История экскурсионного дела в России как педагогического элемента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа экскурсионная деятельость.docx

— 78.21 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«Национальный государственный  университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

Кафедра социальных технологий

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Экскурсионная  и выставочная деятельность

на тему:

«История экскурсионного дела в России как педагогического  элемента».

 

 

         Выполнила

Студентка III курса

Специальности 100200

Казырыкпай Ш.Б.

                                                                                         Научный руководитель: Доцент, к.ф.н.


Мальцева С.Г.

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I  Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3

1.1 Применение экскурсий  в учебных заведениях……………………………3

1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14

Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18

2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18

2.2 Экскурсионная деятельность Общества  пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23

2.3 Возрождение и развитие  экскурсионного дела в послевоенный  период (1945-1990)……………………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное экскурсоведение  – это динамично развивающаяся  область научного знания и практической деятельности, оформившаяся на стыке  нескольких социально-гуманитарных дисциплин: истории, культурологи, психологии, социологии,  экономики и ряда других дисциплин. Экскурсоведческие знания, умения и  навыки  являются важным компонентом  профессиональной культуры специалиста  по сервису и туризму.

Экскурсия – это именно та интеллектуальная составляющая, которая  дает участника, кроме информационного  насыщения, эстетическое удовлетворение и душевное равновесие, интеллектуальное удовольствие; а для эксурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной техникой введения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Данная курсовая работа рассматривает  вопрос развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское  время. В целях дальнейшего развития и совершенствования экскурсионного дела необходимо знать его историю, а ранее накопленный опыт, помогает современным специалистам и работникам в области туризма и экскурсий творчески использовать опыт в настоящем и будущем.

Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.

Задачи:

  1. Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
  2. Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
  3. Написать курсовую работу, раскрывая тему.

Курсовая работа написана на основании изучения многочисленных литературных источников, авторами которых  являются Долженко Г.П., Дьякова Р.А., Анциферов Н.П., Скобельцына А.С., Логинов Л.М. и многие другие.

Первая глава курсовой работы будет раскрывать вопросы  начала практики применения экскурсии как части учебного процесса и начало зарождения теоретической и практической базы экскурсионного дела.

Вторая глава будет  раскрывать вопросы развития экскурсионного дела в советское время, а именно развитие экскурсионного дела после  революции, в пролетарском обществе, после войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Экскурсионное дело в дореволюционный период

1.1 Применение экскурсий  в учебных заведениях.

В дореволюционный период (вторая половина XIX в. – 1917г.) произошло зарождение экскурсионного дела в России, появились первые экскурсионные организации, началась научная разработка экскурсионной теории.

Экскурсии зародились как  образовательные поездки в конце  XVIII века. Они проводились, как правило, учителями и являлись дополнением к учебному процессу. Идея экскурсии нашла свое отражение в уставах школ в конце XVIII – в начале XIX в. Например, в «Уставе народным училищам» 1786 года и в «Школьном уставе» 1804 указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать с целью знакомства посещение мануфактур, мастерские ремесленников и другие предприятия.

Журнал «Русская школа» писал  по поводу экскурсий в школе: «При рекомендуемой нами системе организации  и проведения экскурсий, будущие  поколения с детских лет будут  изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его  любить, так как «чему послужишь, то и полюбишь», говорит пословица. Интеллигенция, найдя живое дело дома, не будет наводнять собою  столицы, и молодые люди, пройдя высшее учебное заведение, будут стремиться домой, в родную, знакомую и милую  сторону, где у них уже есть свое дело. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме  истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать  свою родину и привыкнут служить  ей с малых лет по мере своих  сил и способностей»

Глубокое теоретическое  обоснования использования в  процессе обучения детей такого метода как экскурсия нашло в трудах основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича  Ушинского. Он подверг критике схоластические методы преподавания, царившие в русской  школе XIX века, и предложил новые, в основы которых положил идеи народности, требования развития в учащихся умений наблюдать явления окружающей действительности. К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и впервую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений.  

Длительное время организация  экскурсий с учащимися оставалась делом отдельных энтузиастов. Так, широкую известность среди учительской  среды России получила экскурсионная  деятельность Александровской учительской  школы в Тифлисе. Созданная в 1866 г., она в дальнейшем была преобразована  в учительский институт, пользовавшийся большой популярностью в Закавказье. Длительный период возглавлял это учебное  заведение известный на Кавказе  педагог Николай Петрович Захаров.

Важным средством обучения Н. П. Захаров считал экскурсии, на которых  должны закрепляться знания, полученные на уроках. Природа Кавказа, его история, культура – все служило прекрасным материалом для изучения. Сам город  Тифлис, с его развалинами крепости и древних храмов, ботанический сад, прекрасный Кавказский музей, громадный  арсенал, фабрики, заводы, телеграф посещались ежегодно по несколько раз. Наконец, древние монастыри, Караязская степь  с знаменитым оросительным каналом (в 40 верстах от Тифлиса), пещерный город  Чимес-цихе (близ г. Гори, в 80-ти верстах  от Тифлиса) были предметом обозрения учеников школы.

Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. В настоящее  путешествие превращалась экскурсия к пещерному городу Чимес-цихе, которую с нетерпением ждали все ее будущие участники. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н. П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Кроме Кавказа в 1880-х гг. в некоторых гимназиях и реальных училищах для учащихся старших классов организуются дальние экскурсии в Крым, в Санкт-Петербург и Москву, а также в другие крупные города. Объектами показа в Москве и Санкт-Петербурге выступали историко-культурные достопримечательности. Часто в программу входили поклонение православным святыням (в Москве и Киеве). Ученики путешествовали за свой счет, а учителя бесплатно – за счет учеников.

В конце ХIХ – начале ХХ в. в ряде учебных заведений  России педагоги осознали необходимость  введения экскурсий в программы  обучения, видя в них эффективную  форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные  гимназии и реальные училища в  Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославле  и других городах. Большой продолжительностью – по месяцу и более – отличались экскурсии 5-й киевской гимназии, проводившей  их в летнее время. Житомирская гимназия, начав с однодневных прогулок своих учеников в окрестностях города, отправляла их затем в маршрут по Волыни, а позднее в Нижний Новгород на выставку, на Кавказ, в Батуми, Севастополь, Одессу. В 1897 г. семнадцать ее гимназистов совершили путешествие за границу, посетив Вену, Мюнхен, Цюрих, Милан, Геную, Флоренцию, Венецию.

В Сумском реальном училище  даже было создано «Общество организации  путешествий учеников Сумского реального  училища для ознакомления со своей отечеством». Целью общества являлось возможность дать ученикам Сумского реального училища ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, таким образом способствуя развитию в учениках научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы. Первые туристские поездки были проведены им на Кавказ и в Финляндию.

На востоке России ученики  Благовещенска и Владивостока совершали  экскурсии по Амуру, в уссурийскую  тайгу, к морю. В 1903 г. в период работы промышленной выставки в Осаке владивостокское  представительство Российского  общества туристов провело 20-дневную  образовательную экскурсию в  этот японский город для детей городских и народных школ.

В этот же период в России появляется ряд туристских организаций: в 1885 г. в Санкт-Петербурге «Предприятие для общественных путешествий во все стороны света», в 1890 г. в Одессе – Крымский горный клуб (в последствии  Крымско-Кавказский горный клуб) на основе возникшего в Ялте «Кружка любителей  природы, горного спорта и Крымских гор», который занимался организацией путешествий и экскурсий по Крыму.

В уставе было зафиксировано, что Клуб имеет, в частности, цели научного исследования Крымских гор, распространения  знаний о них, а также «поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчению пребывания в них»1. Для выполнения указанных целей, клуб брал на себя обязанности организовывать общественные собрания, экскурсии, научные сообщения, лекции, ходатайствовать перед Правлением железных дорог о скидках на железнодорожные билеты для членов Клуба, участвующих в экскурсиях, организовывать в горах приюты для экскурсантов, принимать меры к улучшению дорог. Содержать проводников и т.п. С 1891 по 1915 гг. клуб издавал журнал «Записки Крымского горного клуба» в котором публиковались отчеты экспедиций, описывались маршруты путешествий и экскурсий и условия их проведения. В 1891 году состоялась первая экскурсия членов клуба, имевшая научный характер: 15 апреля 19 экскурсантов выехали на пароходе из Одессы в Крым. На следующий день прибыли в Севастополь и в течении 8 дней путешествовали по Крыму, осматривая природные и культурные достопримечательности полуострова.

Первая ученическая экскурсия  в Крым, организованная Крымским Горным Клубом, состоялось в июне 1892 г. и  длилась 9 дней. На экскурсию для 20 учеников было выделено 300 рублей, по 10 рублей внес каждый участник, 100 рублей ассигновало Правление клуба. На каждого ученика было затрачено 12 рублей, что объясняется, в частности, теплым отношением «отделений клуба и отдельных лиц, которые экскурсанты испытывали на протяжении всего их пути. Теплое участие этих лиц в деле ученических экскурсий дает возможность надеется на развитие в будущем подобных экскурсий и осуществления задачи клуба…»2. Второй выпуск Записок за 1892 г. опубликовал Основания для организации ученических экскурсий в Крым, устраиваемых Крымским Горным клубом. В этом документе отмечались познавательная, воспитательная функции экскурсий, а также их благотворное влияние на здоровье. Ученические экскурсии проводились летом во время каникул. Правлением Клуба составлялся подробный план экскурсии, который утверждался Попечителем Одесского учебного округа. Руководство поручалось одному из двух членов Клуба, хорошо знакомым с маршрутом и объектами показа. Устанавливалось численность группы – не более 20 человек. Рекомендовалось учеников гимназий и студентов университетов не объединять в одну группу. Заявление об участии следовало подавать не менее чем за 10 дней до начала экскурсии. К заявлению прилагать письменное разрешение родителей или опекунов. Экскурсанты должны были быть одеты и экипированы соответствующим образом. Каждый получал на руку копию маршрута с обозначением времени и мест остановок. Рекомендовалось всем участникам вести дневник, который по окончанию экскурсии передавался руководителю для составления отчета. Стоимость экскурсии 50 коп. за экскурсионный день без учета питания и проезда к месту начала экскурсии. До экскурсии и после нее все ученики проходили медицинский осмотр.

Наиболее активно действовала  Ялтинское отделение клуба, о  чем свидетельствует следующая  статистика – уже в 1896 г. была проведена 181 экскурсия для 1491тыс. человек, в 1912 г. -645 экскурсий для 15229 человек.3 Членами клуба было около 100 человек, которые входили в несколько секций. Например, секция пешеходных экскурсий 1916 году имела 21 функционирующих маршрут. Экскурсионный сезон длился с начала марта до конца октября. Большой популярностью пользовались экипажные экскурсии (например, в 1914 году Клубом было организовано 430 таких экскурсий).

Первой настоящей туристской организацией в России стал учрежденный  в 1895 г. Туринг-клуб или Общество велосипедистов-туристов, на основе которого было сформировано Российское общество туристов (1901г.), объединявшее несколько немногочисленных клубов. Эта дата сегодня считается официальной  датой рождения туризма в России. К 1903 году число членов общества достигло максимального количества – 2061 человек. Журнал «Велосипед» (потом «Русский турист») стал официальным изданием общества. Общество занималось изданием дорожников и сборников по всем отраслям дорожно-велосипедного спорта. Общество также занималось организацией экскурсий  по крупным городам и наиболее привлекательным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Много внимания общество уделяло организации и проведении школьных экскурсий. В 1899 году на страницах журнала «Русский турист» была проведена рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках», где обобщался опыт проведения экскурсий в школах России.

Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента