Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:17, курсовая работа
Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1
внушение
Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при манипуляции сознанием являются память и внимание.
Задача манипулятора – что-либо внушить людям. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание людей к его сообщению, затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо: убедительно то, что остается в памяти.
2. Манипулятивный потенциал СМИ.
Н.С. Леонов справедливо отмечает: «Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления» (Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях).
Ричард Никсон, выступая в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно
А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества" (Моль А. Социодинамика культуры)
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то или чего-то.
Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами.
Последовательность
Фаза 1. Происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности. Таково необходимое условие для начала информационной коммуникации.
Фаза 2 (производящая). Производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым создавая сообщение.
К этой же фазе следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.
Фаза 3 (передача). Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.
Фаза 4 (потребление). Эта фаза представляет собой сложный процесс, который характеризуется активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентации.
Фаза 5 (постфаза). Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно (т.е. в момент потребления), но и длиться, не прекращаясь или возобновляясь после некоторого перерыва.
Следовательно, информация может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того, осознается этот процесс или нет.
Включение механизмов, реализующих манипулятивное воздействие, приходится на фазы передачи и потребления.
На постфазе - накопление непроизвольно усвоенной информации, способной подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Телевидение:
Современные политические технологии обязаны своим воздействием на массы в первую очередь визуальным образам телевидения.
Свой манипулятивный
потенциал телевидение
Именно поэтому преподнесенная телевидинием информация оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.
Телевидение принципиально отличается от других видов коммуникаций. (Михаил Анатольевич Гончаров, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова.)
Во-первых, знаки-телеобразы в отличие от знаков языка или письма весьма предрасположены к тому, чтобы зритель прочитывал их как реальное жизненное событие.
Во-вторых, телеобразы являются, как и все другие знаки, кодом, а не простым отображением реальных жизненных обстоятельств.
Знаки, которые генерирует телевидение, имеют определенный смысл, часто неидентичный смыслу, заложенному в вещах, отображаемых на телевизионном экране.
Таким образом, кодирование остается незаметным для массовой аудитории и у лиц, осуществляющих селекцию и оформление телеинформации, появляется возможность внушать, т.е. активизировать манипулятивные механизмы.
3. Технологии манипуляции сознанием.
С.Г.Кара-Мурза приводит следующие технологии манипуляции используемые СМИ:
Фабрикация фактов (прямая ложь).
И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямую ложь — это и дорого, и опасно.
В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?»
А. Моль пишет, что искажение реальности достигается чаще через процесс кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, а не решительных, бросающихся в глаза действий. (ПОД ЗАПИСЬ)
Он также подчеркивает, что малые сдвиги, приводящие к «поляризации» потока сообщений, должны быть ниже порога семантической восприимчивости среднего получателя (т.е. в среднем должны не замечаться).
Одно из важнейших
правил манипуляции сознанием гласит,
что успех зависит от того, насколько
полно удалось изолировать
Идеальным считается случай, когда удается создать (точнее, допустить создание) радикальных оппозиционных источников информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, не затрагивающими сути главных программ манипуляции.
Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности СМИ широко используют принцип демократии шума — потопление сообщения, которого невозможно избежать, в потоке бессмысленной, пустопорожней информации.
Г. Шиллер пишет: «Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла».
Сенсационность.
Сенсация — сообщений о событиях, которые придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики.
Сенсация позволяет обеспечивать фрагментацию проблем и дробление информации так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания.
Получаю сенсацию зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности — сильное свойство телевидения.
Манипулятивная семантика (раздел языкознания и логики, исследующий проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией лексических единиц) — изменение смысла слов и понятий.
Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда, посредством которого меняется контекст, т.е. сказанные слова приобретают совершенно иной смысл.
Отобранные «крупицы» сообщения вроде бы не являются ложью, но то целое, что «слепил» из них репортер или редактор, может не иметь ничего общего с действительностью.
Разновидностью манипулятивной семантики является постоянное применение эвфимизмов особенно в политике.
Эвфемизм [греч. euphêmismos < eu — хорошо + phêmi — говорю] — слово или выражение, служащее для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными: грубыми, "обидными", нетактичными, не вполне вежливыми и т. п.
Упрощение, стереотипизация.
В отличие от высокой культуры СМИ предназначены именно для масс.
В них установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений (даже на длину слов, хотя два-три заумных слова всегда допускаются в качестве «онаучивающего» элемента).
Под этим эмпирическим правилом лежит психологическое обоснование, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.
Как отмечает А.Моль - «согласно давно сформулированному правилу сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который оно рассчитано». (Моль А. Социодинамика культуры.)
Концепцию упрощения еще в начале 20-х годов выдвинул У. Липпманн. Он считал, что процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип).
Поэтому редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.
Утверждение и повторение.
Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в краткой, энергичной и впечатляющей форме, т.е. в форме утверждения.
Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Это означает также просьбу к аудитории принять идею без обсуждения такой, какая она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.
СМИ приучили человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений.
Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.
Многократно повторенная ложь рано или поздно становится правдой, любил приговаривать Министр пропаганды Нацистской Германии Йозеф Геббельс.
"Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё верит публика"(Геббельс)
Дробление и срочность.
Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему,— одна из особых и важных сторон упрощения.
Это фундаментальный принцип мозаичной культуры.
Дроблению служит множество технических приемов:
Что бы ни было
сказано, все полностью растворяется
в последующих рекламных
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения.
Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не успевает осмыслить и понять сообщения, они вытесняются другими, более новыми.
Информация о работе Массовая коммуникация, предмет, задачи курса