Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика - совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая информация о статистике в туризме ……………………………5
1.1 История развития …………………………………………………….–
1.2 Предмет, цель и задачи статистики туризма ………………………6
2. Статистическая информация и статистические показатели в туризме……………………………………….………………………….. 7
2.1 Показатели развития туризма ……………………………………..11
2.2 Транспортное обеспечение………………………………………… 15
2.3 Средства размещения………………………………………………. 17
2.4 Производство товаров для туризма………………………………. –
2.5 Строительство………………………………………………………… –
2.6 Розничная торговля ………………………………………………..18
2.7 Образование …………………………………………………………21
2.8 Организация отдыха, развлечений и культуры ………………….–
2.9 Занятость в туризме ………………………………………………..22
2.10 Финансовая деятельность предприятий туристской сферы………………………………………………………………… –
3. Методы статистики туризма и отдыха …………………….…………..24
3.1 Оценка уравнения регрессии ………………………………………27
3.2 Линейный коэффициент корреляции……………..……………….. –
4. Изучение сезонных колебаний в туризме ……………………………..31
Заключение ……………………………………………………….……………..36
Список литературы ………………….…………………………………………..37
Статистические показатели имеют разный масштаб. Они могут характеризовать результаты развития экономики в целом (макроэкономические показатели), функционирование сектора или отрасли экономики (мезоэкономические показатели), работы отдельной организации (микроэкономические показатели).
По отношению к туризму целесообразно рассмотреть следующие группы статистических показателей: социально-экономические индикативные показатели; показатели развития туризма; индивидуальные показатели, характеризующие деятельность туристских предприятий и организаций.
Социально-экономические индикативные показатели являются в определенной мере индикаторами развития отраслей промышленности, видов услуг, в том числе туристских. По таким показателям судят о месте страны, региона в экономике, дается первоначальная оценка экономического и человеческого потенциала. В некоторой степени индикативные показатели представляют собой основу социально-экономического прогноза развития любого вида деятельности.
Важнейшими индикаторами
государственной социально-
• площадь территории;
• численность населения;
• произведенный валовой внутренний продукт (ВВП);
• объем экспортируемой продукции;
• среднегодовая численность занятых;
• среднегодовая численность безработных;
• среднемесячная начисленная заработная плата;
• денежные доходы населения;
• денежные расходы населения;
• средний уровень образования.
В качестве индикатора развития может выступать и единый интегральный показатель, отражающий уровень экономического развития регионов. Таким показателем, используемым в международной практике межстрановых сравнений, является индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе трех индексов - долголетия, уровня образования (включая грамотность взрослого населения) и валового внутреннего продукта в расчете на душу населения.
2.1 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Показатели
развития туризма представляют информацию о состоянии
индустрии туризма и туристских ресурсов.
Перечень основных показателей по туризму
выбирается экспертами для характеристики
туристского потенциала административно-
Разрезность статистической
информации и состав показателей
развития туризма на каждом территориальном
уровне управления обусловлены функциями,
полномочиями и задачами административно-
Индивидуальные показатели характеризуют объект или отдельную единицу наблюдения в сфере туризма - гостиницу, турфирму, туриста. Индивидуальные показатели представлены в формах статистической отчетности и других формах наблюдения. На основе индивидуальных статистических показателей рассчитываются сводные абсолютные и относительные показатели, которые являются фундаментом информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений.
Эффективность туризма означает получение экономического результата от:
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.
Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.
Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.
Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):
где – количество туродней, чел.-дней;
– количество туристов, чел;
– средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.
Величина суммарных туристских расходов Рх в данном регионе определяется следующим образом:
где – средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток – явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.
где , – число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней;
; – годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:
Мощность коечного фонда определяется по формуле:
где – общее количество койко-мест, ед.;
– число койко-мест круглогодичного использования;
– число койко-мест сезонного использования, ед.;
– число дней сезонного использования, дней.
Показатели
финансово-экономической
Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Для распределения объемов перевозок туристов на международные и внутренние, возможным подходом является учет основного вида транспорта по видам сообщений (международное, внутреннее – внутригородское, пригородное, междугородное).
Для характеристики всего объема перевозок туристов в т.ч. по видам транспорта применяется показатель «перевезено», который определяется как сумма отправленных пассажиров и принятых пассажиров от других предприятий транспорта.
На железнодорожном транспорте число перевезенных туристов определяется по числу их отправления и прибытия, в том числе по видам сообщений (въездные и выездные международные, внутренние туристы).
Доходы от перевозок туристов на железнодорожном транспорте определяются аналогично определению объемов перевозок.
На международных, городских автобусах и прочем общественном транспорте – объемы перевозок туристов учитываются по моменту отправления, в том числе в международном сообщении (дальнее зарубежье), внутреннем (внутригородские, пригородные, междугородные).
Объемы перевозок туристов на автобусах, индивидуальных и арендованных легковых автомобилях основаны на расчетах согласно проводимым выборочным обследованиям частных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки.
Соответственно определяются и объемы доходов, полученные от перевозок автотранспортом.
На воздушном транспорте число перевезенных туристов определяется по числу их отправления и прибытия, в том числе в международном сообщении (въездные и выездные, из них в страны дальнего зарубежья и внутренние), осуществляемые регулярными и нерегулярными полетами воздушных судов.
На водном транспорте – доходы от оказания услуг по катанию с целью отдыха экскурсионными, прогулочными судами по внутренним водоемам.
Система показателей статистического наблюдения содержит показатели, характеризующие количественные изменения, происходящие в сети санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма, их размещение, число мест в них, численность обслуженных лиц, а также лиц, воспользовавшихся туристско-экскурсионным обслуживанием.
Статистическое наблюдение деятельности гостиниц производится по следующим показателям:
Производство промышленной
продукции в натуральном
Данные по производству промышленной продукции в натуральном выражении ежемесячно по малым, средним и подсобным промышленным предприятиям, отчитывающимся по квартальным формам отчетности №№1-МП и 1-П, ежемесячно формируются расчетным способом: итоги за предыдущий квартал с учетом сезонности и времени работы и с учетом изменения индексов цен делятся на 3.
Статистика строительства в туризме наблюдает вопросы своевременного получения и разработки достоверных и обоснованных данных о капитальных вложениях в воспроизводство основных фондов в области туризма. Согласно Международной классификации видов деятельности в области туризма (СИКТА) строительство включает:
Основными показатели в области туризма по статистике строительства являются: