Изучение сезонных колебаний в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика - совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая информация о статистике в туризме ……………………………5
1.1 История развития …………………………………………………….–
1.2 Предмет, цель и задачи статистики туризма ………………………6
2. Статистическая информация и статистические показатели в туризме……………………………………….………………………….. 7
2.1 Показатели развития туризма ……………………………………..11
2.2 Транспортное обеспечение………………………………………… 15
2.3 Средства размещения………………………………………………. 17
2.4 Производство товаров для туризма………………………………. –
2.5 Строительство………………………………………………………… –
2.6 Розничная торговля ………………………………………………..18
2.7 Образование …………………………………………………………21
2.8 Организация отдыха, развлечений и культуры ………………….–
2.9 Занятость в туризме ………………………………………………..22
2.10 Финансовая деятельность предприятий туристской сферы………………………………………………………………… –
3. Методы статистики туризма и отдыха …………………….…………..24
3.1 Оценка уравнения регрессии ………………………………………27
3.2 Линейный коэффициент корреляции……………..……………….. –
4. Изучение сезонных колебаний в туризме ……………………………..31
Заключение ……………………………………………………….……………..36
Список литературы ………………….…………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ СТАТИСТ.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Статистические показатели имеют разный масштаб. Они могут  характеризовать результаты развития экономики в целом (макроэкономические показатели), функционирование сектора или отрасли экономики (мезоэкономические показатели), работы отдельной организации (микроэкономические показатели).

По отношению к туризму  целесообразно рассмотреть следующие группы статистических показателей: социально-экономические индикативные показатели; показатели развития туризма; индивидуальные показатели, характеризующие деятельность туристских предприятий и организаций.

Социально-экономические  индикативные показатели являются в определенной мере индикаторами развития отраслей промышленности, видов услуг, в том числе туристских. По таким показателям судят о месте страны, региона в экономике, дается первоначальная оценка экономического и человеческого потенциала. В некоторой степени индикативные показатели представляют собой основу социально-экономического прогноза развития любого вида деятельности.

Важнейшими индикаторами государственной социально-экономической политики являются:

• площадь территории;

• численность населения;

• произведенный валовой  внутренний продукт (ВВП);

• объем экспортируемой продукции;

• среднегодовая численность  занятых;

• среднегодовая численность  безработных;

• среднемесячная начисленная  заработная плата;

• денежные доходы населения;

• денежные расходы населения;

• средний уровень  образования.

В качестве индикатора развития может выступать и единый интегральный показатель, отражающий уровень экономического развития регионов. Таким показателем, используемым в международной практике межстрановых сравнений, является индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе трех индексов - долголетия, уровня образования (включая грамотность взрослого населения) и валового внутреннего продукта в расчете на душу населения.

 

2.1 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ  ТУРИЗМА

Показатели  развития туризма представляют информацию о состоянии индустрии туризма и туристских ресурсов. Перечень основных показателей по туризму выбирается экспертами для характеристики туристского потенциала административно-территориальной единицы.

Разрезность статистической информации и состав показателей  развития туризма на каждом территориальном  уровне управления обусловлены функциями, полномочиями и задачами административно-территориальной единицы. Число основных показателей на государственном и окружном уровнях может быть значительно меньше, чем на региональном и местном, где имеется потребность в более широкой оперативной информации. Например, основными показателями развития туризма федерального уровня являются численность прибывших иностранных граждан; граждан, выехавших за границу; экспорт и импорт туристских услуг; среднегодовая численность работников в сфере туризма; стоимость платных услуг населению; число гостиничных предприятий и специализированных средств размещения. На уровне субъекта Федерации и муниципального образования указанные статистические показатели дополняются показателями состояния туристских ресурсов, оценкой финансово-хозяйственной деятельности туристских предприятий и организаций, выплаченными налогами в региональный и местный бюджеты и др.

Индивидуальные  показатели характеризуют объект или отдельную единицу наблюдения в сфере туризма - гостиницу, турфирму, туриста. Индивидуальные показатели представлены в формах статистической отчетности и других формах наблюдения. На основе индивидуальных статистических показателей рассчитываются сводные абсолютные и относительные показатели, которые являются фундаментом информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений.

Эффективность туризма  означает получение экономического результата от:

  • организации туризма;
  • туристского обслуживания;
  • производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность  туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность  развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

  • объем туристского потока;
  • величина туристских расходов;
  • состояние и развитие материально-технической базы;
  • показатели финансово-экономической деятельности;
  • показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим  объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

Общее число  туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество  туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

,

где – количество туродней, чел.-дней;

       – количество туристов, чел;

       – средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов Рх в данном регионе определяется следующим образом:

где – средние расходы туриста за сутки.

