Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель работы. Оценка конкурентоспособности туристской фирмы и разработка мер по повышению ее конкурентоспособности и улучшению системы качества, используемой в туристской фирме.
Задачи работы:
Определить сущность, специфику и факторы качества турпродукта, рассмотреть стандарты качества;
Раскрыть теоретические аспекты рынка туристических услуг и конкурентоспособности туристических фирм;
Рассмотреть особенности конкуренции туристических фирм РФ;
Исследовать конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Гардарики»;
Разработать комплекс мероприятий, повышающих конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Гардарики»
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Раскрытие основных понятий…………………………...………..5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности……………………......5
1.2 Качество туристского продукта………………………………….……8
1.3 Особенности конкуренции туристических фирм в РФ………….15
Глава 2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики»………………………………………………………………..…18
2.1. Характеристика туристической фирмы ООО «Гардарики»…....18
2.2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики»……………………………………………………………..…...20
2.3. Меры по повышению конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики» на основе качества турпродукта……………....24
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы………………………………………..31
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Раскрытие основных понятий…………………………...………..5
1.1
Сущность и понятие конкурентоспособности…………………….
1.2 Качество туристского продукта………………………………….……8
1.3 Особенности конкуренции туристических фирм в РФ………….15
Глава 2. Оценка
конкурентоспособности туристической
фирмы ООО «Гардарики»…………………………………………………
2.1. Характеристика туристической фирмы ООО «Гардарики»…....18
2.2. Оценка
конкурентоспособности туристической
фирмы ООО
«Гардарики»…………………………………………………
2.3. Меры по повышению конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики» на основе качества турпродукта……………....24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..31
На этапе формирования рыночных
отношений в России хорошо заметно исчезновение
и банкротство случайных
Стратегия конкуренции фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь четкую специализацию, внимательно изучать свой сегмент рынка. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность в сложных условиях нестабильного российского рынка
При выборе туристического продукта потребитель ориентируется на те его особенности, которые представляют для него существенный интерес.
Во-первых, это параметры, отражающие качество и полезность продукта, так как важнейшим условием его выбора является совпадение свойств и характеристик, которым потребитель отдает предпочтение.
Во-вторых, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение по степени соответствия конкретной потребности, но и учет связанных с ними затрат потребителя. При этом следует принимать во внимание, что покупка означает только обязательное условие, исходный пункт удовлетворения потребности. Суммарные же затраты состоят из двух частей: единовременных (продажная цена туристического продукта) и текущих (затраты в месте пребывания - экскурсии, дополнительное питание, транспорт, развлечения и т.д.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления)
Наряду с вышеизложенным уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие новых видов услуг и стимулирование появления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские разработки, рекламу и маркетинг.
Актуальность темы. В современной экономике главным направлением сбытовой стратегии каждой турфирмы становится повышение конкурентоспособности для закрепления ее позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли, качество туристского продукта является одним из важнейших факторов, от которых зависит положение фирмы среди конкурентов.
Цель работы. Оценка конкурентоспособности туристской фирмы и разработка мер по повышению ее конкурентоспособности и улучшению системы качества, используемой в туристской фирме.
Задачи работы:
Объектом исследования являются пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО «Гардарики»
Предметом исследования является конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Гардарики»
Глава 1. Раскрытие основных понятий
1.1 Сущность и понятие
Конкурентоспособность
предприятия - это его преимущество по
отношению к другим предприятиям данной
отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентоспособность не является имманентным
качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность
фирмы может быть оценена только в рамках
группы фирм, относящихся к одной отрасли,
либо фирм, выпускающих аналогичные товары
(услуги).
Таким образом, конкурентоспособность
фирмы - понятие относительное: одна и
та же фирма в рамках, например, региональной
отраслевой группы может быть признана
конкурентоспособной, а в рамках отраслей
мирового рынка или его сегмента - нет.
Оценка степени конкурентоспособности,
т.е. выявление характера конкурентного
преимущества фирмы по сравнению с другими
фирмами, заключается в первую очередь
в выборе базовых объектов для сравнения,
иными словами, в выборе фирмы-лидера в
отрасли страны или за ее пределами. Такая
фирма-лидер должна обладать следующими
параметрами:
1) Соизмеримостью характеристик выпускаемой
продукции по идентичности потребностей,
удовлетворяемых с ее помощью;
2) Соизмеримостью сегментов рынка,
для которых предназначена
выпускаемая продукция;
3) Соизмеримостью фазы жизненного
цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество
одной фирмы над другой может быть оценено
в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют
идентичные потребности покупателей,
относящиеся к родственным сегментам
рынка. При этом фирмы находятся примерно
в одних и тех же фазах жизненного цикла.
В том случае, если данные условия не соблюдаются,
сравнение будет некорректным.
Далее, исходя из того, что конкурентоспособность
отражает продуктивность использования
ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо
выбрать критерии продуктивности использования
ресурсов. В том случае, если деятельность
фирмы связана с извлечением прибыли,
а совокупные ресурсы оцениваются в денежном
выражении, продуктивность использования
ресурсов фирмой может быть оценена показателем
рентабельности производства, т.е. отношением
прибыли, полученной в том или ином периоде,
к истраченным в том же периоде ресурсам,
оцененным как издержки производства.
В настоящее время, для того чтобы фирма
была конкурентоспособной в борьбе с ведущими
фирмами, требуются совершенно новые подходы
к организации производства и управления,
чем те, на которые руководители ориентировались
в прошлом. И прежде всего новые подходы
нужны в инвестиционной политике, при
проведении на предприятии технической
реконструкции, в процессе внедрения новой
техники и технологии.
Конкурентоспособность предприятия зависит
от ряда факторов, которые можно считать
компонентами (составляющими) конкурентоспособности.
Их можно разделить на три группы факторов:
1) технико-экономические;
2) коммерческие;
3) нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы
включают: качество, продажную цену и затраты
на эксплуатацию (использование) или потребление
продукции или услуги. Эти компоненты
зависят от производительности и интенсивности
труда, издержек производства и прочие
Коммерческие факторы определяют
условия реализации товаров на конкретном
рынке. Они включают:
1) конъюнктуру рынка (острота конкуренции,
соотношение между спросом и предложением
данного товара, национальные и региональные
особенности рынка, влияющие на формирование
платежеспособного спроса на данную продукцию
или услугу);
2) предоставляемый сервис (наличие дилерско
- дистрибьютерских пунктов изготовителя
и станций обслуживания в регионе покупателя,
качество технического обслуживания,
ремонта и других предоставляемых услуг);
3) рекламу (наличие и действенность рекламы
и других средств воздействия на потребителя
с целью формирования спроса);
4) имидж фирмы (популярность торговой
марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают
требования технической, экологической
и иной (возможно, морально-этической)
безопасности использования товара на
данном рынке, а также патентно-правовые
требования (патентной чистоты и патентной
защиты). В случае несоответствия товара
действующим в рассматриваемый период
на данном рынке нормам и требованиям
стандартов и законодательства товар
не может быть продан на данном рынке.
Поэтому оценка этой группы факторов и
компонент с помощью коэффициента соответствия
нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность
фирмы является гарантом получения высокой
прибыли в рыночных условиях. При этом
фирма имеет цель достичь такого уровня
конкурентоспособности, который помогал
бы ей выживать на достаточно долговременном
временном отрезке. В связи с этим перед
любой организацией встает проблема стратегического
и тактического управления развитием
способности предприятия выживать в изменяющихся
рыночных условиях.
1.2 Качество туристского продукта
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО) качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Существует также определение качества продукции, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно которому «качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Туристский продукт - понятие комплексное, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих - туристских услуг. Согласно №242-ФЗ от 30.07.2010 «туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».
Качество услуги определяется требованиями ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». По Закону продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также предоставить информацию о товарах (работах, услугах).
Правовое поле для разработки стандартов в области туризма обозначено в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании» (№184-ФЗ от 27.12.2002).
Требования данного Закона обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, будь то органы государственного управления или общественные организации, предприятия или предприниматели.
Закон определяет стандартизацию как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объект стандартизации - продукция, услуги и процессы, которые неоднократно воспроизводятся и / или используются. Именно стандарт, по сути, определяет условия и методы, обеспечивающие показатели качества.
Требования к туристским услугам определены в ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». Согласно ГОСТ Р 50690-2000 «туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих».
Согласно данным требованиям:
1. Туристские услуги должны
учитывать интересы туристов, быть
безопасными для жизни, здоровья
туристов и соответствовать
2. Туроператор и турагент
должны иметь лицензию на
3. Формирование тура
3.1. Во въездном туризме
формирование тура
3.2. Во въездном и внутреннем
туризме предоставление услуг
на территории Российской
- услуги средств размещения;
- услуги питания;
- услуги по перевозке пассажиров;
- экскурсионные услуги;
- услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных и других мероприятий в соответствии с программой пребывания;
- комплекс вышеназванных услуг.
По услугам, подлежащим обязательной сертификации, договора заключают с организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими сертификаты соответствия требованиям безопасности.
3.3. В выездном туризме
формирование тура
3.3.1. В договорах с принимающей
стороной должна быть
3.3.2. В договорах с перевозчиком
должна быть предусмотрена
4. Продвижение тура осуществляют на основе, включающей:
- рекламу тура;
- участие в специализированных выставках, ярмарках;
- организацию (участие в) ознакомительных (рекламных) туров(ах);
- издание каталогов, буклетов и др.
5. Реализацию тура осуществляют
на основании договоров
5.1. Договор между туроператором
и турагентом должен
- ответственность туроператора перед турагентом за:
1) информационное обеспечение каждого тура,
2) качество и безопасность
предоставляемых туристских
3) возмещение убытков в
случае аннуляции турпоездки
по вине туроператора после
подтверждения заявки
4) предоставление турагенту
необходимой и достоверной
- ответственность турагента перед туроператором за:
1) предоставление туристам
необходимой и достоверной