Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель работы. Оценка конкурентоспособности туристской фирмы и разработка мер по повышению ее конкурентоспособности и улучшению системы качества, используемой в туристской фирме.
Задачи работы:
Определить сущность, специфику и факторы качества турпродукта, рассмотреть стандарты качества;
Раскрыть теоретические аспекты рынка туристических услуг и конкурентоспособности туристических фирм;
Рассмотреть особенности конкуренции туристических фирм РФ;
Исследовать конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Гардарики»;
Разработать комплекс мероприятий, повышающих конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Гардарики»
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Раскрытие основных понятий…………………………...………..5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности……………………......5
1.2 Качество туристского продукта………………………………….……8
1.3 Особенности конкуренции туристических фирм в РФ………….15
Глава 2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики»………………………………………………………………..…18
2.1. Характеристика туристической фирмы ООО «Гардарики»…....18
2.2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики»……………………………………………………………..…...20
2.3. Меры по повышению конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики» на основе качества турпродукта……………....24
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы………………………………………..31
2) возмещение убытков в
случае аннуляции турпоездки
по вине турагента после
5.2. Договор между туроператором
/ турагентом (продавцом) и туристом
включает ответственность
К существенным условиям договора относятся:
- информация о туроператоре / турагенте (продавце), включая данные лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес, банковские реквизиты;
- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
- розничная цена тура и порядок его оплаты;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
- достоверная информация о потребительских свойствах туристских услуг, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов <*>;
- минимальное количество туристов в группе <**>, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникающих в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
- условия возможного изменения стоимости тура;
- порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
6. Конкретные условия
7. При реализации тура
туроператор / турагент обязан предоставлять
туристам достоверную
8. Туристские организации
должны быть укомплектованы
9. Предоставление туристских
услуг (внутренний и въездной
туризм) должно осуществляться в
соответствии с
10. Услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3 и ГОСТ 28681.1/ГОСТ Р 50681 (5.8.2).
11. Туристские маршруты
должны проходить в районах
с благоприятными
12. Средства размещения, транспортные
средства для перевозки
13. Проектирование экскурсионных услуг проводят по ГОСТ 28681.1/ГОСТ Р 50681 (5.8.3).
14. Безопасность экскурсантов обеспечивается в соответствии с требованиями ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 50644 (4.3.9, 4.8).
Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа.
При организации автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь:
- инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;
- правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе;
- договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров.
1.3. Особенности конкуренции
Анализ современных тенденций туризма как сферы предоставления услуг, позволяет сделать вывод о том, что, во многом условия его развития зависят от государственной политики, от применяемых инструментов государственного регулирования.
Тем не менее, основные проблемы его функционирования носят региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:
– отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;
– рассредоточение информации о различных компонентах туристского потенциала региона в различных организациях разной ведомственной принадлежности;
– ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи);
– отсутствие в области управления туристским бизнесом квалифицированных специалистов, владеющих широким спектром знаний, как в области туристского бизнеса, так и в сфере краеведения, экономических проблем региона.
Важным вопросом при рассмотрении рынка туристических услуг, как и рынка вообще возникает вопрос конкурентной среды. Для того, чтобы систематически привлекать определённый сегмент потребителей, необходимо выявить, найти или изобрести нечто, что вызывало бы довольно постоянный интерес у широкого круга научно ориентированных людей с достаточным уровнем дохода или у узкого круга, но с высоким уровнем дохода. При этом тема должна быть настолько привлекательна, чтобы заинтересовавшиеся ею были готовы поступиться особенностями комфорта, какого в РФ пока, увы, недостаточно, ради научной цели.
В целях разработки методологических подходов к изучению спроса на виды туризма необходимо решение следующих задач:
– уточнение соответствующей терминологии;
– обоснование социальной и экономической роли определенного вида туризма в развитии туризма в регионе;
– выявление особенностей, состояния, теории и методологии рыночных преобразований в туристско-рекреационном комплексе;
– выявление основных проблем и тенденций в функционировании рынка рекреационно-туристских услуг в сфере определенного вида туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования спроса на услуги по видам туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования рыночного предложения услуг по отдельным видам туризма;
– обоснование перспективы развития рынка услуг по виду туризму на основе прогнозирования потребительского спроса населения;
– оценка состояния и эффективности государственного регулирования в сфере предоставления услуг по каждому виду туризма.
В последнее время выбор туристических фирм стал для потребителя сопряжен с меньшим риском испортить отпуск или деловую поездку, потерять или непонятно как потратить деньги, так как количество непрофессиональных и недобросовестных туристических фирм сократилось значительно.
Высокая конкуренция на рынке туристических услуг заставила туристические фирмы уйти с легкого пути «зарядки цен» и сосредоточиться на мобилизации своих внутренних ресурсов. Таких, как:
- лучший подбор и обучение персонала;
- сокращение накладных расходов;
- более эффективное вложение средств в рекламу, поиск и заключение более выгодных контрактов с гостиницами;
- отладку
отношений с транспортными
Говоря о конкуренции туристических фирм РФ, не следует забывать, что в недавнем конкурирующие фирмы, могут стать партнерами, либо вообще объединиться в собственных интересах, ведь объединив усилия, все получается проще.
Довольно часто российские туроператоры не занимаются формированием туристического продукта, а только добавляют транспортные услуги к полному пакету услуг, предоставляемому зарубежным партнером, и, по существу, являются турагентами зарубежных туроператоров.
Что касается цен, устанавливаемых на турпродукты, то партнеры стараются цены приблизить к общему знаменателю для обеих фирм, конкуренты же, соответственно, стараются цену понизить в сравнении друг с другом. Только немногие туроператоры «накручивают» на стоимость путевки дополнительные суммы, так как по законам коммерции турагент получает комиссионные проценты от туроператора, и стоимость услуг для клиентов у них одинакова.
Глава 2. Повышение конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Гардарики»
2.1. Характеристика туристической фирмы ООО «Гардарики»
Полное название: туристическое агентство ООО «Гардарики». Юридический адрес: 656045, г.Москва, ул.Академика Петрова, 14. Фактический адрес: 123002, г.Москва, ул.1905 года, 20/61
Сфера бизнеса (вид деятельности) предприятия. Туристическое агентство (турагент). Занимается реализацией туров от туроператора
Организационно-правовая форма предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Гардарики».
В процессе своей деятельности фирма осуществляет сотрудничество с:
* Турфирмами города Москвы («Ладья», «Русский экспресс» и д.р)
* Сетью «Мегаполис»
* «TEZ - TOUR»
* «КОРАЛ»
* «Пегас туристик»
Комиссия фирмы за турагентскую деятельность составляет 10%. Осуществляется сотрудничество с различными крупными туроператорами, путем заключения агентского договора, специализирующихся на разнобюджетных направлениях:
VIP-туры
- организация индивидуальных
Массовые туры - для людей со средним уровнем достатка (Египет, Алтай, Турция и другие);
Детские туры - Санкт-Петербург, Москва (лагеря, экскурсии и другие).
Организационная структура общества с ограниченной ответственностью «Гардарики» является традиционной или линейно функциональной. Достоинством этой формы является: освобождение линейных руководителей от решения линейных вопросов, построение связи руководитель - подчиненный, стабильность полномочий, ответственность руководителя за действия подчиненных, возможность привлечения специалистов к решениям определенных вопросов. К недостаткам можно отнести то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей цели, а не общей.
Рис. 1. Организационная структура туристической фирмы ООО «Гардарики»
2.2.
Оценка конкурентоспособности
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления. Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт". Турпродукт включает:
- туры, объединенные
по целенаправленности (познавательные,
оздоровительные и тому
- туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и так далее);
- товары
туристско-сувенирного
В настоящее время компания является многопрофильным турагентом города Москвы, стабильно работающим на рынке выездного и местного туризма по всем направлениям туристской деятельности.
Во всех офисах турфирмы с клиентами работают высококвалифицированные специалисты - менеджеры, которые могут дать ответ на любой интересующий вопрос. Менеджеры подразделяются на специалистов, работающих по Российской Федерации, и на специалистов, работающих по загранице. На этапе формирования рыночных отношений в России хорошо заметно исчезновение и банкротство “случайных” компаний, которые не имели достаточных сведений о структуре рынка, на котором они пытались организовать деятельность, не учитывали уже сложившихся традиций в отношениях между работающими в данной области структурами. Ввиду того, что новые производственные связи и финансовые возможности вытекают из уже сложившихся, необходимо отметить, что развитие без учета интересов этих структур затруднено.
Стратегия конкуренции фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь четкую специализацию, внимательно изучать свой сегмент рынка. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность.