Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика - совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая информация о статистике в туризме ……………………………5
1.1 История развития …………………………………………………….–
1.2 Предмет, цель и задачи статистики туризма ………………………6
2. Статистическая информация и статистические показатели в туризме……………………………………….………………………….. 7
2.1 Показатели развития туризма ……………………………………..11
2.2 Транспортное обеспечение………………………………………… 15
2.3 Средства размещения………………………………………………. 17
2.4 Производство товаров для туризма………………………………. –
2.5 Строительство………………………………………………………… –
2.6 Розничная торговля ………………………………………………..18
2.7 Образование …………………………………………………………21
2.8 Организация отдыха, развлечений и культуры ………………….–
2.9 Занятость в туризме ………………………………………………..22
2.10 Финансовая деятельность предприятий туристской сферы………………………………………………………………… –
3. Методы статистики туризма и отдыха …………………….…………..24
3.1 Оценка уравнения регрессии ………………………………………27
3.2 Линейный коэффициент корреляции……………..……………….. –
4. Изучение сезонных колебаний в туризме ……………………………..31
Заключение ……………………………………………………….……………..36
Список литературы ………………….…………………………………………..37
3.1 ОЦЕНКА УРАВНЕНИЯ РЕГРЕССИИ
Основной предпосылкой применения корреляционного анализа является необходимость подчинения совокупности значений всех факторных (x1, x2, …,xk) и результативного (У) признаков k-мерному нормальному закону распределения или близость к нему. Если объем исследуемой совокупности достаточно большой (n > 50), то нормальность распределения может быть подтверждена на основе расчета и анализа критериев Пирсона, Ястремского, Боярского, Колмогорова, чисел Вастергарда и т. д. Если n <. 50, то закон распределения исходных данных определяется на базе построения и визуального анализа поля корреляции. При этом если в расположении точек имеет место линейная тенденция, то можно предположить, что совокупность исходных данных (У, x1, x2, …,xk) подчиняется нормальному распределению.
Целью регрессионного анализа является оценка функциональной зависимости условного среднего значения результативного признака (У) от факторных (x1, x2, …,xk). Основной предпосылкой регрессионного анализа является то, что только результативный признак (У) подчиняется нормальному закону распределения, а факторные признаки x1, x2, …,xk могут иметь произвольный закон распределения. В анализе динамических рядов в качестве факторного признака выступает время t. При этом в регрессионном анализе заранее подразумевается наличие причинно-следственных связей между результативным (У) и факторными (x1, x2, …,xk) признаками.
3.2 ЛИНЕЙНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ
Линейный коэффициент корреляции был впервые введен вначале 90-х гг. Пирсоном, Эджвортом и Велдоном и характеризует тесноту и направление связи между двумя коррелируемыми признаками в случае наличия между ними линейной зависимости. В теории разработаны и на практике применяются различные модификации формул расчета данного коэффициента.
Мы будем проводить расчет по итоговым значениям исходных переменных, линейный коэффициент корреляции, который можно вычислить по формуле:
, (1)
или
(2)
Линейный коэффициент
корреляции имеет большое значение
при исследовании социально-экономических
явлений и процессов, распределение
которых близко к нормальному. Легко
доказывается, что условие r = 0 является
необходимым и достаточным для
Если же r = 1, то это означает, что все точки (Х, У) находятся на прямой и зависимость между Х и У является функциональной. Прямые регрессии в этом случае совпадают. Указанное положение распространяется также на случай нормального распределения трех и более величин.
Линейный коэффициент корреляции изменяется в пределах от - 1 до 1: - 1 r 1. Знаки коэффициентов регрессии и корреляции совпадают. При этом интерпретацию выходных значений.
Зависимость хозяйственных результатов туризма от спроса особенно велика потому, что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит постоянной части, а не переменной:
постоянные затраты,
то есть зависимость от объема
загрузки отеля, которые
переменные затраты,
то есть такие, которые, как
правило, пропорционально
Поскольку в эксплуатационных затратах значительная доля принадлежит постоянным расходам, то с увеличением загрузки отеля резко снижает себестоимость ночевки. По эмпирическим расчетам получается, что рост вместимости на 10% ведет к снижению себестоимости на 6-7%.
Показателем, характеризующим использование гостиничных ресурсов, является коэффициент использования вместимости, или коэффициент загрузки Кв.
, (3)
Нк – количество ночевок (койко-дней);
Ркн – вместимость отеля (число мест в отеле)
Коэффициент вместимости может выступить как в проценте занятости, так и в числе дней занятости мест.
Уравнение экономической
гостиницы заключается в
В периоды сезонных спадов спроса на гостиничные услуги приходится снижать цены, чтобы привлечь тех клиентов, которые только на этих условиях готовы отказаться от отдыха в июле – августе месяце. Важнейшей стороной хозяйственной деятельности отеля является умелая дифференциация цен.
Для туристского рынка и связанной с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.
По степени интенсивности туристских поездок различают четыре сезона туристской деятельности:
Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.
Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в литературе подразделяются на первичные и вторичные.
К первичным факторам сезонных колебаний относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.
К вторичным факторам сезонных колебаний относятся:
Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.
Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле:
где – индекс сезонности, %; – средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца, руб.; – общий среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, руб.
В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.
Наиболее легким из них является метод простой средней, который применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.
Индексы сезонности рассчитываются в два этапа:
1. Рассчитываются средние уровни для каждого месяца по данным за все годы исследуемого периода ( ), что позволяет избавиться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение — как .
2. Определяется общая средняя ( ) за весь исследуемый период. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма исходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года — 36 месяцев). При расчете сезонных колебаний на основе среднесуточных уровней определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде
Таблица 24.4. Расчет сезонности выручки от реализации туристского продукта в регионе (о сопоставимых ценах и тарифах)
Годы, показатели |
Сумма выручки в месяц, млн. руб. |
Итого за год, млн.руб | |||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | ||
1-й год |
40 |
49 |
45 |
69 |
78 |
80 |
100 |
105 |
95 |
80 |
60 |
45 |
846 |
2-й год |
48 |
55 |
51 |
77 |
84 |
86 |
110 |
118 |
106 |
92 |
55 |
45 |
927 |
3-й год |
46 |
52 |
51 |
78 |
87 |
95 |
107 |
119 |
108 |
86 |
62 |
48 |
939 |
Итого |
134 |
156 |
147 |
224 |
249 |
261 |
317 |
342 |
309 |
258 |
177 |
138 |
2712 |
Средний уровень |
44.7 |
52 |
49 |
74,7 |
83 |
87 |
105,7 |
114 |
103 |
86 |
59 |
46 |
75 |
Индекс сезонности, % |
59,6 |
69.3 |
65.3 |
99,6 |
111 |
116 |
141 |
152 |
137,3 |
114,7 |
78,7 |
61,3 |
Из табл. 24.4 следует, что общий среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период (три года) составляет:
Например, для января индекс сезонности, рассчитывается следующим образом:
Индексы сезонности показывают, что наименьшее отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг наблюдается в январе (59,6 %), а наибольшее – в августе (152 %). Таким образом, с помощью индекса сезонности можно выявить наличие сезонных колебаний и тенденций к изменению объема реализации услуг туризма.
Изучение сезонности позволяет влиять на неравномерность спроса в туризме. В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
Например, во Франции и Италии развит морской туризм, а в Швейцарии и Австрии – горный. В ряде регионов отрицательное воздействие сезонности в туризме смягчается с помощью цен: устанавливается такой их уровень, который обеспечил бы хороший спрос и соответствующую рентабельность производства.
Одновременно с дифференциацией цен для решения проблемы рентабельности применяются и другие методы. Одним из них является развитие несезонных форм отдыха и обслуживания. Это может быть организация хобби-туров в курортных гостиницах в осенний и весенний периоды; использование материальной базы для проведения фестивалей, съездов, конгрессов, симпозиумов; организация познавательных маршрутных туров по курортным местам с осмотром достопримечательностей и т. п.
Все это позволяет загружать материальную базу вне сезона, активизировать деятельность агентско-операторских компаний и сглаживать экономические проблемы рентабельности в разные сезоны года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я рассмотрел основные вопросы, связанные с получением статистических данных в туризме. Как уже было сказано выше, к туризму как к важному виду экономической деятельности серьезно начали относиться относительно недавно. Из-за этого все сопутствующие ему отрасли экономики ещё молоды. Многие экономические процессы, происходящие в туристической деятельности, присущи только ему. Именно поэтому экономика туризма, статистика туризма находятся в активной стадии развития. Разрабатываются стандарты сбора статистических данных для данной отрасли, новые, дополнительные методы изучения туристического рынка. Исходя из полученной информации, менеджеры туристской отрасли работают в направлении понижения себестоимости туристских услуг, повышения качества обслуживания с помощью мотивации сотрудников, усовершенствования транспортных услуг, удовлетворению невостребованного спроса и другими важными вопросами, стоящими на пути развития туризма.