Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
В 1965 году, в честь 20-летия Победы, городам Москве, Ленинграде, Севастополю, Волгограду, Одессе, Бресту было присвоено звание городов-героев. Сразу же были разработаны военно-патриотические экскурсии в этих городах и железнодорожные, авиационные, автобусные экскурсии городам-героям.
В период 1950-70гг. было введено в эксплуатацию более 6 тысяч новых гостиниц, кемпингов, мотелей. В 1980 году в Москве вступил в строй самый крупный в стране туристский комплекс «Измайлово» на 9,5 тысяч мест. К 1985 году на территории СССР действовало 14 тысяч санаториев и домов отдыха, 969 туристских учреждений, 350 всесоюзных и более 600 местных плановых туристских маршрутов. Во «всесоюзном гараже» туристского транспорта находилось 10 тысяч автобусов, 150 морских и речных судов.
Укрепление материальной
базы привело к более широкому
использованию в туризме
В 1962 году вышло постановление Президиума ВЦСПС « О дальнейшем развитии туризма», в котором были подведены итоги, при ВЦСПС создали Центральный Совет по туризму (ЦСТ), в котором определялись задачи по развитию туризма и экскурсий не только профсоюзов, но и партийным и государственным органом, ряду министерств.
Министерству просвещения
СССР давалось задание создать Центральную
детскую туристско-
В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает специальное постановление «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором были определены конкретные меры по повышении идейно-политической направленности и познавательной деятельности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. Постановление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.
К началу 70-х гг. на географических
факультетах ряда государственных
университетов – Ростовского, Белорусского,
Киевского, Симферопольского, Тбилисского
– были открыты специализации
«Методика и организация
В 1975 году Центральный совет
по туризму и экскурсиям совместно
с Министерством просвещения
СССР одобрили опыт Ставропольского
государственного педагогического
института по туристско-экскурсионной
работе факультета общественных профессий.
В 1977 году на базе Ставропольского Карачаево-
В пятилетнем плане на 1970-75гг. было намечено развивать туризм, укреплять его материальную базу, развивать морские, речные, железнодорожные, автомобильные и воздушные туристские маршруты, строить гостиницы, кемпинги и другие объекты для туристов. За эту 9-ю пятилетку число экскурсионных учреждений выросло с 219 до 495, количество экскурсоводов увеличилось с 13 тысяч до 30 тысяч человек, количество экскурсоводов увеличилось с 35,5 миллионов до 131 миллионов человек. В 1975 году во всех Бюро путешествий и экскурсий страны было 13 тысяч тем экскурсий, которые стали проводиться дифференцировано: для школьников, молодежи, взрослых и т.д.
Постановление Президиума ВЦСПС 1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников» рекомендовало привлекать студентов педагогических институтов и училищ к туристской работе в качестве инструкторов и училищ к туристской работе в качестве инструкторов, методистов, экскурсоводов для прохождения педагогической практики в пионерских лагерях.
Центральный совет в апреле 1977 года провел в Ленинграде Всесоюзную методическую конференцию «О работе экскурсионных учреждений профсоюзов по выполнению Постановления ЦККПСС о 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции». Аналогичные экскурсии были проведены во всех республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям. Конференции обратили внимание экскурсионных работников на дальнейшее повышение идейно-политического уровня экскурсионной работы и обеспечение высокого качества и культуры обслуживания широких слоев населения.
Большим историческим значимым
событием в истории экскурсионного
дела явилось законодательное
С принятием Конституции
СССР различные по тематике экскурсии
включались материалы, характерные
достижения СССР за 60 лет, создавались
специальные темы, посвященными этому
важному событию в жизни
Важное значение для деятельности
местных органов системы
В постановлении ВЦСПС
«О мерах по развитию местного туризма
и экскурсий среди трудящихся»(
Важнейшей задачей Центрального
совета по туризму и экскурсиям и
его местных органов являлось
дальнейшее совершенствование активного
отдыха трудящихся и учащейся молодежи,
массовое развитие местного туризма
и экскурсий, организацию путешествий
и экскурсий для тружеников села.
Выполнение этой задачи осуществлялось
совместно с профсоюзными организациями
предприятий, колхозов, совхозов, учебных
заведений. Туристско-экскурсионные
мероприятия были включены в планы
социального и культурного
Развитию и совершенствованию экскурсионного дела в СССР способствовало также участие Центрального совета по туризму и экскурсиям в подготовке проведения в Москве Игр XXII Олимпиады.
XXII Олимпийские Игры, впервые проводящиеся в социалистической стране – в СССР является событием большой политической и международной значимости, имеющим большое значение в укреплении мира, дружбы и сотрудничества между народами. Эти идеи легли в основу экскурсий для советских, иностранных туристов и зарубежных гостей Московской Олимпиады. Для обеспечения качественной подготовки к приему и обслуживанию участников и гостей Олимпиады в Центральном совете по туризму и экскурсиям были образованы специальные структурные подразделения: Управление Олимпиады-80 и соответствующие отделы ведущих управлениях - Экскурсионном, Управлении туристских маршрутов и учреждений, Управлении транспортных путешествий, Управлению по приему иностранных туристов.
Центральный совет по туризму и экскурсиям утвердил программу экскурсионного обслуживания советских и иностранных туристов Олимпиады-80, в которую вошли обязательные и дополнительные (по выбору) экскурсии в пяти городах, где проходили Олимпийские Игры: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине.
Центральным советом разработаны также плановые маршруты и программа экскурсионного обслуживания иностранных туристов в двадцати восьми городах Советского Союза: Иркутск, Братск, Алма-Ата, Баку, Брест, Ереван, Тбилиси, Владимир, Одесса, Львов, Смоленск и др.
Участники и гости игр XXII Олимпиады познакомились с историческими и культурными ценностями, советским образом жизни, последовательной миролюбивой внешней политикой КПСС и советского государства, подлинным демократизмом социально-экономической системы социализма.
За годы десятой пятилетки
значительные успехи достигнуты в области
теории и методики экскурсионного дела.
Центральным советом по туризму
и экскурсиям разработаны и изданы
методические рекомендации по основным
проблемам экскурсионной
Качественный состав экскурсоводов, организаторов путешествий (экскурсий) и руководителей туристских групп бюро путешествий и экскурсий улучшился в связи с переводом в 1977-1979 гг. работников этих категорий на новую оплату труда. Проведенная работа повышению уровня методической работы экскурсионных учреждений, профессиональной квалификации экскурсоводов и ее методического мастерства, что в свою очередь повысило идейно-теоретический уровень и качество проведения экскурсий.
В 80-е годы увеличилась сеть санаторно-курортных учреждений: домов отдыха, пансионатов, гостиниц, профилакториев; соответственно увеличилось экскурсионное обслуживание этих учреждений.
План развития туризма
до 1990 года предусматривал увеличение
сети экскурсионных учреждений, создание
новых тем маршрутов, повышение
их идейного уровня, познавательной ценности
и профессионального
В 80-е годы увеличился интерес иностранцев к нашей стране: в 1991 году СССР посетило 6894 тысячи иностранных гостей, в том числе 2235 тысяч туристов. В основном это были гости из Польши, Финляндии, Монголии, Китая, Германии, США, Болгарии, Швеции и других стран. Гостей из капиталистических стран в 80-х годах была всего третья часть от всех приезжавших, чему причиной были бюрократические ограничения, связанные с визовым режимом.
Советских туристов, выехавших в зарубежные страны в 1991 году было почти 11 миллионов человек – в основном в Польшу, ГДР, Болгарию, Финляндию.
В целом в этот период около полмиллиарда человек ежегодно участвовали в экскурсиях, десятки тысяч экскурсионных тем предлагались более чем тысячью экскурсионных организаций, на маршрутах работало более 70 тыс. экскурсоводов.
Подводя итог, следует отметить, что следствием развития туристско-экскурсионного дела в советский период стал его колоссальный рост, что выразилось в количестве экскурсионных организаций, разнообразии тематики, большого числа экскурсоводов и экскурсантов. Была налажена система подготовки экскурсоводов, издавалась методическая литература. Так как экскурсионное дело находилось в ведении профсоюзов, это позволяло снижать стоимость экскурсий за счет профсоюзных фондов. Поэтому экскурсионными услугами мог воспользоваться каждый житель СССР.
Заключение.
Экскурсия – это форма познания мира, которая доступна детям и взрослым, которая, возникнув много десятилетий назад, не потеряла своей актуальности. Через экскурсии мир познается ярко, непосредственно, полученные впечатления остаются надолго.
В курсовой работе были рассмотрены
история развития экскурсионного дела
как педагогического элемента в
дореволюционное время и
В первой главе раскрывались вопросы начала практики применения экскурсии, как части учебного процесса и начало зарождения теоретической и практической базы экскурсионного дела. В дореволюционный период экскурсионные организации и первые курсы по подготовке профессиональных экскурсоводов. Главным достижением сторонников экскурсионного дела в дореволюционный период явилось доказательство образовательного значения экскурсий и их внедрение в учебный процесс в школе и высших учебных заведениях.
Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента