Организационно – технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных
технологий в современном молодежном туризме____________8



1.1. Сущность, специфика и виды туризма в структуре
молодежного досуга_____________________________________ 8
1.2. Возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме_________________________ 23
1.3. Организация анимационных программ
в различных видах молодежного туризма__________________ 42
Глава 2. Совершенствование организации анимационных
программ в молодежном туризме в
Калининградской области______________________________ 53
2.1. Характеристика инфраструктуры и
опыта организации молодежных туров
в Калининградской области______________________________ 53
2.2. Проект анимационной программы молодежного тура на базе
турбазы «Лесное» и ее организационно-технологическое
обеспечение____________________________________________ 67
2.2.1. Характеристика турбазы «Лесное»______________________ 67
2.2.2. Идейно-тематическое обоснование тура «Загадки
Янтарной комнаты»__________________________________
2.2.3. Программа тура « Загадки Янтарной комнаты»____________ 70
2.2.4. Калькуляция (расчет стоимости тура)____________________ 74
2.2.5. Анимационная программа тура__________________________ 77
Заключение__________________________________________________ 80
Список использованной литературы_____________________________ 85

Вложенные файлы: 1 файл

организация игровых и развлекательных программ в туризме.docx

— 201.83 Кб (Скачать файл)

 Молодежный туризм  – это один из социально-культурных  механизмов, с помощью которого  могут быть созданы условия  для возникновения и раскрытия  человеческих способностей и  потребностей для экспонирования  новых возможностей и способов  использования в общественной  жизни[25, с.128].      

 Как подчеркивается  во многих работах, отражающих  проблемы туризма, в частности  молодежного, он сочетает в  себе спонтанную активность молодежи, с планово организованной деятельностью  учреждений туристско-экскурсионного  обслуживания. В настоящее время  туризм является индустрией, разрабатывающей  и предлагающей разнообразные  типы экскурсий, маршрутов, туров  и комплекса культурно-досуговых  услуг, потребление которых должно  организовать активность молодежи, направив ее на оздоровление, социально-санкционированные формы  развлечения, воспитания и т.д.         

 Основной функцией  туризма, с социальной точки  зрения, можно признать воспроизводящую  функцию, направленную на восстановление  сил, затраченных при выполнении  определенных производственных  и бытовых функций. При этом  отдых не ограничивается инертной  формой и восстановлением физических  и психических сил, а включает развлечения, обеспечивающие изменения характера деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений природы, культуры и т.д.          

 Современная урбанизация,  механизация производства, компьютеризация,  «однообразие потребления», значительно  увеличивающийся поток информации  приводит к тому, что молодой  человек в данном случае покидает  работу, учебу значительно более  усталым, чем прежде. Усталость  эта психологического характера  и вызывает потребность в контрасте,  снятии стресса.        

 Подлинным контрастом  жизни молодого человека, связанной  с нервным напряжением и единообразием,  является уход с постоянного  места жительства, учебы или труда  и, прежде всего перемещение,  обеспечивающее смену обстановки  и изменение обычного образа  жизни – все это может предоставить  туризм.       

 Концепция промышленных  предприятий в городе не позволят  молодому человеку по настоящему отдохнуть после работы или учебы. Мало свободного, освещенного солнцем пространства, молодежь, проживающая в городе, оказывается изолированной от природы. Парков и садовых участков недостаточно. Такого рода усталость создает условия для болезней и нетрудоспособности подрастающего поколения. В таких условиях туристический отдых предстает перед современной молодежью как форма всестороннего обновления личности.   

 Проведенные нами исследования  выявили основные потребности  молодежи в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе. Все эти потребности можно  реализовать в туризме. Такой  отдых восстанавливает полноценное  физическое самочувствие личности, обогащает ее эстетически. По  мнению Егорычевой Е., «туризм  сегодня- это преимущественно активный вид отдыха, базирующийся на связях «человек - естественная среда» с обязательной переменой среды и типа жизнедеятельности»[20, с.35].    

 Необходимо отметить, что комплекс разнообразных потребностей  молодежи, как специфической социальной  группы может быть реализован  в культурно-досуговой деятельности, осуществляемой туризмом. Обратимся  к работам Генисаретского О.  и Подуновой Н. и поясним  значение каждой из функций  культурно-досуговой деятельности  туризма применительно для молодежи.        

- познавательная функция ставит целью информацию и организацию познавательной активности молодежи, распространения комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой частью молодежи. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры других народов – эта задача, которую может осуществить познавательная функция туризма.            

- приобщение к материальным и духовным ценностям способствует распространению культурных ценностей в молодежной среде и вносит свой вклад в развитие эстетических воззрений подрастающего поколения, возникновению у него чувства патриотизма, в развитее культуры.     

       - реализация творческого потенциала личности позволяет найти применение всех умений, навыков молодежи в каком-либо виде туризма. При этом удовлетворяются ее творческие интересы.          

- организация нерегламентированного  общения участников путешествия  или коммуникативная функция  – это организация общения  молодых туристов для обсуждения  общих вопросов и тем, непринужденного  обмена информацией о каких-либо  событиях, интересах и увлечениях, сопоставление оценок, мнений.          

- продуктивный отдых и  развлечения или рекреативная  функция максимально способствуют  полноценному отдыху молодежи, восстановлению  их физических и духовных сил,  организации активных досуговых  занятий и развлечений в туризме,  обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный  эмоциональный настрой, снятие  напряжения и усталости[25, с. 119-122].         

 Отличительной особенностью  молодежного туризма является  то, что молодежь является самой  непритязательной социально-демографической  группой. Ее в меньшей степени интересует качество продуктов и уровень обслуживания. Для молодежи необязательны высококлассные условия в туристической поездке, ее в большей степени интересует определенный уровень комфорта, умеренные цены и насыщенная культурно-досуговая деятельность, отвечающая их возрастным потребностям.        

 Как мы уже отмечали, туристический  отдых занимает в наше время важное место в досуге молодежи. Мы согласны с мнением Егорычевой В., что туризм, являясь многоплановым видом досуга, сочетающем в себе различные важные для молодежи функции, может играть в жизни молодых людей основную роль в процессе удовлетворения их потребностей [20, с.41].Повышенный интерес молодежи к туризму Егорычева В. объясняет отсутствием в нем назидательности, возможностью реализовать социально-культурный потенциал в благоприятной социально-психологической атмосфере. И с этим нельзя не согласиться. Исследования показали, что, по мнению молодых людей, в туризме, как правило, отсутствует парадность, формализм и заорганизованность, в туристической деятельности оптимально сочетаются массовые и камерные формы работы. Интерес молодежи к различным видам туризма объясняется  тем, что каждый отдельный человек может выбрать для себя ту область туристической деятельности, в которой наиболее могут удовлетворится его интересы. Такие виды туризма, как спортивный и познавательный являются наиболее подходящими этой возрастной категории и наиболее востребуемыми ею. В спортивном туризме преобладает атмосфера взаимоподдержки и оптимизма, так необходимые в молодом возрасте. Для большинства молодых туристов занятия спортивными и другими видами туризма доставляют удовольствие и радость общения друг с другом. Преимущество туризма в том, что он в процессе формирования туров сближает новых людей, что является не частым явлением в других досуговых сферах [25, с.205].        

 Как известно потребительский  выбор молодежи определяют наклонности  и привычки индивида, его вкусы,  предпочтения и мотивация. Все  эти характерные черты позволяют  ответить на вопросы: почему  большое количество молодых людей  ежегодно отправляются в путешествие.       

 Говоря о конкретных  мотивах участия молодежи в  туристической деятельности, следует  иметь в виду, что ведущим ее  началом является стремление  содержательно и интересно провести  свободное время.     

 Обратимся к известной  теории мотивации Маслоу, который считает, что разнообразные потребности людей имеют неодинаковую значимость для человека и в совокупности образуют строгую, иерархическую структуру. Туристическое начало присутствует в каждом из  слоев этой пирамиды. Суть этой теории заключается в том, что основание пирамиды составляют самые настоятельные, базовые потребности, требующего первоочередного удовлетворения. Они носят биогенный характер и являются средством внутренней биологической напряженности – голода, жажды, дискомфорта. На этой ступени находится и потребность молодежи в отдыхе. Она становится важной мотивацией туризма.       

 Следующий уровень,  по его мнению, образуют социальные  потребности. Маслоу называет  их – потребности в причастности. Это понятие включает чувство  принадлежности к чему-либо или  к кому-либо, социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Молодежи  свойственно стремление к общению  и праздникам, взаимному познанию  и пониманию, диалогу и обмену  мнениями. Туризм способствует удовлетворению  потребностей к причастности.     

 В отдельную категорию  выделены потребности молодых  людей в уважении: в личных  достижениях, компетентности, самоутверждении,  признании со стороны окружающих. Их реализация зависит от положения  молодого человека в обществе [34, с.67, 68, 69]. Молодые люди действуют в соответствии с ценностными представлениями, интересами и поведением, свойственным стабильной социальной группе, к которой принадлежат. Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою – позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.     

 Характер использования  досуга в туризме позволят  утвердится молодой личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет молодому человеку большую свободу выбора.     

 Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что  молодежный туризм,   являясь одной из форм молодежного досуга, имеет большое значение в жизни молодого человека, так как он направлен на восстановление физических и психических сил, удовлетворяет потребности молодого человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.

 
     

 

 

                                    

1.2. Возможности  использования  анимационных  программ в молодежном туризме          

 Понятие «анимация»  имеет латинское происхождение  (anima-воздух, ветер, душа; animatus-одушевление)  и означает воодушевление, одухотворение,  вовлечение в активность.  

 Анимация-это своеобразная  услуга, преследующая цель - повышение  качества обслуживания, и в то  же время - это своеобразная  форма рекламы, повторного привлечения  гостей и их знакомых, тоже  преследующая цель- продвижение туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса[11, с. 50].  

 Гостиничная анимация  является одним  из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитивную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиенту, цель которых пробудить в них положительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз[54, с.41].  

 Туристская анимация- это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участи их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристической деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отели, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга[11,с.52].                              

Туристская анимация - это  наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии, важнейшая  часть турпродукта. Конечной целью  туристской анимации является удовлетворенность  туриста отдыхом - его хорошее  настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом  заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации [10, с.8].          

 Предпосылками возникновения  туристской анимации являются  негативные последствия индустриализации  и урбанизации (таб. №1).                                                                             

                                           Таблица 1.                

 Предпосылки  возникновения туристской анимации  

 

 

 
 
           

 Следствием быстрого  технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как  повсеместное техническое окружение  и экологическое загрязнение,  монотонность труда, физическая  и психологическая утомляемость, нехватка времени и сил на  творчество и любимое дело (хобби).            

 Урбанизация также  создала различные негативные  последствия: повышенную плотность  городского населения, увеличенные  жизненные нагрузки, усталость от  множественных случайных (анонимных)  человеческих контактов в городской  среде.            

 Реакцией на эти  негативные последствия является  желание выехать из города  на чистую природу, прикоснуться  к духовным ценностям (истории,  культуре, искусству), разнообразить  жизненные впечатления, устранить  физическую и психологическую  усталость, познать новое, новых  людей, найти и проявить себя  в общении с ними, побыть в  кругу друзей в обстановке  отдыха и развлечений. И как  следствие этого – повышенный  спрос на такие туристские  услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного  туризма, хобби-туры, экологические  природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные  маршруты, спортивно-увеселительные  и лечебно-восстановительные услуги.           

Информация о работе Организационно – технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме