Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:17, курсовая работа
Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1
Наличие вокруг индивида сразу нескольких источников социального информирования порождает его избирательность, определенную автономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспринимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повышения эффективности воздействия средств массовой информации и пропаганды на духовный мир личности может быть продуктивным только при углубленном изучении с применением методов и средств конкретного социологического исследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации, в частности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (личность, социальная группа и т. д.), а с другой — неформальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интерпретатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с определенными видами сообщений, интересующими определенные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.
При определении путей повышения эффективности и деятельности средств массовой коммуникации следует учитывать, что массовая коммуникация лишена такой существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику информации. В тех же случаях, когда слушатели или зрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный характер (индивидуальные письма), либо обладает мно-гоосмысленностью (в случае массовых откликов), что требует дополнительного социологического анализа полученных материалов, сопоставления этого анализа с другими показателями распространенности средств массовой информации и пропаганды, тематической направленности их деятельности, содержания и формы подачи сообщений и др.
Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,— это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного, рождающегося в социалистической действительности со столь же активной борьбой против того, что мешает нашему движению вперед, в том числе и против попыток пропагандистских средств классового противника усилить разлагающее воздействие на сознание советских людей.
Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы духовной жизни общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в современном обществе.
Заключение.
Итак, сегодня
в постсоветской России складывается
новая журналистика. Процесс этот
еще далеко не закончен. Современная
система массовой коммуникации вбирает
в себя многочисленные элементы прежней
партийно-советской печати. Одновременно
в нее внедрились элементы западных
буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние
приведет в будущем к тому, что
система российских средств массовой
информации приобретет свое оригинальное
лицо, соединит в себе и характерные
особенности русской
Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительную часть общеполитических изданий. Многие независимые СМИ, которые стараются не афишировать своих политических симпатий, тем не менее тоже содержат в себе скрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно отстаивая их в информационных баталиях. На это указывает политическое размежевание СМИ, связанное с драматическими событиями последних лет.
Регионализация средств массовой информации - тоже одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.
Вместе
с тем новое лицо отечественной
журналистики искажено сегодня конфронтацией
СМИ друг с другом, с властными
структурами, с аудиторией. Нередко
их публикации носят дестабилизирующий
характер и вызывают напряженность
в обществе, что не способствует
улучшению в нем социально-
Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансово независимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом для скрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных целей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства, распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение духовности.
Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессионализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение в информационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, их материалы грешат недостоверностью, необъективностью, одна из причин которых кроется в некомпетентности авторов, их слабой образовательной подготовке. Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные СМИ заняли довольно сильные позиции на российском информационном рынке. Не имея здесь достойных конкурентов, они оказывают значительное влияние на российскую аудиторию, а также и на отечественную журналистику, особенно демократической ориентации, которая практически утратила характерные национальные черты и приобрела достаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ.
Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за, которыми следует наш доверчивый русский народ. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет - священнослужители, учителя. Влияние последних в настоящее время невелико: церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитет учителей разрушаются на глазах.
На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанное и произнесенное ими слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для их достижения могут остановить процесс распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль.
Лекция. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляции сознанием.
1.Суть манипуляции;
2. Манипулятивный потенциал СМИ;
3. Технологии манипуляции сознанием.
1.Суть манипуляции:
Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять).
"Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как - вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает.
Манипуляция - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий (Словарь Социальная психология)
С. Кара-Мурза (Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием) выделяет три главных, родовых признака манипуляции:
Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (НЕ ФИЗИЧЕСКОГО!!!). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции.
В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.
Таким образом С.Г.Кара-Мурза подытоживает: Манипуляция – это способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия.
Наряду с посылаемым открыто основным сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата нужные манипулятору образы.
Скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.
Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.
Психологический механизм манипуляции:
Манипуляция осуществляется через ВНУШЕНИЕ - подчинение не через рассудок, а через чувства.
Внушение - целенаправленное воздействие на личность или группу, воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению определенных поступков. (Словарь по общественным наукам) (ПОД ЗАПИСЬ)
(В социальной психологии). Внушение — способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации.
Критическое восприятие |
Воздействие на сознание |
Не критическое восприятие |
Воздействие на подсознание |
Не критичность и воздействие на подсознание – основное отличие внушения от убеждения.
Убеждение
Внушение
С.Г. Кара-Мурза отмечает: Внушение "обходит" разум субъекта и проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия.
Эффективность внушения, помимо мастерства манипулятора зависит от внушаемости адресата.
Внушаемость - свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению или воздействию. (Словарь по общественным наукам)
Внушение осуществляется манипулятивным методом, при этом у индивида действует контрвнушение для сохранения самобытности его восприятия.
контрвнушение
Информация о работе Массовая коммуникация, предмет, задачи курса