Организационно – технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных
технологий в современном молодежном туризме____________8



1.1. Сущность, специфика и виды туризма в структуре
молодежного досуга_____________________________________ 8
1.2. Возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме_________________________ 23
1.3. Организация анимационных программ
в различных видах молодежного туризма__________________ 42
Глава 2. Совершенствование организации анимационных
программ в молодежном туризме в
Калининградской области______________________________ 53
2.1. Характеристика инфраструктуры и
опыта организации молодежных туров
в Калининградской области______________________________ 53
2.2. Проект анимационной программы молодежного тура на базе
турбазы «Лесное» и ее организационно-технологическое
обеспечение____________________________________________ 67
2.2.1. Характеристика турбазы «Лесное»______________________ 67
2.2.2. Идейно-тематическое обоснование тура «Загадки
Янтарной комнаты»__________________________________
2.2.3. Программа тура « Загадки Янтарной комнаты»____________ 70
2.2.4. Калькуляция (расчет стоимости тура)____________________ 74
2.2.5. Анимационная программа тура__________________________ 77
Заключение__________________________________________________ 80
Список использованной литературы_____________________________ 85

Вложенные файлы: 1 файл

организация игровых и развлекательных программ в туризме.docx

— 201.83 Кб (Скачать файл)

-собственное мировоззрение  как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной  философии, которая опирается  на усвоенную ранее значительную  сумму знаний и сформировавшуюся  способность к абстрактно-теоретическому  мышлению, без чего разрозненные  знания не складываются в единую  систему;

-стремление заново и  критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность  и оригинальность, создать собственные  теории смысла жизни, любви,  счастья, политики и т п.        

 Молодежный возраст  представляет собой как бы  «третий мир», существующий между  детством и взрослостью, так  как биологическое ~ физиологическое  и половое — созревание завершено  (уже не ребенок), но в социальном  отношении это еще не самостоятельная  взрослая личность [31, с.163]. 

Молодость выступает как  период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь  человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший  психологический процесс -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я»[23, с.252].    

 В молодости человек  максимально работоспособен, выдерживает  наибольшие психические и физические  нагрузки, наиболее способен к  овладению сложными способами  интеллектуальной деятельности. В  молодости легче всего приобретаются  все необходимые выбранные профессии,  знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные  и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество  и находчивость, четкость и аккуратность  и т.д.).      

 Молодёжь характеризуется  теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  определяют её как самостоятельную  социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодежь имеет подвижные  границы своего возраста, они зависят  от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни.      

 Молодежь – это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.[24, с.22]    

 Определив, кто такая  молодежь и выделив ее, как  отдельную социально-демографическую  группу, рассмотрим досуг молодежи, его особенности и популярные  формы.   

 Досуг – деятельность  в свободное время вне сферы  общественного и бытового труда,  благодаря которой индивид восстанавливает  свою способность к труду и  развивает в себе в основном  те умения и способности, которые  невозможно усовершенствовать в  сфере трудовой деятельности [15, с.5]. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не  пустое время провождение, не  простое бездельничанье и вместе  с тем не по принципу: «что  хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных  интересов и целей, которые  ставит перед собой человек.  Усвоение культурных ценностей,  познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт,  туризм, путешествия – вот чем  и еще многим другим может  быть занят он в свободное  время. Все эти занятия укажут  на достигнутый уровень культуры  молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей  жизненной программы, развитие и  совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность  своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее  поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой деятельности, захватывающей  психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и  с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [8, с. 20]. Игровая деятельность носит универсальный  характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов  и социального положения. Интерес  к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и  многообразен: участие в телевизионных  и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен  игры порождает огромный, невероятно быстро  разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности, молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой  подготовки и проведения, молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.[37, с.125,248]  

 К другим особенностям  молодежного досуга относится  своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило,  не является приоритетным центром  проведения досуга молодежи. Подавляющее  большинство молодых людей предпочитают  проводить свободное время вне  дома, в компании сверстников.  Когда речь идет о решении  серьезных жизненных проблем,  молодые люди охотно принимают  советы и наставления родителей,  но в области специфических  досуговых интересов, то есть  при выборе форм поведения,  друзей, книг, одежды, они ведут себя  самостоятельно. Эту особенность  молодежного возраста точно подметил  и описал И.В. Бестужев - Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение  в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [3 , с 16]. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие  жизнедеятельности человека и  общества;

- источник творческого  преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний  и социального опыта;

- исходный пункт самосознания  личности;

- регулятор поведения  людей в обществе;

- самостоятельный вид  деятельности;  

 Примечательной особенностью  досуговой деятельности молодежи  стало ярко выраженное стремление  к психологическому комфорту  в общении, стремлении приобрести  определенные навыки общения  с людьми различного социально-психологического  склада. Общение молодежи в условиях  досуговой деятельности удовлетворяет,  прежде всего, следующие ее  потребности:

в эмоциональном контакте, сопереживании;

в информации;

в объединении усилий для  совместных действий.

Потребность в сопереживании  удовлетворяется, как правило, в  малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе  организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Обзаведение собственной  семьей в значительной степени стабилизирует  временный бюджет, сокращает свободное  время молодого человека и делает его досуг близким по структуре  к досугу взрослого. До появления  детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное  время резко сокращается, с особенности  у женщин. Возрастает тенденция к  семейному проведению досуга, в котором  усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что  характеристика  молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и  с пользой проводить свободное время [8, с.28,29]. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют  также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах  досуговой деятельности, которые  способствуют нормальному воспроизводству  способности к труду, совершенствованию  и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать  сам.

Наконец культура развития и  функционирования соответствующих  учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом  стараний самой личности, ее желания  превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и  знаний, умений, способностей [15, с.26].   

 Отличным качеством  культурного молодежного досуга  является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую  возможность заниматься любимым  делом, встречаться с интересными  людьми, посещать значимые для  него места, быть участником  важных событий.

Высший смысл истинного  досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь  досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.   

 У каждого человека  вырабатывается индивидуальный  стиль досуга и отдыха, привязанность  к тем или иным занятиям, у  каждого свой принцип организации  проведения свободного времени  – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей  и условий. Однако есть ряд  общих требований, которым должен  отвечать досуг, чтобы быть  полноценным. Эти требования вытекают  из той социальной роли, которую  призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает  как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня  досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи  и общества в целом [50]. 

Молодежный досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Он является необходимой и  неотъемлемым элементом  образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.[8, с. 28,29]

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия  только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел  этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг  должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому  активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и  развлечений.     

   В настоящее время новые тенденции в образе жизни молодежи оказывают значительное влияние на выбор форм проведения отдыха. Такие факторы как демографические особенности молодежи, их индивидуальный и групповой интересы, отношение к проведению досуга и свободного времени, изменили характер молодежного спроса и привели к созданию нового вида отдыха молодых людей – молодежного туризма.  

Информация о работе Организационно – технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме