Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть оценку развития мирового туризма
Задачи:
1. Определить сущность и особенности туризма
2. Провести анализ современного состояния туризма
3. Определить перспективы развития туризма
Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации позволяет отметить следующее. С 90-х годов прошлого века в России активно развивался в основном выездной туризм, возросший за период с 2000 по 2011 г. на 223%, в то же время въездной туризм уменьшился на 10 %. Въездной и внутренний туризм сдерживают многие факторы. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма показали, что большинство туроператоров на первое место ставят следующие причины, препятствующие его развитию: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов; недостаточность рекламы зарубежом туристических возможностей России; дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность
процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений. Российский союз туриндустрии считает, что наиболее актуальным на сегодняшний день является решение проблемы транспорта. Для этого необходимо расширить перечень назначенных перевозчиков по межправительственному соглашению; развивать lowcost-перевозки; расширять географию дотирования сезонных перевозок; отменить НДС на внутренние пассажирские перевозки; проводить мониторинг ценообразования на авиатопливо и услуги наземного обслуживания с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.
Рассмотрим сравнительную характеристику въездного и выездного туризма в России за период 2000—2011 гг. на рисунке (1).
Рисунок 1. Динамика въездного и выездного потока с целью туризма за период с 2000 по 2011 год (млн. чел.)
Анализ динамики туризма в России с 2000 по 2011 г. позволяет отметить следующее. В России выездной туризм развивается большими темпами, чем въездной (рис. 1). Так, в 2011 году выехало 14,495 млн. российских туристов, а посетило Россию всего 2,335 (т.е. почти в 6,2 раз меньше). Выездной туристский поток стабильно рос в период с 2000 по
2008 год,
в 2009 году наблюдалось его
Динамика
въездного туризма нестабильна,
его показатели то растут, то падают.
В 2009 году из-за мирового кризиса численность
посетивших нашу страну иностранных
туристов снизилась по сравнению
с прошлыми годами. На протяжении последних
трёх лет наблюдалась положительная
тенденция въездного
Рассмотрим данные по внутреннему туризму в России за период 2005-2009 гг. (рис. 2).
Млн. человек
Рисунок 2. Динамика внутреннего туристского потока в Российской Федерации за период с 2005 по 2009 г. (млн.чел.)
Внутренний
туризм имеет положительную тенденцию
роста. По сравнению с прошлыми годами
число желающих съездить в путешествие
по стране выросло. Если в 2005 году внутренний
туристский поток исчислялся в 24,8 млн.
чел., в 2006 — 26,6 млн. чел., в 2007 28,7 млн. чел.,
в 2008 — 31,5 млн. чел., то в 2009 году — 34,5 млн.
чел. Несмотря на существующие в России
проблемы, туристская деятельность реформируется
и развивается. Для решения проблем
в сфере внутреннего и
Туризм
как специфическая форма
Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объёма мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Значение
туризма как источника
Международный
туризм в мире крайне не
равномерен, что объясняется в
первую очередь разными
Наибольшее
развитие международный туризм
получил в западноевропейских
странах. На долю этого
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).
Подобное
развитие международных
Согласно
Уставу ВОТ, целями её
ВОТ
приняла ряд деклараций в
— Манильская декларация о туризме в мире (1980);
— Документ Акапулько (1982);
— Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
— Гаагская декларация по туризму (1989).
2.2. Факторы, влияющие на развития туризма в мире
Причины, воздействующие
на динамику, структуру туризма,
формирующие его специфику на
уровне регионов и отдельных
стран, группируются в виде
факторов развития. К ним относятся:
природные, культурно-
Природные и культурно-исторические особенности территории (страны, региона) составляют ее рекреационные ресурсы, т. е. использующиеся для отдыха и туризма.
Природный фактор. В разных частях света и странах сформировались природно-территориальные комплексы (природные зоны), представляющие собой сочетание взаимосвязанных компонентов природы — рельефа, климата, растительности и животного мира. На основе этого естественного разнообразия развиваются различные виды туризма. В горах — альпинизм, скалолазание, горнолыжный и спелеотуризм. На побережьях и акваториях южных морей есть прекрасные условия для купально-пляжного отдыха, серфинга, дайвинга. В современных путешествиях есть место для орнитологических туров и сафари, рафтинга (сплав по рекам), пустынного, арктического, круизного и экологического туризма. Ничего бы этого не было, если бы наш мир был представлен во всех его уголках однообразной природой.
Многие территории обладают лечебными свойствами благодаря их природным особенностям — климату, выходам на поверхность минеральных источников, лечебным грязям, особым растениям, которые формируют микроклимат, имеющий оздоравливающий эффект.
Культурно-исторические особенности разных стран также лежат в основе контрастности и разнообразия мира. История, сохранившаяся в памятниках, традиции и обычаи народов, архитектурный облик старых городов, гастрономические изыски национальной кухни — все привлекает путешественника, устремившегося за новыми впечатлениями.
Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.
Социально-экономические факторы имеют наиболее важное влияние на развитие туризма. Устойчивое развитие хозяйства создает экономическую основу путешествий. Растут доходы населения, формируется новый стиль жизни, требующий достойного отдыха. Рост доходов расширяет социальную базу туризма, путешествия становятся доступными многим. Развитие экономики позволяет делать инвестиции в индустрию гостеприимства, создавать туристскую инфраструктуру, обеспечивать высокое качество туристского сервиса.
Демографические факторы также оказывают влияние на развитие туризма. Рост населения увеличивает мировой туристский потенциал, в результате чего новые людские резервы вовлекаются в туристскую деятельность.
Научно-технические факторы влияния на туризм особенно значимы в эпоху НТР. Современная наука и техника преображают путешествия, делают их мобильными, зрелищными и более разнообразными, чем прежде. Новые технические возможности позволяют безопасно и комфортно путешествовать на традиционном автобусе, многопалубном круизном теплоходе, подводной лодке или воздушном шаре.
2.3. Факторы, влияющие на развития туризма в России
Несмотря
на динамичный рост за
В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, по оценке экспертов Strategy Partners Group, в 2028 году вырастет в 3 раза при наихудшем сырьевом сценарии развития российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии. При этом число туристов — жителей России вырастет в 6 раз.
Развлекательный
туризм. 27 российских регионов имеют
благоприятные условия для
Деловой туризм. 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область.
* При оценке потенциала регионов учитывались наиболее значимые факторы, влияющие на развитие туризма. Для развлекательного туризма: природные условия, безопасность, удаленность от ключевых клиентских рынков, уровень развития транспортной инфраструктуры и др. Для делового туризма: деловая активность в регионе, уровень развития гостиничной инфраструктуры, предпринимательская среда и др.
Реализация туристического потенциала в России сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, законодательство. В российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры.
Для
многих регионов существует
бизнес-туризм провоцирует развитие инфраструктуры, и, в результате, происходит общее удорожание «турпакета». Также, деловой туризм порождает другие виды туризма, которые чаще всего обладают высокой эластичностью. Как итог, неконкурентная среда бизнес-туризма оказывается в жестко конкурентных условиях, когда приходят иные туристические виды.
Для России и ее регионов въездной деловой туризм сегодня играет очень важную роль. Для того чтобы проанализировать, насколько привлекательна Россия для бизнес-туристов, были рассмотрены данные Росстата по показателям въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2010-2011 гг. Среди стран, ориентированных на развитие туризма, в России наиболее строгий визовый режим.