менее благоустроенный  номер.

2. Изменение  сроков совершения путешествия.

Данное  основание как повод для расторжения  договора возможно, как со стороны  туриста, так и со стороны туристической  фирмы. Изменение сроков совершения путешествия может возникнуть и  по субъективным причинам, в связи  с определенными обстоятельствами, возникшими у туриста, и в связи  со сменой графика полетов или  движения транспорта, изменения дат  заезда в отель и т. п. В случае если новые сроки не устраивают какую-либо из сторон, у нее есть право расторгнуть  договор.

3. Непредвиденный  рост транспортных тарифов.

Рост  тарифов напрямую повлечет изменение, естественно, в большую сторону  стоимости путешествия в целом, поэтому у туриста есть право  отказаться от такого подорожавшего  тура и подобрать что-то более  подходящее по цене, либо вообще расстаться на время с мыслью о путешествии.

4. Невозможность  совершения туристом поездки  по не зависящим от него  обстоятельствам (болезнь туриста,  отказ в выдаче визы и другие  обстоятельства).

   В случае возникновения любого из вышеперечисленных обстоятельств следует иметь в виду, что каждое из них в обязательном случае должно быть документально подтверждено, поскольку в противном случае у противоположной стороны имеется возможность усомниться в действительном наличии оснований для изменения или расторжения договора.

   Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.

Особо оговорен в законодательстве случай возможного расторжения договора в случае угрозы безопасности туриста.

Особое  внимание следует обратить на такой  раздел договора, как ответственность. При этом в указанном разделе  обычно указывается ответственность  обеих сторон, и туристу желательно внимательно ознакомиться с основаниями  для применения мер ответственности, как к туристической фирме, так  и к нему как к потребителю  туристических услуг. В связи  с произошедшими изменениями  в законодательстве наибольшая часть  ответственности в настоящее  время возложена на туроператора.

   Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

 

2.3 ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И ПОСТАВЩИКАМИ  ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

  

   Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договора в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без  достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, дееспособности, кредитоспособности.

   Правоспособность - это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристической деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и т.д.).

    Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамического анализа.

   Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами:

1. путем  анализа финансового состояния  предприятия (размеров уставного  фонда, годового оборота, прибылей  и убытков за предыдущие годы);

2. предоставлением  банковской гарантии, на основании  которой банк принимает на  себя всю ответственность за  действие предприятия.

   Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой - представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

    Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату.

    Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.

    Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

    Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

   Все взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

    Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

   Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям договора между рецептивным туроператором и поставщиком услуг относятся:

  • информация о туроператоре;
  • информация о поставщике туристских услуг;
  • достоверная информация о свойствах туристских услуг;
  • график заездов групп;
  • розничная и оптовая цена услуг;
  • порядок встречи и проводов туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

   Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение составляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

   Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями О договорных отношениях между туроператором и гостиницами:

  • о квоте мест с гарантией заполнения 30 - 80 %. Туристическое предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которое оно должно заполнить туристами. Туристское предприятие гарантирует оплату 30 - 80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. От остальной части квоты предприятие может отказаться;
  • о квоте мест без гарантии заполнения. Туристическое предприятие не берет на себя гарантии заполнения выделенной квоты мест. В случае неиспользования их в установленный период - места аннулируются;
  • о твердой закупке мест с полной оплатой. Турфирма полностью оплачивает гостинице выделенную квоту, независимо от ее заполнения.
  • о текущем бронировании. Турпредприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. Продажа гостиничных услуг производится только после подтверждения заявки гостиницей.

   Указанные соглашения отличаются друг от друга тарифами на гостиничные места.

   В любом варианте соглашений следует оговаривать следующие условия: стоимость номеров и бронирования; тип номеров и их количество; сезонность обслуживания; графики заездов туристов; продолжительность разового обслуживания; набор входящих услуг; форма организации питания гостей; сроки подтверждения бронирования и сроки снятия заездов; скидки; штрафы; другие специфические вопросы.

Информация о работе Договорные отношения в туризме