Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть оценку развития мирового туризма
Задачи:
1. Определить сущность и особенности туризма
2. Провести анализ современного состояния туризма
3. Определить перспективы развития туризма
«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.).
Для жителей Европы и Америки путешествия по охраняемым природным территориям, т. е. экологический туризм давностали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник - Баргузинский - был создан в 1916-году.
Кроме заповедников в России - 35 национальных парков и 68 федеральных заказников1. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:
- 22 российских заповедника имеют
международный статус
- 25 заповедников, национальных парков
и других ООПТ находятся под
юрисдикцией Всемирной
- 30 заповедников, национальных парков
и заказников - под юрисдикцией
Международной конвенции о
- 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;
- 3 заповедника входят в состав
международных трансграничных
- По способу передвижения.
Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм.
- Использования транспортных средств.
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
- По сроку поездки.
Путешествие
по стране проживания или же вне
страны проживания может длиться
от 24 часов до 6 месяцев по международному
законодательству, максимальный срок
- 1 год. Продолжительность пребывания
или поездки является важным статистическим
показателем, который играет роль при
определении максимального
- Сезонности.
Активный туристический сезон.
Характеризуется большим
1) летний (с конца мая по середину
сентября в период летних
2) зимний (с середины декабря до конца февраля - период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников);
- межсезон (полусезон). В нашей стране - осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном;
- несезон.
В последние годы круглогодично работают лишь несколько крупных санаториев, остальные закрываются с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон.
Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонны-ми). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга, Юодкранте). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный пронизывающий холодный ветер.
- По уровню организации.
Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.
Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.
Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер.
Путешествие отдельного туриста или
группы туристов по предварительно разработанной
туристической фирмой программе
называется организованным. Организованные
туристы обеспечиваются необходимым
туристическим сервисом, который
оговаривается в заранее
Самодеятельный, или так называемый альтернативный, туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.
- По демографическим
и социальным составам
В зависимости от места проживания
туриста (городской житель или сельский),
от социального положения в
- По направленности туристических потоков.
- Интенсив-туризм
Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).
Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.
1.3 Показатели развития туризма в регионе
Эффективность туризма означает получение экономического результата от:
- организации туризма;
- туристского обслуживания;
- производственно-
Экономическая эффективность туризма
является составным элементом общей
эффективности общественного
Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:
- объем туристского потока;
- величина туристских расходов;
- состояние
и развитие материально-
- показатели
финансово-экономической
- показатели
развития международного
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.
Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.
Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе)*:
Д = Ч х tcp,
где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcp— средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.
Величина суммарных туристских расходов P в данном регионе определяется следующим образом:
Р∑= Д × Рср
Однако туристский поток — явление
неравномерное. Для характеристики
неравномерности туристского
Кн = Дmax / Дmin × 100%;
Кн = Дmax / Дгод × 100%;
Кн = Дmax / Дсм × 100%;
где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.
Дсм=Дгод/12.
Материальной основой
В состав материально-технической базы туризма входят:
- туристские фирмы и агентства;
- гостиницы;
- туристские базы;
- предприятия питания и торговли;
- автотранспортные предприятия;
- пункты
проката туристского
- бюро реализации туристских путевок;
- контрольно-спасательные службы (посты);
- туристские клубы, станции и т. п.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся:
- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
- число коек,
предоставляемых местными
- число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
- число мест
в театрах, отведенных для
- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.
Мощность коечного фонда определяется по формуле:
Мк= Кг× 365+Кс× tc
где Мк — общее количество койко-мест, ед.; Кг — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест сезонного использования, ед.; tc— число дней сезонного использования, дней.
Показатели
финансово-экономической
- выручку
от реализации туристского
- показатели
использования ресурсов
- показатели использования основных фондов и оборотных средств;
- показатели
производительности труда и
- показатели
финансового состояния
Выручка
от реализации туристского продукта
является важным показателем. Она должна
покрыть все произведенные
- при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество;
- при
безналичных расчетах — по
мере поступления денежных
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
- количество
туристов, посетивших зарубежные
страны (определяется по числу
пересечений государственной
- количество
трудодней по иностранным
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА
2.1. Характеристика рынка туристических услуг
На современном
этапе развития общества повышается
социально-экономическая