Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика - совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая информация о статистике в туризме ……………………………5
1.1 История развития …………………………………………………….–
1.2 Предмет, цель и задачи статистики туризма ………………………6
2. Статистическая информация и статистические показатели в туризме……………………………………….………………………….. 7
2.1 Показатели развития туризма ……………………………………..11
2.2 Транспортное обеспечение………………………………………… 15
2.3 Средства размещения………………………………………………. 17
2.4 Производство товаров для туризма………………………………. –
2.5 Строительство………………………………………………………… –
2.6 Розничная торговля ………………………………………………..18
2.7 Образование …………………………………………………………21
2.8 Организация отдыха, развлечений и культуры ………………….–
2.9 Занятость в туризме ………………………………………………..22
2.10 Финансовая деятельность предприятий туристской сферы………………………………………………………………… –
3. Методы статистики туризма и отдыха …………………….…………..24
3.1 Оценка уравнения регрессии ………………………………………27
3.2 Линейный коэффициент корреляции……………..……………….. –
4. Изучение сезонных колебаний в туризме ……………………………..31
Заключение ……………………………………………………….……………..36
Список литературы ………………….…………………………………………..37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………….…………………………………………..37
Расчётная работа
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений. Политика государств в области туризма сводится в основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного туризма. Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Существуют разнообразные
методики, которые позволяют
Необходимость статистического изучения
туризма обусловлена потребностью в получении
объективной и достоверной информации
о состоянии и развитии туристской отрасли
и оценки ее вклада в общую величину валового
внутреннего продукта, а также изучения
оценки туристских потоков, нагрузки на
туристскую инфраструктуру, удовлетворения
туристского спроса и соответствия потребительских
ожиданий предложениям на рынке туристских
услуг.
Необходимость в статистических данных
ощущают не только национальные туристские
администрации, но и многочисленные заинтересованные
группы, такие как, например, отраслевые
ассоциации, местные органы власти, научные
круги и другие.
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Исследование международного туризма требует количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первой половине XX в. В 1929 г. Австрию посетили около 2 млн. человек, Швейцарию - 1,5 млн., Италию - свыше 1 млн. На волне туристского движения в ряде европейских стран складывается статистика путешествий. Однако тогда она еще не имела самостоятельного значения. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдения законодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили на задний план. Туристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяясь в качестве особой категории.
Новый этап в развитии статистики международного туризма наступил в конце 40-х - начале 50-х годов. После войны европейские страны столкнулись со многими хозяйственными проблемами: разрухой, хаосом в управлении, развалом товарной и финансовой систем. Стабилизация ситуации требовала целого комплекса скоординированных действий. В этих условиях правительства обратились к международному туризму, возлагая на него большие надежды. С ним связывали активизацию платежного баланса, достижение финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосрочный экономический подъем.
В 60-е годы внимание правительств
индустриальных стран Запада и международных
организаций было сфокусировано
на положении развивающихся стран.
Генеральная Ассамблея ООН
С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. Постепенно простые учетные операции усложнялись и стали включать элементы анализа туристской миграции. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности, его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.
1.2 ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА
Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и исследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.
Предметом статистики туризма является исследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.
Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.
Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.
Статистическая информация содержит совокупность сведений социально-экономического характера, которые поддаются наблюдению, передаются, преобразовываются, хранятся и используются для управления экономическими процессами. Характерными особенностями статистической информации являются массовость, периодичность получения и обработки данных, возможность длительного хранения.
Статистическая информация классифицируется по ряду общих признаков:
• место возникновения (предприятия и организации на областном уровне; министерства и ведомства, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики);
• принадлежность к отраслям экономики;
• способ представления (почтовая, телеграфная связь);
• периодичность поступления (ежегодная, декадная, месячная, квартальная, полугодовая, годовая).
Статистика туризма исследует два взаимосвязанных потока информации. Один поток определяет спрос на туристские услуги со стороны потребителей. Изучается информация о социально-экономическом составе потребителей туристских услуг, в том числе их ориентации и предпочтения, объем и частота потребляемых услуг, возможные туристские расходы. Проводится анализ бюджетов времени населения, где определяются объем свободного времени, приоритетные виды и направления отдыха и досуга. Потребляемые услуги дифференцируются по социально-демографическим группам населения. По отдельным группам населения, например с разным уровнем платежеспособности и возраста, выявляются качество и частота потребляемых туристских услуг, предпочтения и намерения.
Другой поток информации определяет предложение туристских ресурсов и туристских услуг. Туристские ресурсы условно подразделяются на природные, исторические, социально-культурные. К туристским услугам относятся услуги по размещению, экскурсионные, транспортные, медицинские, финансовые, услуги по страхованию, обеспечению безопасности и др.
В последнее время
появилась потребность в
Поскольку туризм представляет собой собирательную отрасль или межвидовую деятельность, уровень развития которой определяет состояние целого ряда отраслей, особенностью статистической информации в туризме является многообразие источников ее получения. Источниками информации в туризме выступают:
• статистическая отчетность федерального и регионального наблюдения по отраслям экономики: гостиницы и рестораны, транспорт и связь, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
• отчетность Минэкономразвития РФ, Госкомспорта России, Министерства культуры РФ, Министерства путей сообщения РФ, Федеральной пограничной службы РФ;
• выборочные обследования, проводимые Госкомстатом России, территориальными комитетами по статистике, другими организациями.
Госкомстат России на основе анализа информационных потребностей органов управления, финансовых институтов и других структур, используя разнообразные источники, создает информационный фонд в области туризма по следующим направлениям:
• основные индикаторы развития туризма;
• труд и заработная плата в сфере туризма;
• международные туристские потоки;
• туристские перевозки;
• гостиничные предприятия;
• специализированные средства размещения;
• общественное питание;
• производство товаров для туризма;
• платные услуги в сфере туризма;
• цены на туристские услуги;
• финансы туристский сферы;
• инвестиции в сфере туризма;
• деятельность туристских фирм;
• туристские ресурсы;
• туристские зоны федерального значения в России;
• международные сравнения.
Единицами информации выступают статистические показатели. Статистический показатель - обобщающая количественная характеристика свойства совокупности, особенности общественного явления. Статистический показатель - основная категория, посредством которой познается общественная жизнь. В статистическом показателе отражается мера развития общественных явлений в единстве качественной и количественной сторон. Статистика переводит экономические понятия в статистические показатели. Например, туристские услуги - это экономическое понятие, а объемы экспорта и импорта туристских услуг - статистические показатели, характеризующие данное понятие.
Для комплексной и разносторонней количественной характеристики явлений используется система статистических показателей. Под системой статистических показателей понимается совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих конкретные экономические явления и экономику в целом. Система статистических показателей используется для отражения сущности социально-экономических явлений, осуществления возможности регулирования видов деятельности, составления социально-экономических прогнозов. Показатели системы могут иметь одноуровневую и многоуровневую структуру. Структура системы определяется поставленными статистическими задачами. Такими задачами в туризме могут быть проведение статистического анализа состояния туристских ресурсов, деятельности предприятий индустрии туризма, составление вспомогательного счета в туризме.