Однако туристский поток  – явление неравномерное. Для  характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

;
;

где , – число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней;

  ; – годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Среднемесячное  количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

Показатели, характеризующие  состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:

  • коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
  • число коек, предоставляемых местными жителями;
  • число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
  • число мест в театрах, отведенных для туристов;
  • число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда  определяется по формуле:

где – общее количество койко-мест, ед.;

       – число койко-мест круглогодичного использования;

       – число койко-мест сезонного использования, ед.;

       – число дней сезонного использования, дней.

Показатели  финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

  • выручку от реализации туристского продукта;
  • показатели использования ресурсов рабочей силы;
  • показатели использования основных фондов и оборотных средств;
  • показатели производительности труда и фонда заработной платы;
  • показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского  продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:

  • при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество;
  • при безналичных расчетах – по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

  • количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
  • количество туродней по иностранным туристам;
  • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели развития туризма важны для анализа  как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

    1. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В рамках статистики туризма транспорт относится  к средству, которое использует посетитель для поездки из своего обычного места  жительства в посещаемые места.

Для распределения объемов  перевозок туристов на международные  и внутренние, возможным подходом является учет основного вида транспорта по видам сообщений (международное, внутреннее – внутригородское, пригородное, междугородное).

Для характеристики всего  объема перевозок туристов в т.ч. по видам транспорта применяется  показатель «перевезено», который определяется как сумма отправленных пассажиров и принятых пассажиров от других предприятий транспорта.

На железнодорожном  транспорте число перевезенных туристов определяется по числу их отправления и прибытия, в том числе по видам сообщений (въездные и выездные международные, внутренние туристы).

Доходы от перевозок  туристов на железнодорожном транспорте определяются аналогично определению  объемов перевозок.

На международных, городских автобусах и прочем общественном транспорте – объемы перевозок туристов учитываются по моменту отправления, в том числе в международном сообщении (дальнее зарубежье), внутреннем (внутригородские, пригородные, междугородные).

Объемы перевозок туристов на автобусах, индивидуальных и арендованных легковых автомобилях основаны на расчетах согласно проводимым выборочным обследованиям частных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки.

Соответственно определяются и объемы доходов, полученные от перевозок  автотранспортом.  

На воздушном транспорте число перевезенных туристов определяется по числу их отправления и прибытия, в том числе в международном сообщении (въездные и выездные, из них в страны дальнего зарубежья и внутренние), осуществляемые регулярными и нерегулярными полетами воздушных судов.

На водном транспорте – доходы от оказания услуг по катанию с целью отдыха экскурсионными, прогулочными судами по внутренним водоемам.

 

    1. СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ

Система показателей  статистического наблюдения содержит показатели, характеризующие количественные изменения, происходящие в сети санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма, их размещение, число мест в них, численность обслуженных лиц, а также лиц, воспользовавшихся туристско-экскурсионным обслуживанием.

Статистическое наблюдение деятельности гостиниц производится по следующим показателям:

  • численность прибывающих граждан;
  • единовременная вместимость гостиницы;
  • коэффициент использования вместимости.
    1. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА

Производство промышленной продукции в натуральном выражении  ежемесячно приводится по валовому выпуску, т.е. включает продукцию израсходованную на промышленно-производственные нужды внутри данного предприятия и выработанную из давальческого сырья.

Данные по производству промышленной продукции в натуральном  выражении ежемесячно по малым, средним и подсобным промышленным предприятиям, отчитывающимся по квартальным формам отчетности №№1-МП и 1-П, ежемесячно формируются расчетным способом: итоги за предыдущий квартал с учетом сезонности и времени работы и с учетом изменения индексов цен делятся на 3.

2.5 СТРОИТЕЛЬСТВО

Статистика строительства в туризме наблюдает вопросы своевременного получения и разработки достоверных и обоснованных данных о капитальных вложениях в воспроизводство основных фондов в области туризма. Согласно Международной классификации видов деятельности в области туризма (СИКТА) строительство включает:

  • коммерческие объекты – гостиницы, пункты розничной торговли;
  • рекреационные объекты – лыжные станции, площадки для игр в гольф;
  • гражданское строительство – транспортные объекты, терминалы, дома, предназначенные для отдыха – вторые  дома, дачи.

Основными показатели в  области туризма по статистике строительства  являются:

  • ввод  в действие объектов, основных фондов,
  • освоение капитальных вложений,
  • выполнение объема подрядных работ,
  • приобретение оборудования, инструмента, инвентаря на объектах относящихся к туризму.

Информация о работе Изучение сезонных колебаний в туризме