Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа
Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Особенности подготовки и заключения договоров в туризме….....3
ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме……...…………………....7
2.1 Договорные отношения между туроператором и турагентом…………….7
2.2 Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг…………..……………………………………8
2.3 Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг………………...………………………………………………15
2.4 Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
Обращение потребителя в туристскую фирму на основании такой информации является акцептом. Главным условием такого обращения является срок, определенный в оферте либо разумный срок. Например, если в рекламном предложении предлагаются туры на море с указанием цены, но не указываются сроки туристского путешествия, то разумным будет срок 2 - 4 месяца с момента выхода рекламы.
В большинстве случаев туристский договор выступает в виде договора присоединения, под которым понимается «договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом».
Одним из таких бланков является туристская путевка, которая позволяет туроператору или турагенту принимать наличные денежные средства от туристов без использования контрольно-кассовой техники. Приказом Минфина РФ 09.07.2007 г. была утверждена новая форма бланка туристской путевки Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка строгой отчетности».
Это означает, что клиент (турист) не участвует в выработке или согласовании существенных условий договора и при желании совершить туристскую поездку с данной фирмой, у него есть только одна возможность - присоединится к условиям договора, предлагаемым туристской фирмой.
В связи с сезонностью туристских услуг и большим спросом на них в «красные» сезоны, под которыми подразумеваются летние месяцы, в туристской индустрии практикуется заключение предварительного договора. Предварительный договор обязывает стороны (туристскую фирму и туриста) заключить в будущем договор об оказании туристских услуг. Особенность предварительного договора состоит в том, что он заключается до наступления «красного» сезона, и обязывает туристскую фирму предоставить туристскую услугу, в отношении которой заключен договор с клиентом-туристом на условиях предусмотренных именно этим договором.
Таким образом, такой договор должен называться «Предварительный договор о реализации туристского продукта». Далее в нем указываются стороны, которые его заключают, с их полным и точным наименованием и/или фамилией, именем, отчеством, местонахождением. Затем прописывается, что указанный договор заключен в связи с достижением между сторонами соглашения о заключении в будущем (указывается определенный срок) договора о реализации туристского продукта. Далее перечисляются предмет и другие существенные условия предполагаемого в будущем договора. Необходимо также предусмотреть ответственность в случае отказа в дальнейшем одной из сторон от заключения договора о реализации туристского продукта. Но при этом следует иметь в виду, что заключение сторонами предварительного договора не освобождает их в дальнейшем от обязанности составить самостоятельный письменный документ - договор о реализации туристского продукта.
Законодательно предусмотрен особый порядок изменения или расторжения договора.
В соответствии с действующим законодательством РФ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. При этом четко ограничен круг таких обстоятельств.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
1. Ухудшение
условий путешествия,
Такая ситуация
может возникнуть, например, в случае,
когда забронирован определенный номер
в выбранном вами отеле, но по независимым
от сторон причинам отель уже после
подтверждения брони и
2. Изменение сроков совершения путешествия.
Данное
основание как повод для
3. Непредвиденный рост транспортных тарифов.
Рост тарифов напрямую повлечет изменение, естественно, в большую сторону стоимости путешествия в целом, поэтому у туриста есть право отказаться от такого подорожавшего тура и подобрать что-то более подходящее по цене, либо вообще расстаться на время с мыслью о путешествии.
4. Невозможность
совершения туристом поездки
по не зависящим от него
обстоятельствам (болезнь
В случае возникновения любого из вышеперечисленных обстоятельств следует иметь в виду, что каждое из них в обязательном случае должно быть документально подтверждено, поскольку в противном случае у противоположной стороны имеется возможность усомниться в действительном наличии оснований для изменения или расторжения договора.
Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.
Особо оговорен в законодательстве случай возможного расторжения договора в случае угрозы безопасности туриста.
Особое внимание следует обратить на такой раздел договора, как ответственность. При этом в указанном разделе обычно указывается ответственность обеих сторон, и туристу желательно внимательно ознакомиться с основаниями для применения мер ответственности, как к туристической фирме, так и к нему как к потребителю туристических услуг. В связи с произошедшими изменениями в законодательстве наибольшая часть ответственности в настоящее время возложена на туроператора.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).
2.3 ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И
Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договора в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, дееспособности, кредитоспособности.
Правоспособность - это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристической деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и т.д.).
Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамического анализа.
Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами:
1. путем
анализа финансового состояния
предприятия (размеров
2. предоставлением банковской гарантии, на основании которой банк принимает на себя всю ответственность за действие предприятия.
Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой - представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).
Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату.
Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.
Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.
Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).
Все взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).
Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.
Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям договора между рецептивным туроператором и поставщиком услуг относятся:
Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение составляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.
Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями О договорных отношениях между туроператором и гостиницами:
Указанные соглашения отличаются друг от друга тарифами на гостиничные места.
В любом варианте соглашений следует оговаривать следующие условия: стоимость номеров и бронирования; тип номеров и их количество; сезонность обслуживания; графики заездов туристов; продолжительность разового обслуживания; набор входящих услуг; форма организации питания гостей; сроки подтверждения бронирования и сроки снятия заездов; скидки; штрафы; другие специфические вопросы.