Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможностей совершенствования стимулирования труда сотрудников гостиничных предприятий города Костаная.
Задачи данной работы:
1.Определить понятия «мотивация и стимулирования труда»
2.Провести анализ существующей системы мотивации и стимулирования труда в гостиничных предприятиях города Костаная.
3.Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда для гостиничных предприятий города Костаная.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие мотивация и стимулирование труда .………………………………..5
1.1 Понятие «мотивация».……………………………...…………………….....5
1.2 Теории и виды мотивации…………………….………………………….....6
1.3 Стимулирование как основа мотивации………………………………….15
2.Исследование системы мотивации и стимулирования труда,
используемой в гостиничных предприятиях города Костанай на примере
гостиниц «Целинная» и «Медеу». Общие сведения о гостиничных
предприятиях «Целинная» и «Медеу»……………………………………….17
2.1.Исследование стимулирования и мотивации труда работников
гостиничных предприятий «Целинная» и «Медеу» методом
анкетирования ……………………………………………………………….....19
3 Рекомендации по совершенствованию стимулирования и мотивации
труда работников гостиничных предприятий «Целинная» и
«Медеу»………………………………………………………………………......23
3.1Основные принципы стимулирования и мотивирования труда……….....26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………….…………………………..29
Приложения……………………………………………………………………...30
В этом случае у работника может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может возникнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс.
Таблица 2. Варианты ситуаций, которые возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника А по С.Адамсу
Вознаграждение А Вклад А |
< | Вознаграждение Б Вклад Б | Несправедливость (недоплата) |
Вознаграждение А Вклад А |
= | Вознаграждение Б Вклад Б | Справедливость |
Вознаграждение А Вклад А |
> | Вознаграждение Б Вклад Б | Несправедливость (переплата) |
В этой ситуации важное значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории принято выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные «на систему», ориентированные «на себя».
Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.
Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает.
Категории работников, которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу исключительно собственного соотношения «вознаграждение/вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая - сам работник.
Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. Но есть мнение, что все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.(12) .
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет ряд функций:
Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности так же предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.
В свою очередь стимулы могут быть материальными и нематериальными.
Материальные стимулы:
Денежные: заработная плата, премии;
Неденежные: путевки, лечение, транспорт.
Нематериальные:
Социальные: престижность труда, возможность роста;
Моральные: уважение со стороны друзей, родственников, награды;
Творческие: возможность самосовершенствования, самореализации.
Стимулирование труда – довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидульаный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
Принципы стимулирования
В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в один доллар, для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Переход большинства зарубежных фирм на ежедневную оплату труда обоснован прежде всего необходимостью соблюдения этого принципа. Одномоментность действия стимула (вознаграждения) замечена давно. Соблюдение этого принципа позволяет в большинстве случаев даже снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей предпочитают принцип «лучше меньше, но сразу». Корме того, учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда – сильный мотиватор. Повышение уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение.
Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, традиции того или иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
Вывод: мотивация трудовой деятельности - основной рычаг стимулирования роста производительности труда. Существует много способов и методов стимулирования как материальных, так и нематериальных. Наиболее эффективно сочетание материальных и моральных стимулов.(13)
2. Исследование системы мотивации и стимулирования труда используемой в гостиничных предприятиях города Костаная на примере гостиниц «Целинная» и «Медеу».
2.1. Общие сведения о гостиничных предприятиях «Целинная» и «Медеу».
Гостиница «Целинная».
Гостиница "Целинная" была построена в 1963 году. В 1973 году был построен еще 1 современный 6-ти этажный корпус. Сейчас в гостинице 128 номеров на 227 мест. Расположена гостиница в деловом и культурном центре г. Костаная. В настоящее время гостиница подтвердила соответствие категории 2 звезды. Гостиница «Целинная» относится к категории гостиниц, которые зарекомендовали себя как комфортабельные, уютные, предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха. В гостинице клиенты могут получить изысканное и персонифицированное обслуживание. Именно уникальность гостиницы, обеспечивает успешную работу в сфере гостеприимства. Гостиница Целинная - одна из лучших гостиниц города, расположена на пересечении улиц Байтурсынова и Пушкина, в 20 минутах пути от аэропорта, и 10 минутах пути от железнодорожного вокзала.
Гостиница «Медеу».
Информация о работе Исследование роли стимулирования и мотивации труда в туристских предпритиях