Опорный конспект лекций по дисциплине «Правовое регулирование туристической деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:37, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Место учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности» в системе юридических и специальных дисциплин
Тема 2. Конституция РФ и сфера туризма.
Тема 3. Гражданское законодательство и сфера туризма.
Тема 4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» - базовый правовой акт в сфере туризма
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

В случае неуплаты лицензиатом в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии аннулирование лицензии осуществляется без обращения в суд.

Решение о приостановлении, аннулировании лицензии или направлении соответствующего заявления в суд доводится до лицензиата в письменной форме (с мотивированным обоснованием) не позднее, чем через 3 дня после его принятия.

Специального Постановления Правительства РФ, регламентирующего лицензирование международной туристической деятельности, как это было ранее, в настоящее время нет.9

Логика осуществления административной реформы в РФ снова ставит перед практиками вопрос о целесообразности лицензирования туристской деятельности вообще.

Есть сторонники отмены лицензирования, которые подготовили законопроект в внесении изменений й дополнений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он направлен на сокращение лицензируемых видов деятельности, перераспределение полномочий по лицензированию в пользу субъектов РФ, сокращение сроков выдачи лицензий и, в конечном итоге, замену лицензирования обязательным страхованием профессиональной ответственности или предоставлением других гарантий (сертификации, аккредитации, госрегистрации и т.д.).

В свою очередь, противники отмены лицензирования туристской деятельности is частности Российский союз туриндустрии) аргументируют свою позицию тем, тто туризм является сферой высоких потребительских рисковав то время как услуги предлагаемые турфирмами населению, предоплачиваются полностью, что часто приводит к недобросовестному их оказанию. Анализ зарубежного опыта показыва-ет,что многие развитые страны имеют исключительно жесткие системы лицензирования туристской деятельности.

Следует в данной связи подчеркнуть, что Директива ЕЭС от 13.06.1990 г. №90/ 314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» прямо прописывает обязанность стран - членов Общего рынка «принимать все необходимые меры с зелью гарантировать, что организатор и/или продавец, заключившие контракт, будет ■ести перед потребителем ответственность за хорошее выполнение своих обязательств» |сг. 5), для чего «государства - члены Общего рынка могут принимать или поддерживать в силе самые строгие распоряжения в целях защиты потребителей» (ст. 8).

Пока по мнению Правительства и большинства представителей турбизнеса, отме-■алицензирования туроператорской и турагентской деятельности может привести с множественному нарушению прав потребителей! так как проконтролировать деятель-юость турфирм, оказывающих подобные услуги, будет крайне проблематично.

1.2. Правовые основы стандартизации в сфере туризма

Одной из эффективных мер государственной защиты интересов потребителей туруслуг и государства является стандартизация.

Стандартизация осуществляется в целях достижения:

>   безопасности продукции, работ и услуг для окружающей  среды, жизни, здоровья и имущества;

>   технической и информационной  совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

>   качества продукции, работ  и услуг в соответствии с  уровнем развития науки, техники  и технологии;

>   единства измерений;

>   экономии всех видов ресурсов;

>   безопасности хозяйственных  объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

  • >   обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Юридическая справка

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Наииональный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Стандартизаиия - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Правовую основу стандартизации составляют:

- ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4871-1 «Об обеспечении единства измерений»;'0

- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 17 декабря 1999 г.);11

- Постановление Правительства РФ от 02.06.2003 г. «О мерах по реализации ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 17.07.2003 г. №440);

- Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 194 «Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии»;

- Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 г. №458 «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта» (утв. Положение об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта);

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 г. №500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (утв. Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию);

- Постановление Правительства РФ «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г. (в редакции от 2 октября 1999г.);

£3 Постановление Госстандарта России от 27.06.2003 г. №63 «О национальных стандартах РФ»;

- Приказы Госстандарта России от 19.05.2003 г. № 285-288 «О наделении полномочиями на проведение государственного контроля и надзора руководите^ лей структурных подразделений и специалистов федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России»;

- Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности»;

О Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации»;

£2 Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»;

- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК-002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. №163;

£3 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17.

Органами стандартизации являются:

>   Федеральная служба  по техническому регулированию  и метрологии. Полномочиями службы являются:

-    осуществление государственного  контроля и надзора за соблюдением  обязательных требований в сфере технического регулирования и метрологии;

-    участие в работах  по международной (региональной) стандартизации;

. -   организация профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров в области стандартизации;

-    установление правил  применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

>   Соответствующие органы  субъектов РФ. В Санкт-Петербурге  и Ленинградской области это ТЕСТ-Санкт-Петербург, который является территориальным органом Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.

Основные задачи стандартизации в сфере туризма:

  • повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений при оказании туристских услуг;

>   установление показателей  качества туристского обслуживания  и требований к такому качеству;

>   повышение безопасности  туристских объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

>   повышение конкурентоспособности  туристских услуг;

>   рациональное использование  туристских ресурсов.

Стандарты и классификаторы

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся:

>   национальные стандарты;

>   применяемые в установленном  порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации  по стандартизации;

>   общероссийские классификаторы  технико-экономической и социальной  информации;

>   стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и примене--ния, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты в сфере туризма сегодня еще полностью не разработаны12 и Постановлением Госстандарта РФ от 27 июня 2003 г. №63 национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ, с сохранением условных обозначений «ГОСТ» и «ГОСТ Р»:

- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» (введен в действие с 01.07.2001 г.);

- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионноё обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

- ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионноё обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

- ГОСТ Р51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;

Продолжают также действовать следующие межгосударственные ГОСТы:

- ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания»;

- ГОСТ28681.1-95 «Туристско-экскурсионноеобслуживание. Проектирование туристских услуг»;

£Э ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

- ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлениями Правительства РФ. Они утверждаются национальным органом по стандартизации - Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии, в соответствии с правилами стандартизации, нормами л рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом ж в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) „тал, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Национальные стандарты должны содержать:

>   требования к  продукции, работам и услугам  по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии;

>   правила и нормы, обеспечивающие техническое и  информационное единство при  разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Содержание требований национальных стандартов, области их распространения, еры их действия и даты их введения определяются государственными органами равления, которые их принимают. Национальные стандарты вводятся в действие еле их утверждения Федеральной службой по техническому регулированию и мет-логии.

Соответствие продукции и услуг требованиям национальных стандартов может под-грждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия нацио-льным стандартам. Форма знака соответствия национальным стандартам и поря-к маркирования этим знаком устанавливается правилами соответствующей систе-i добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному андарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным Для гаителя способом, предусмотренным национальным органом по стандартизации.

Юридическая справка

  • В настоящее время в сфере стандартизации туристских услуг применяются 06-гроссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и Общероссийский клас-фнкатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Правовые аспекты сертификации туристских услуг

Понятие сертификации туристских услуг

Юридическая справка

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Схема сертификации - форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия услуг установленным требованиям.

Информация о работе Опорный конспект лекций по дисциплине «Правовое регулирование туристической деятельности»