Опорный конспект лекций по дисциплине «Правовое регулирование туристической деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:37, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Место учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности» в системе юридических и специальных дисциплин
Тема 2. Конституция РФ и сфера туризма.
Тема 3. Гражданское законодательство и сфера туризма.
Тема 4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» - базовый правовой акт в сфере туризма
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Для рекреационных целей широко используются также биосферные заповедники — специально охраняемые территории, создаваемые с целью сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных работ, сохранения культурного наследия.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Материально-техническая база туризма — совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), предназначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической базы туризма входят: гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, торговли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

Материально-техническая база имеет свою специфику в каждом виде туризма. Так, в горнолыжном туризме она наряду с гостиницами, турбазами, приютами включает канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и др.

Особое место в материально-технической базе туризма занимают тематические парки (развлечений, дельфинарии, аква-и зоопарки и т.п.). Они составляют серьезную конкуренцию традиционным туристским регионам, имеющим большое количество историко-культурных достопримечательностей. Классическими

примерами развлекательных тематических парков являются «Диснейленд» (США), «ЕвроДиснейленд» (Франция), «Порт Авенту-ра» (Испания), «Страна Грез» (Япония).

В 2002 г. в Баварии открылся тематический парк «Леголенд», в котором нашло отражение все, что производит компания «Lego» в области игрушек и товаров. Ежедневно «Леголенд» принимает до 6000 посетителей.

Одной из разновидностей тематических парков являются развлекательно-познавательные комплексы. Например, в Валенсии (Испания) открыт самый крупный в Европе аквариум, помещения которого занимают площадь в 80 000 м . Огромные панорамные аквариумы воспроизводят системы всех океанов планеты. Кроме того, в нем сооружен подземный 70-метровый туннель и просторные помещения на открытом воздухе, в которых проводятся выставки. Посетители могут наблюдать за жизнью 10 000 представителей 500 различных видов морских обитателей, размещенных в шести башнях, составляющих комплекс. Каждая башня в точности повторяет следующие экосистемы: континентальные воды, моря тропического и умеренного поясов, Атлантический океан, арктические воды, Антарктиду и острова.

Ожидается, что развлекательно-тематический комплекс будут посещать ежегодно около 1,8 млн туристов. Помимо образовательных программ в нем планируется проведение научных исследований морского мира.

Для оптимального использования туристских ресурсов и планирования развития материально-технической базы туризма целесообразно использовать предложенную польским ученым А. Козма классификацию туристских регионов:

♦  располагающих огромными туристскими ресурсами, в которых туризм должен быть доминирующим сектором региональной экономики;

♦  имеющих богатые туристские ресурсы, в которых туризм должен получить развитие наравне с другими отраслями;

♦  располагающих туристскими ресурсами, в которых развитие туризма будет зависеть от состояния других отраслей экономики.

Важным моментом при планировании использования туристских ресурсов является формирование инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.

 

Тема 10. Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере туризма

Совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий в целях удовлетворения широкого крута, культурных и духовных потребностей человека; составляет институт между -неродного туристского права}

Нормы, входящие в данный институт, обеспечивают более эффективное сотрудничество государств в сфере туризма и укрепляют взаимную заинтересованность в их рзвитии участников туристского обмена. В связи с этим многие нормы международная) права в сфере туризма приняты на специально созываемых международных конференциях и совещаниях по туризму. Наиболее значимые из них были следующие:

>   1954 г. В Нью-Йорке состоялась  конференция ООН, принявшая конвенцию  о таможенных льготах для туристов (в 1959 г. к данной конвенции присоединилась и Россия);

>   1963 г. Конференция ООН  в Риме приняла «Общую резолюцию  по развитию туризма». Данная резолюция способствовала упрощению установленных правительствами формальностей в отношении международного туризма;

>   1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации некоторых правил по перевозке морем пассажиров и багажа;

>   1969 г. В Софии прошла  Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании межправительственной организации по туризму (впоследствии ВТО);

>   1980 г. На Филлипинах прошла Всемирная конференция по туризму. Результатом работы стала «Манильская декларация по мировому туризму»;

>   1982 г. В Мексике состоялось  Всемирное совещание по туризму  при ВТО, в ходе которого был  утвержден «Документ Акапулько», закрепивший концепцию дальнейшего  сотрудничества в области международного  туризма и наметивший основные направления межгосударственного сотрудничества в данной сфере;

>   1985 г. На VI сессии Генеральной Ассамблеи ВТО в Софии одобрена «Хартия туризма», составной частью которой стал «Кодекс туриста». Этот документ закрепил основные задачи, стоящие перед государствами в сфере туризма, а также основные права и обязанности туристов, соблюдение которых должно способствовать взаимопониманию между народами;

>   1989 г. На международной  конференции по туризму, которая  проводилась ВТО и Межпарламентским  союзом в Гааге была принята «Гаагская декларация по туризму», в которой заявлено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов;

>   1995 г. В Швеции прошла 1 -я Международная конференция  по безопасности туризма и  уменьшению рисков при путешествиях, итогом которой стала выработка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения проблем данной сферы (в частности, информационный обмен между государствами):

>   1995 г. Под эгидой ВТО  в Кадисе (Испания) состоялся международный  форум, с целью привлечения внимания парламентов, правительств и местных органов власти к основным проблемам туризма;

>   2000 г. В Мадриде в рамках  международной туристской выставки  ВТО прошел международный семинар по проблеме подготовки кадров в сфере туризма. Семинар дал всесторонний анализ проблем подготовки профессиональных кадров для турдеятельности и принял ряд рекомендаций в области развития кадровых ресурсов.

В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормо-творческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туруслуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны - убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений,

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.2

Рассмотрим, к примеру, основные положения некоторых наиболее значимых вышеперечисленных нормативных документов.

1. Маншъская декларация по мировому туризму (1980 г.) оценила «туризм как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений». В Декларации подчеркивалось, что «туризм выступает в качестве положительного и постоянного фактора, содействующего взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между всеми народами мира».

Декларация уточнила роль туризма в национальной экономической деятельности и в международном обмене, его влияние на выравнивание баланса внешней торговли. В документе сделан общий вывод, что туризм является существенным фактором мирового экономического развития.

Наряду с этим здесь отмечалась особая социальная роль туризма и был сделан вывод, что «при практике туризма духовные ценности должны преобладать над элемента- к материального и технического характера». К духовным ценностям, выполняю-[ важную нормативно-регулятивную роль, были отнесены:

полное и гармоничное развитие человеческой личности; постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад; равные права народов в определении своей судьбы;

-    освобождение человека, понимаемое как право на уважение  его достоинства и индивидуальности;

-    признание самобытности  культур и уважение моральных  ценностей народов.

2. Документ Акапулько (1982 г.) определил первоочередные задачи по дальней-му воплощению в жизнь рекомендаций ВТО относительно развития сферы ту-зма, для чего необходима мобилизация всех сил и средств государств с целью ординации действий по достижению:

-    всеобщего признания  права на отдых и на проведение свободного времени для всех слоев населения и особенно на оплачиваемые отпуска для наемных рабочих;

-    упрощения (там, где это  возможно) формальностей, связанных  с путешествиями, в плане въезда и выезда за пределы территории, а следовательно, таможенных формальностей, валютных норм и медицинских правил;

-    улучшения условий перевозок (воздушных, железнодорожных, морских, автодорожных) путем разработки льготных тарифов или любой другой формы для привлечения к поездкам категорий отдыхающих со средним и незначительным доходом, молодежи, людей преклонного возраста, людей с физическими недостатками и т.п.;

оборудования и расширения инфраструктуры приема, делая ее более простой и оперативной для категорий населения с незначительным доходом, соблюдая при строительстве, выборе строительных материалов, в оформлении и предоставлении услуг концепции, отвечающие традициям страны;

охраны окружающей среды, экологической структуры природного, исторического и культурного достояния страны;

оптимального использования существующих или потенциальных туристских ресурсов страны, включающих природное, культурное, художественное, историческое и духовное достояние, реализуя принцип подлинности, оберегая их от искажения и фальсификации;

-    включения туризма в программы обучения, предназначенные для всех категорий молодежи, подчеркивая особым образом новые принципы и концепции туризма;

-    принятия финансовых  и технических мер, направленных  на увеличение покупательной способности граждан;

-    выпуска объективного и в достаточном количестве информационного материала для передачи его в распоряжение средств связи, туроператоров и потребителей.

Для их реализации рекомендовалось:

-    расширять сотрудничество  в области туризма как на  двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели и возможности ВТО;

-    содействовать принятию  мер, позволяющих каждому участвовать  во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками;

-    защищать в интересах настоящего и будущего поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества.

3.   Хартия туризма (1985 г.) подчеркнула право каждого человека на отдых и досуг | и указала в связи с этим обязанности государств, которые должны:

-    разрабатывать и проводить  политику, направленную на обеспечение  гармо ного развития внутреннего  и международного туризма;

-    заниматься организацией  отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.

Документ сформулировал рекомендации по проведению комплекса мер, направленных на решение указанных задач.

4.  Кодекс туриста (1985 г.) определил общие права и обязанности иностранного туриста в стране посещения. Например, право на объективную, достоверную и исчерпывающую информацию об условиях и возможностях поездки и пребывания, право на личную безопасность и безопасность имущества, право на соответствующую общественную гигиену и т.д. В числе обязанностей, в частности, указано требование своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между людьми, обязанность уважать установленный политический, социальный, моральный и религиозный порядок и т.п.

5.  Гаагская декларация по туризму (1989 г.) уточнила место туризма в социально-экономической жизни государств и сформулировала 10 принципов, которыми должны руководствоваться государства при сотрудничестве в сфере туризма. К таким принципам относятся:

-    упрощение туристских  формальностей;

-    обеспечение безопасности туристов;

-    создание надежной инфраструктуры  для приема туристов;

-    комплексное планирование  туристского развития на основе  концепции «по держиваемого развития»;

-    другие принципы.

Указанные нами выше, а также иные документы, составляя в своей совокупности институт международного туристского права, являются важной гарантией поступательного и направленного развития международного сотрудничества в сфере туризма.

Информация о работе Опорный конспект лекций по дисциплине «Правовое регулирование туристической деятельности»