История экскурсионного дела в России как педагогического элемента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа экскурсионная деятельость.docx

— 78.21 Кб (Скачать файл)

На рубеже XIX – XX веков количество и качество образовательных экскурсий изменилось. Изменение ситуации с учебными экскурсиями связано с оживлением педагогической мысли в конце XIX века в связи с общим подъемом общественного движения России на рубеже веков. Педагоги выступили против схоластики школьного преподавания. Возникшие школы нового типа (например, коммерческие училища, частные школы) ставили своей целью вести преподавание на началах наглядности и конкретности. В авангарде экскурсионного метода выступают частная и общественная школы. По мнению К.М.Писцова, переломным моментом в развитии экскурсионного дела в дореволюционный период стал 1901 год – год разработки новых программ преподавания естествознания и год открытия Тенишевского училища, так как основная заслуга появления экскурсионного метода в России принадлежит преподавателям вновь открывшихся коммерческих училищ, в частности Д.К. Кайгородову.4

Активно осуществляло экскурсионную  программу Лесное коммерческое училище  в Санкт-Петербурге, не случайно именно педагогами этого училища был  издан первый теоретический труд по проведению экскурсии. Лесное училище  в числе первых в Петербурге сделало  экскурсии обязательной формой учебной  работы в рамках преподавания целого ряда различных предметов. В течение семигодичного курса обучения проводились до 50 экскурсий местного характера, 7 – в ближайшие окрестности города, 3-4 дальние поездки во время каникул. Содержание экскурсий было напрямую связано с программой курсов по естествознанию, истории, литературе. Участие в экскурсиях было обязательно для учащихся, на них выделялись средства из бюджета школы.

Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. Так, Тверская экскурсионная комиссия проводила экскурсии на заводы, за город на природу, в местный музей, Смоленская – к историческим памятникам Смоленска, в музеи, на природу, Орловская – в образцовые хозяйства сельских районов края и т.п.

Для того чтобы облегчить организацию школьных экскурсий, предпринимались различные меры. Например, в Департамент железной дороги поступали просьбы от руководства учебных заведений о разрешении бесплатного проезда по железной дороге учащимся с экскурсионной целью. В мае 1889 г. был издан общий льготный тариф для всех железных дорог и городов, на основании которого было предоставлено право бесплатного переезда в классе экскурсантам низших учебных заведениях на расстояние не более 5 верст в период до 1 сентября.5

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения  от 2 августа 1900 г. за №20. 185, которым  отменялись летние каникулярные работы учеников и в замен их рекомендовалось  начальникам учебных заведений  и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий имело  введение 9 марта 1902г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для  группы экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам  низших учебных заведений при  поездах на расстоянии до 50 км. Предоставлялся бесплатный проезд.6 Необходимо было лишь подать заявку и получить разрешение от инспектора народных училищ и руководства железной дороги.

Специальный тариф для  учащихся, совершаемых групповые  экскурсии, сохранялся до 1917 г.

В связи с ростом в стране числа школьных экскурсий возникла необходимость в координации  деятельности проводящих их организаций. Это привело к созданию при Московском учебном округе Центральной экскурсионной комиссии, ставшей головной неформальной организацией в России. Комиссия располагала библиотекой по экскурсионным вопросам, определяла учебные заведения – гимназии, реальные училища, университеты и т.д., которые должны были осуществлять прием экскурсантов. В их числе значились Казанский университет, Рижская Ломоносовская гимназия, Казанские высшие женские курсы, 2-я Нижегородская гимназия, 2-е Екатеринославское реальное училище и многие другие учебные заведения. Центральная комиссия разработала «Опросный лист», в котором направляющее экскурсантов учебное заведение указывало число учащихся по классам, сопровождающих лиц и их специальность, цель экскурсии, подготовленность к ней, ее связь с программой, количество и характер предшествующих экскурсий.  Все это помогало при дальнейшей работе с группой. Были разработаны также «Правила экскурсантов», которые вывешивались в каждом принимающем учебном заведении. Выполнение их строго контролировалось.

Комиссия объединяла педагогов-энтузиастов, имеющих опыт экскурсионной работы, - В.И. Комарнинского, В.Ю. Ульянинского, Н.Г. Тарасова и других. Они анализировали  и обобщали опыт экскурсионной работы с учащимся, давали методические советы и рекомендации.

Постепенно стали появляться экскурсионные организации. В 1893 г. комиссия преподавателей-естественников при Обществе распространения технических  знаний в Москве организовала для  учащихся естественно-исторические экскурсии, положившие начало тематическим экскурсиям, которые, проводились нерегулярно  и носили случайный характер.7

В 1907 году при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая занималась организацией экскурсий  и  подготовкой экскурсоводов. Считается, что это первая в России экскурсионная  организация.

В 1910 году при Московском учебном округе начала работу «Комиссия  по организации и осуществлению  учебно-воспитательных экскурсий для  учащих и учащихся средних учебных  заведений  Московского учебного округа», при которой были организованы музей и библиотека по экскурсионным вопросам.

Б.Е.Райков указывает на большую  роль в развитии экскурсионного дела Русского общества распространения  естественно-исторического образования. Этим обществом была создана Инструкторская Экскурсионная Станция для подготовки руководителей экскурсий, распологавшихся  в Павловске. Б.Е.Райкин читал практикантам этой станции лекции по методике и  технике ведения экскурсий. Основатель Общества – профессор В.В.Половцев, педагог-натуралист, один из пионеров экскурсионного дела в России.8 Организацией экскурсий занимались также Петербургское общество народных университетов, Тульское общество взаимопомощи учителей, Харьковское общество любителей естествознания и др.

Организацией экскурсий  в дореволюционный период занимались также Русская православная церковь, предложив организацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивались «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом Перед началом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относятся и издание церковью специальных путеводителей – «Спутников для экскурсантов», , например, «Спутника по Троице-Сергиевой лавре» и.д.

Образовательным экскурсиям предваряла тщательная подготовка: составление  плана и маршрута, организация  переписки с начальством тех  городов, в которых экскурсанты  планировали остановиться, полученные разрешения от родителей  учеников, ведение приговоров с транспортными чиновниками, организация ряда лекций по вопросам экскурсии в соответствии с ее планом (в дополнительное от занятий время). Для природоведческих экскурсий готовили аптечку, приборы для метеорологического наблюдения, необходимые книги, разные настольные игры для досуга, фотоаппараты.

Назовем некоторые дальние  экскурсии, совершенные учащимися  в дореволюционный период. В 1902 году 1-я Киевская гимназия организовала для учеников поездку в Москву, Санкт-Петербургу, Финляндию, Ревель, Ригу и Вильну.

В 1903 году ученики Курского реального училища совершили  несколько экскурсий по Курской  губернии.

В 1910 году в апреле во время  пасхальных каникул состоялось экскурсия 32 учеников Тульской мужской гимназии в Константинополь через Киев и Одессу.

В провинции были очень  популярные небольшие кратковременные  экскурсии в ближайшие крупные  города. Например, кубанскую столицу  Екатеринодар в разное время посещали учащиеся многих станичных училищ: Новорождественского женского, Камышеватского Николаевского четырехклассного, Брюховетского  двухклассного, Гулькевического, Чамлыкского, Дондуковского 1-го Пашковского двухклассного  и др. Ученики Барсуковского высшего  начального училища посетили Екатеринодар на пасхальных каникулах в апреле 1914 года. В экскурсии приняло 33 ученика 1 и 2 классов. 40 копеек, а также 15 рублей взнос внесла одна из попечительниц  училища. В целом «местные власти оказывали посильную помощь в  развитии ученических экскурсий, понимая  их значение для организации содержательного  досуга учащихся».9

Война, начавшаяся в 1914г., отразилась на географии школьных экскурсий  и путешествии. Резко сократилось  количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

В 1915-1917гг. при пересмотре учебных планов и программ была подписана  новая программа для начальных  школ, в соответствии с которой  на практические занятия выделялся 1 час в неделю. О пояснительной  записке уяснялось: «Для планомерного ведения экскурсий надлежит в начале учебного года разработать для каждого класса их план и в течении 4 лет осуществлять последовательную программу. Экскурсии должны совершаться преимущественно в учебные часы. Для дальних экскурсий надлежит уделять в каждом классе по нескольку цельных учебных дней течении учебного года.10 Таким образом, в школах России к 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправным методом обучения наряду с другими.

Экскурсионный метод внедрялся  и в учебные программы вузов. Например, в 1890-х годах профессорами С.Ф.Платоновым и И.А.Шляпкиным предпринимались  экскурсионные поездки в Новгород, Псков, Нарву, Москву со студентами СПбГУ  и Высших женских курсов. В 1903 году князь С.Н.Трубецкой вывез студентов  Московского университета в Константинополь  и Грецию.

В дореволюционный период экскурсия воспринималось как поездка с познавательной целью. Как правило, экскурсии проводились не профессиональный экскурсовод, а более знающий человек, или сопровождающий педагог.

 

1.2. Развитие теоретической  и практической базы экскурсионного дела.

В конце ХIХ – начале ХХ в. передовые педагоги учебных  заведений России: школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и других, – обратили особое внимание на туризм и экскурсионное дело, все шире развивавшиеся в стране. В экскурсиях они увидели возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический  характер, значительно улучшить, преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся  первые статьи, посвященные экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках  Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В них экскурсионному делу отводилась важная роль в совершенствовании  системы образования и воспитания учащихся.

Журнал «Русская школа» писал  по поводу экскурсий в школе: «При рекомендуемой нами системе организации и проведения экскурсий, будущие поколения с детских лет будут изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его любить, так как «чему послужишь, то и полюбишь», говорит пословица. Интеллигенция, найдя живое дело дома, не будет наводнять собою столицы, и молодые люди, пройдя высшее учебное заведение, будут стремиться домой, в родную, знакомую и милую сторону, где у них уже есть свое дело. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей»

В этот период началась разработка теории экскурсионного дела. Выдающиеся деятели экскурсоведения дореволюционного периода – Д.Н.Кайгородов, В.В.Половцев, И.М.Гревс, А.Я.Закс, Б.Е.Райков, Г.Н.Боч – заложили методические основы экскурсоведения как образовательного и воспитательного метода, показали целесообразность его использования в школе и вузе.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая  свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии, их значение и организация», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища  под редакцией Б.Е. Райкова и  Г.Н. Боча. В ней были впервые четко  сформулированы основные принципы школьной экскурсионной методики, дана система  учебных экскурсий по всем предметам, положено начало предметным тематическим экскурсиям с учетом программных  требований школы.

Один из ведущих специалистов экскурсионного дела в России Н.А. Гайнике, анализируя значение книги по истечении  некоторого времени, писал о ней  в 1923г.: «Книга эта составила эпоху в истории разработки теоретических вопросов экскурсионного дела, пропагандируя в широких учительских кругах идею необходимости экскурсионного метода в школьной работе»

В 10-е гг. в России стали  издаваться три специальных журнала, посвященные экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник»  Москве, «Русский экскурсант»  в Ярославле, «Школьные экскурсии  и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью  посвящается школьному экскурсоведению, о чем говорило его название, то два других – вопросам развития в учебных заведениях Росси уделяло меньше внимания. Однако в них постоянно публиковались теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу.

Ведущим экскурсионным журналом в России к середине 10-х гг. становится «Русский экскурсант», издававшийся членами Ярославской экскурсионной комиссии, основанный Ярославским педагогическим обществом. Популярность среди его сторонников экскурсионного дела была велика еще и потому, что к его работе привлекались специалисты многих городов России: Москвы, Петрограда, Киева, Саратова, Ростов-на-Дону, Владивостока и др. Среди большей группы представителей значилось имя Н.А. Гейнике, а среди петроградцев – Б.Е.Райкова – ведущих в то время теоретиков российского экскурсоведения.

Задачей редакции «Русского  экскурсанта» была – «раскрыт глаза  подрастающих поколений на дивную картину  нашей Родины, дать им почувствовать  все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам ее многопланового быта…

Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента