История экскурсионного дела в России как педагогического элемента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа экскурсионная деятельость.docx

— 78.21 Кб (Скачать файл)

В связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. в стране были созданы три  научно-исследовательских учреждения. В Москве Наркомпросом РСФСР –  Центральный музейно-экскурсионный  институт, выросший из экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной  работы – экскурсионный отдел; в  Петрограде губернским отделом народного  образования – научно-исследовательский  экскурсионный институт.

В качестве примера приведем структуру и основные направления  работы Петроградского экскурсионного института. Он состоял из трех отделов: естественного, гуманитарного и  экономико-технического, которые, в  свою очередь, делились на секции. Естественный отдел – на пять секций: почвенно-геологическую, ботаническую, зоологическую, гидробиологическую и географическую; гуманитарный –  на три: культурно-историческую (с литературной), этнографическую и художественную (изобразительных искусств); экономико-технический  – на четыре секции: энергетическую, экономическую, благоустройства населенных мест и общепромышленную.

Штат института был  невелик: всего 48 человек действительных членов и сотрудников. Организационно институт входил в состав учреждений Петроградского академического центра.

Главной его целью как  научно-исследовательского учреждения являлось «изучение экскурсоведения  по всем областям жизни природы и  человеческой культуры как в сфере  теоретической, принципиальной, так  и в практической, в желанной глубине  и полноте, в видах создания цельной  образовательной системы» (Гревс, 1922). Предполагалось, что свои исследования Петроградский экскурсионный институт со временем будет проводить по всей территории Российской Федерации.

Одной из основных его обязанностей являлась централизация, обобщение  опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ, научно-исследовательских  учреждений. Кроме того, институт должен был проводить циклы лекций по экскурсионной тематике, систематические  курсы для привлечения к экскурсионному делу более широких кругов общественности, организовывать конференции и съезды (как областные, так и всероссийские) по теоретическим и практическим вопросам.

Научно-исследовательские  экскурсионные организации, созданные  в 1921 г., просуществовали недолго. Через  несколько лет они были расформированы или реорганизованы. В настоящее  время вопросы теории экскурсионного дела изучаются в Научно-исследовательском  институте культуры и экскурсионном  управлении Центрального совета по туризму  и экскурсиям ВЦСПС.

 

2.2 Экскурсионная деятельность  Общества  пролетарского туризма  и экскурсий (1930-1936 гг.).

Летом 1928 г. Российское общество туристов было ликвидировано и создано  новое Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Оно объединяло все акционерные экскурсионно-туристские общества и организации: Государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист», Украинское межпаевое экскурсионное товарищество (УМПЭТ), «Турист Грузии» и ряд других. Руководящим органом ОПТЭ стал Центральный совет (ЦС) во главе с президиумом. Председателем Центрального совета ОПТЭ назначили известного государственного и партийного деятеля Н.В. Крыленко. В состав ЦС входили отделы: научно-методический, организационный, агитации и пропаганды, финансовый, бухгалтерский и оперативно-массовый. В крупных городах были созданы отделения ОПТЭ, а на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях – первичные организации – ячейки, которые привлекали в общество новых членов – рабочих, крестьян и учащихся.

Сущность и основные направления  туристско-экскурсионной работы отражались в лозунгах ОПТЭ.

« Чтобы лучше строить  СССР, надо его знать, чтобы лучше  знать – будьте туристами» - таким  был один из основных лозунгов пролетарского  туризма. (Следует отметить, что в 30-е гг. не было четкого деления  путешествующих на туристов и экскурсантов. Туристами зачастую называли экскурсантов, как и наоборот). В задачу ОПТЭ входили вовлечь в туризм и экскурсии широкие трудящиеся массы, познакомить их со своей страной, с ее огромными и природными богатствами, которые предстояло освивать, с первыми электростанциями, машиностроительными заводами, колхозами и совхозами. Множество экскурсий организовывалось с посещением Днепрогэза, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, Сталинградского тракторного завода, Кузнецкстроя, совхоза «Гигант» в Ростовской области, передовых районов сплошной коллективизации и т.д.

Центральный совет ОПТЭ издавал  специальные журналы – «Турист-активист», «Всемирный турист», «На суше и на море», с приложением «Библиотечки туриста». ОТПЭ выпускало также «Библиотеку  пролетарского туризма» - серию книг с описанием туристских маршрутов  и экскурсий, условий организации  путешествий, общих правил для туристов и экскурсантов. В первом выпуске  «Библиотеки пролетарского туризма» - «Путешествия по СССР», вышедшем в 1931 г., так говорилось о целях туристов в путешествиях: «Путешествия в период великой социалистической стройки должно обогатить знаниями и опытом в деле социалистического строительства как туриста, так и население тех районов, куда направляется турист».13  

Много важных вопросов теории экскурсионного дела разработал педагог  и методист Б.Е.Райков14. Он раскрыл важное для развития экскурсоведения понятие «экскурсия», классифицировал их по содержанию, объему, методу проведения, логическому построению, продолжительности и составу участников. В книге обобщены «Десять заповедей экскурсионного дела», актуальные и в наши дни:

  1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
  2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь его план.
  3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  4. Занимайся на экскурсии только тем, что можно конкретно изучить.
  5. Избегай длинных объяснений.
  6. Не оставляй экскурсантов только зрителями и слушателями: заставь их активно и самостоятельно работать.
  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут.
  8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей их правильно смотреть: всем должно быть все видно.
  9. Не утомляй излишне экскурсантов. Они перестанут работать.
  10. Закрепи экскурсию в памяти участников последующей проработкой материала.

В 1930-е годы были созданы  десятки туристских маршрутов, которые  проходили по Уралу, Сибири, Средней  Азии, Алтаю, Поволжью, Кавказу, Крыму и другим местам. Возросла роль музеев, увеличилась их посещаемость, возросла потребность в кадрах. При крупных музеях создаются курсы по подготовке экскурсоводов. В 1932 году в Москве был открыт первый туристско-экскурсионный техникум, который выпускал экскурсионных работников.

Специальные экскурсии разрабатывали  для преподавателей школ, советских  торговых служащих. Для неоднородных групп и одиночек составляли особую экскурсионную программу.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах значительно  увеличилась посещаемость музеев. В  связи с возросшей потребностью в кадрах экскурсионных работников при крупных музеях создавались  курсы по подготовке экскурсоводов. В 1932 г. в Москве был открыт туристско-экскурсионный техникум, в котором готовили экскурсоводов.

Центральная экскурсионная  база Наркомпроса в 1932 году была реорганизована в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию, ставшую методическим центром  экскурсионно-туристской работы с детьми.

 

Организованы курсы для  подготовки из туристов-активистов руководителей  детского туризма. Для совместной практической работы по детскому туризму привлечены общество «Друг детей» и детская  комиссия при ВЦИК.

По инициативе водной секции ЦК ОПТЭ летом 1932 г. была организована экспедиция по реке Суре. Целью экспедиции было изучение взможностей семейного  туризма на разборных байдарках  во время отпуска в порядке  самодеятельности.

В составе экспедиции было 5 мужчин, 3 женщины, и четверо детей  в возрасте 9-19 лет. Экспедиция имела  в своем распоряжении 5 байдарок.

В эти годы одновременно с организационными формами туристско-экскурсионного движения развивались теория и методика. Большой вклад в развитие  теории и практики туристско-экскурсионного дела внесли Б.Е.Райков, В.А Герд, Н.П.Анциферов, Д.А. Шариков, В.В. Загура, А.Ф. Родин и др.

В помощь экскурсионным работникам на местах экскурсионного сектора социального  воспитания Петроградского губернского  отдела народного образования издавала научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело» под редакцией профессора И.И. Полянского и академика В.М. Шимкевича. В середине 30-х гг. были выпущены в свет: сборник научно—педагогических  статей «Школьные экскурсии, их значение и организация» под редакцией  профессора б.Е. Райкова и Э.В. Краснухи; ряд работ А.Н Формозова «Следопыт  по черной тропе», «Следопыт по белой  тромпе», «Следы охотничьих собак и  птиц» и многие другие.

В республиках, краях и  областях были созданы туристско-экскурсионные  управления (ТЭУ), которые стали организаторами дальних и местных путешествий  и экскурсий. Их образовали на территориях, где больше всего проходило туристских маршрутов: в Ленинграде, Кисловодске, Сочи, Риге, Симферополе, Тбилиси и других городах. Особое место в работе ТЭУ занимали оперативные туристские маршруты, на которых туристов обеспечивали всеми видами обслуживания: размещением, питанием, транспортом, инвентарем, экскурсиями. Экскурсии организовывали по городу, в музеи, на выставки, на заводы и фабрики, в колхозы и совхозы, к памятным местам героических революционных сражений. Экскурсии обогащали знания туристов, расширяли их кругозор, повышали их политический и культурный уровень.

Но поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стране было разрушено начавшейся второй мировой  войной.

 

2.3 Возрождение и развитие  экскурсионного дела в послевоенный  период (1945-1990).

После окончания Великой  Отечественной войны советский  народ возобновил свое строительство. Возобновили работу учреждения просвещения  и культуры, в том числе, туристско-экскурсионные. Центральное туристско-экскурсионное  управление ВЦСПС приступило к строительству  новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации  путешествий и экскурсий. В экскурсионной программе большое место стало занимать военно-историческая тематика. Основой военно-исторических экскурсий является памятники боевой славы, памятные места, мемориальные комплексы, посвященные героизму советских воинов, партизан, всего советского народа в Дни Великой Отечественной войны

Подвиги советских людей  были воплощены в памятниках партизанке Зое Космодемьянской в Петрищеве, разведчику Николаю Кузнецову в г. Ровно и Львове, генералам Черняховскому в г. Вильнюсе, Ватутину – г. Киеве, Ефремову – г. Вязьме и многим героям, отдавшим свою жизнь в борьбе с врагом.

Новому подъему экскурсионной  работы способствовало празднование 1947 г. 800-летия Москвы. В связи с  этим юбилеем были подготовлены различные  экскурсии, рассказывающем об историческом прошлом русского народа, о роли Москвы и героической борьбе советского народа против фашистских захватчиков, о Москве – столице первого  в мире государства рабочих крестьян.

В расширении тематики городских  экскурсий большую роль сыграло  решение Советского правительства  от 20 июля 1995г. об открытии доступа в  Кремль. В связи с этим маршруты обзорных многоплановых экскурсий  по Москве были перестроены. Московский Кремль стал главным объектом столичных  экскурсий. В частности, была обновлена  пешеходная экскурсия «Красная площадь  и Кремль».

В 50-е годы ознаменовались усилием идеологической направленности в экскурсионной работе. Коммунистическая партия придавала большое значение культурно-просветительской работе и  ее роли в формировании коммунистического  мировоззрения трудящихся и подрастающего  поколения. ЦК партии указывались необходимость  дальнейшего развития ленинских  принципов пропаганды: партийности, высокой идейности, тесной связи  с жизнью народа, с практическими  задачами коммунистического строительства, научности и непримиримости к  буржуазной идеологии.

В связи с задачами научно-технической  революции экскурсионные учреждения включились в пропаганду современных  достижений науки и техники путем  организации производственных экскурсий  на крупные промышленные предприятия, в колхозы и совхозы. В их проведении оказывали большую помощь производственно-технические  кабинеты предприятий. Экскурсантов знакомили  с технологическим процессом  производства, новыми достижениями рационализаторов и изобретателей. Такие экскурсии  содействовали обмену опытом работы специалистов родственных предприятий.

Работники экскурсионных  бюро использовали праздники, юбилейные  и памятные дни для обновления экскурсионной тематики. Обширная экскурсионная  программа была подготовлена ко Всемирному молодежи и студентов, который проходил в СССР  1957 г., ко Всемирному конгрессу  женщин(1963 г.), 60-летию Первой русской  революции (1965 г.) В апреле 1965 г. вышел  указ о праздновании 9 мая – Дня Победы, в след за этим последовало обновление военно-исторической тематики.

Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента