Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика - совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.
Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая информация о статистике в туризме ……………………………5
1.1 История развития …………………………………………………….–
1.2 Предмет, цель и задачи статистики туризма ………………………6
2. Статистическая информация и статистические показатели в туризме……………………………………….………………………….. 7
2.1 Показатели развития туризма ……………………………………..11
2.2 Транспортное обеспечение………………………………………… 15
2.3 Средства размещения………………………………………………. 17
2.4 Производство товаров для туризма………………………………. –
2.5 Строительство………………………………………………………… –
2.6 Розничная торговля ………………………………………………..18
2.7 Образование …………………………………………………………21
2.8 Организация отдыха, развлечений и культуры ………………….–
2.9 Занятость в туризме ………………………………………………..22
2.10 Финансовая деятельность предприятий туристской сферы………………………………………………………………… –
3. Методы статистики туризма и отдыха …………………….…………..24
3.1 Оценка уравнения регрессии ………………………………………27
3.2 Линейный коэффициент корреляции……………..……………….. –
4. Изучение сезонных колебаний в туризме ……………………………..31
Заключение ……………………………………………………….……………..36
Список литературы ………………….…………………………………………..37
Дополнительно, к основным показателям по строительству объектов туризма, получаемым из формы № -2 – кс включаются данные по строительству и реконструкции объектов - автомобильных дорог, аэропортов, объектов телекоммуникаций, гостиниц, которыми пользуются туристы пансионатов, находящихся в курортной зоне.
2.6 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
На основании данных о продаже товаров для туристов в общем объеме товарооборота по сводным годовым (полугодовым) таблицам № 1 “Розничный товарооборот по организационно-правовым формам” и №3 - “Товарная структура розничного товарооборота” (формы: №1 – услуги; № 3-торг, № 5-з (торг), № 1-торг) и представляемой туристскими организациями статистической формы № 1-ТЭ “ можно использовать два метода исчисления объема торговли и услуг для туристов.
Первый метод формирования данных об объеме продаж и услуг для туристов предусматривает использование показателей статистической формы №1-ТЭ “Отчет об обслуживании туристов и экскурсантов и поступления финансовых средств за организацию туризма”, который представляют юридические лица, осуществляющие туристскую деятельность.
Для формирования общего
объема продаж товаров автомобилей
и изделий домашнего
Определение объемов
продаж ресторанами, барами, столовыми
и другими предприятиями
При формировании показателей о продаже автотранспорта и принадлежностей к нему, техническом обслуживании и ремонту автотранспорта, розничной продаже горючего, прочей розничной торговле вторым способом следует руководствоваться «Методологическими положениями по формированию статистических показателей по видам экономической деятельности».
Согласно классификатора СИКТА отдельные виды экономической деятельности торговли, гостиниц и ресторанов участвуют в обслуживании туристов, как внутренних, так и внешних (ближнего и дальнего зарубежья).
На основании данных платежного баланса установлено: для внешних туристов продается товаров в 2 раза больше, чем для внутренних. Таким образом, объем продаж для внешних туристов и в торговле будет в 2 раза превышать объем продаж для внутренних туристов. Анализ и оценка объемов продаж товаров для туристов показали, что он составил примерно 4 % от розничного товарооборота в целом по республике. Исходя из этого, следует исчислить общий объем продаж товаров для туристов, а затем распределить его на внутренний и внешний, используя вышеуказанные удельные веса внутреннего и внешнего туризма.
Также используя материалы платежного баланса и анализа формы №1-гостиница “Отчет о работе гостиниц” установлено, что в гостиницах и других местах для кратковременного проживания преобладает число внешних туристов – 80 %, а 20% - составляют внутренние туристы. Принимая во внимание, что согласно классификатору СИКТА услуги гостиниц относятся полностью к туризму, следует распределить объем услуг гостиниц, показанный в таблицах по торговле в разделе “Гостиницы и рестораны” согласно вышеуказанному удельному весу.
Анализ данных о продаже товаров в ресторанах, барах, столовых и других предприятий предполагает, что внешний туризм большей частью использует для организации питания рестораны, бары, предприятия общественного питания, обслуживающие санатории и курорты. Внутренний туризм использует более дешевые по цене питания такие предприятия, как столовые, кафе, буфеты и также предприятия общественного питания пансионатов, санаториев и курортов, а также в незначительной мере пользуется ресторанами и барами.
Согласно СИКТА доля
общественного питания
Учитывая сезонность
туризма и, анализируя имеющуюся
информацию в действующей отчетности,
установлено, что объем товарооборота
предприятий общественного
Исходя из имеющейся информации в платежном балансе установлено, что расходы на питание внешних туристов превышают расходы на эти цели для внутренних туристов на 20-30 %. Таким образом можно определить оборот предприятий общественного питания, как для внутренних, так и для внешних туристов.
С целью уточнения средних показателей по доле расходов туристов в торговле будет проведено выборочное обследование туристических торговых расходов и расходов на услуги.
2.7 ОБРАЗОВАНИЕ
Статистическая отчетность по образованию позволяет получать данные о числе учебных заведений, количественные характеристики контингента обучающихся, количественные характеристики приема и выпуска специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, материально-технической базы учебных заведений.
Отчет высшего учебного заведения содержит показатели о приеме, контингенте и выпуске специалистов по направлениям обучения и по уровням подготовки: специалистов с неполным высшим образованием, бакалавров, специалистов высшим образованием и магистров.
2.8 ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, РАЗВЛЕЧЕНИЙ И КУЛЬТУРЫ
Учебные и другие киноустановки, демонстрирующие фильмы без продажи билетов, в киносеть общего экрана не включаются и статистическую отчетность не составляют.
Согласно классификатору СИКТА деятельность учреждений культуры частично связана с туризмом, как внутренним, так и внешним (ближнего и дальнего зарубежья) и участие их в доле продаж для туристов незначительно - менее 20% продаж.
Учитывая сезонность
туризма, а также имеющуюся
Для более точной оценки и анализа туристских потоков необходимо проводить выборочные обследования организаций отдыха, развлечений и культуры по выявлению посещаемости их туристами.
2.9 ЗАНЯТОСТЬ В ТУРИЗМЕ
Данные о численности работников, занятых на предприятиях, в учреждениях, организациях сферы туризма формируются на основании квартальных и годовых статистических форм в соответствии с принятыми классификациями.
2.10 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ
Статистика финансов предприятий отражает финансовое состояние туристских учреждений и организаций сектора нефинансовых предприятий. Изучает деятельность предприятий в сфере туризма. Основными функциями таких предприятий является производство товаров и нефинансовых рыночных услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства. Основные ресурсы этих предприятий поступают от продажи продукции, работ и услуг, какое бы название не имела цена.
Первичные данные по валовому
выпуску отрасли туризма склады
Выпуск хозрасчетных предприятий и организаций, оказывающих туристские услуги складывается из:
Основными источниками информации для определения объемов производства является статистическая отчетность по соответствующим видам экономической деятельности, собираемая отраслевыми отделами и определяемая по данным специальных форм.
Валовая добавленная стоимость в сфере туризма определяется по видам деятельности как разность между стоимостью выпуска и промежуточного потребления. Рассчитывается в текущих ценах с полугодовой и годовой периодичностью.
Статистическая методология исследования массовых явлений различает, как известно, два способа наблюдения в зависимости от полноты охвата объекта: сплошное и не сплошное. Разновидностью не сплошного наблюдения является выборочное, которое в условиях развития рыночных отношений в России находит все более широкое применение. Переход статистики РФ на международные стандарты системы национального счетоводства требует более широкого применения выборки для получения и анализа показ спелей СНС (системы национальных счетов) не только в промышленности, но и в других секторах экономики. Под выборочным наблюдением понимается такое не сплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию (наблюдению) подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом. Выборочное наблюдение ставит перед собой задачу - по обследуемой части дать характеристику всей совокупности единиц при условии соблюдения всех, правил и принципов проведения статистического наблюдения и научно организованной работы по отбору единиц.
Наряду с экономией ресурсов одной из причин превращения выборочного наблюдения в важнейший источник статистической информации является возможность значительно ускорить получение необходимых данных. Ведь при обследовании, скажем, 10 % единиц совокупности будет затрачено гораздо меньше времени, а результаты могут быть представлены быстрее и будут более актуальными. Фактор времени важен для статистического исследования особенно в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации.
Процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени в статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. В нем процесс экономического развития изображается в виде совокупности перерывов непрерывного, позволяющих детально проанализировать особенности развития при помощи характеристик, отражающих изменение параметров экономической системы во времени. Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда, и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени. Уровни ряда обычно обозначаются через «у», моменты или периоды времени, к которым относятся уровни, - через «t».
Существуют различные виды рядов динамики. Их можно классифицировать по следующим признакам:
Уровни этого ряда - обобщающие итоги статистики вкладов населения по состоянию на определенную дату (на начало каждого месяца).
Из различного характера интервальных и моментных рядов динамики вытекают некоторые особенности уровней соответствующих рядов.
Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуют собой суммарный итог какого-либо явления за определенный отрезок времени. Они зависят от продолжительности этого периода времени, и поэтому их можно суммировать как не содержащие повторного счета.
Отдельные же уровни моментного ряда динамики абсолютных величин содержат элементы повторного счета, например, число вкладов населения, учитываемых за январь, существует и в настоящее время, являясь единицами совокупности и в июне. Все это делает бессмысленным суммирование уровней моментных рядов динамики. В зависимости от расстояния между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды динамики с равноотстоящими уровнями и не равноотстоящими уровнями во времени.
Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат называются равноотстоящими. Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются не равноотстоящими.
В зависимости от наличия основной тенденции изучаемого процесса ряды динамики подразделяются на стационарные и не стационарные.
Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным и ряды динамики также называются стационарными. Экономические процессы во времени обычно не являются стационарными, так как содержат основную тенденцию развития, но их можно преобразовать в стационарные путем исключения тенденций.
Все явления и процессы,
характеризующие социально-