Оценка развития мирового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть оценку развития мирового туризма
Задачи:
1. Определить сущность и особенности туризма
2. Провести анализ современного состояния туризма
3. Определить перспективы развития туризма

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мылтасова НОВАЯ.docx

— 124.76 Кб (Скачать файл)

Анализ  современного состояния развития туризма  в Российской Федерации позволяет  отметить следующее. С 90-х годов прошлого века в России активно развивался в основном выездной туризм, возросший  за период с 2000 по 2011 г. на 223%, в то же время въездной туризм уменьшился на 10 %. Въездной и внутренний туризм сдерживают многие факторы. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма показали, что большинство туроператоров на первое место ставят следующие причины, препятствующие его развитию: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов; недостаточность рекламы зарубежом туристических возможностей России; дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность

процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений. Российский союз туриндустрии считает, что наиболее актуальным на сегодняшний день является решение проблемы транспорта. Для  этого необходимо расширить перечень назначенных перевозчиков по межправительственному  соглашению; развивать lowcost-перевозки; расширять географию дотирования сезонных перевозок; отменить НДС на внутренние пассажирские перевозки; проводить мониторинг ценообразования на авиатопливо и услуги наземного обслуживания с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.

Рассмотрим  сравнительную характеристику въездного  и выездного туризма в России за период 2000—2011 гг. на рисунке (1).

 

  Рисунок 1. Динамика въездного и выездного потока с целью туризма за период с 2000 по 2011 год (млн. чел.)

 


Анализ динамики туризма в России с 2000 по 2011 г. позволяет отметить следующее. В России выездной туризм развивается  большими темпами, чем въездной (рис. 1). Так, в 2011 году выехало 14,495 млн. российских туристов, а посетило Россию всего 2,335 (т.е. почти в 6,2 раз меньше). Выездной туристский поток стабильно рос  в период с 2000 по


2008 год,  в 2009 году наблюдалось его значительное  снижение, которое объясняется мировым  финансовым кризисом. Однако уже  в 2010 году темп роста составил 132%, что выше темпа роста в  2008 году на 11%.

Динамика  въездного туризма нестабильна, его показатели то растут, то падают. В 2009 году из-за мирового кризиса численность  посетивших нашу страну иностранных  туристов снизилась по сравнению  с прошлыми годами. На протяжении последних  трёх лет наблюдалась положительная  тенденция въездного туристского  потока, хотя темп роста невелик  — всего 101% в 2010 г. и 109% в 2011г.

Рассмотрим  данные по внутреннему туризму в  России за период 2005-2009 гг. (рис. 2).

 Млн.  человек

Рисунок 2. Динамика внутреннего туристского потока в Российской Федерации  за период с 2005 по 2009 г. (млн.чел.)          

Внутренний  туризм имеет положительную тенденцию  роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие  по стране выросло. Если в 2005 году внутренний туристский поток исчислялся в 24,8 млн. чел., в 2006 — 26,6 млн. чел., в 2007 28,7 млн. чел., в 2008 — 31,5 млн. чел., то в 2009 году — 34,5 млн. чел. Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется  и развивается. Для решения проблем  в сфере внутреннего и въездного  туризма наиболее эффективным может  стать использование программно-целевого метода. В соответствии с данным методом, наряду с действующими региональными  программами туристской направленности, формируется федеральная целевая  программа развития внутреннего  и въездного туризма.      

Туризм  как специфическая форма международной  торговли услугами. Индустрия туризма и её развитие в современных условиях. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной  торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма  достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

 

Развитие  международного туризма приводит к  развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

 Международный  туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых  в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объёма мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

 Значение  туризма как источника валютных  поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

 Международный  туризм в мире крайне не  равномерен, что объясняется в  первую очередь разными уровнями  социально-экономического развития  отдельных стран и регионов.        

 Наибольшее  развитие международный туризм  получил в западноевропейских  странах. На долю этого региона  приходится свыше 70% мирового  туристического рынка и около  60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее  10% - на Азию, Африку и Австралию  вместе взятые.

 Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

 Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание  многочисленных международных организаций,  содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.

 Согласно  Уставу ВОТ, целями её деятельности  являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

 ВОТ  приняла ряд деклараций в области  международного туризма, среди  которых:

  — Манильская декларация о туризме в мире (1980);

  —  Документ Акапулько (1982);

  — Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);           

  — Гаагская декларация по туризму (1989).

 

             2.2. Факторы, влияющие на развития туризма в мире

 

        Причины, воздействующие  на динамику, структуру туризма,  формирующие его специфику на  уровне регионов и отдельных  стран, группируются в виде  факторов развития. К ним относятся:  природные, культурно-исторические, политические, социально-экономические,  демографические, научно-технические  факторы.

Природные и культурно-исторические особенности территории (страны, региона) составляют ее рекреационные ресурсы, т. е. использующиеся для отдыха и  туризма.

Природный фактор. В разных частях света и странах сформировались природно-территориальные комплексы (природные зоны), представляющие собой сочетание взаимосвязанных компонентов природы — рельефа, климата, растительности и животного мира. На основе этого естественного разнообразия развиваются различные виды туризма. В горах — альпинизм, скалолазание, горнолыжный и спелеотуризм. На побережьях и акваториях южных морей есть прекрасные условия для купально-пляжного отдыха, серфинга, дайвинга. В современных путешествиях есть место для орнитологических туров и сафари, рафтинга (сплав по рекам), пустынного, арктического, круизного и экологического туризма. Ничего бы этого не было, если бы наш мир был представлен во всех его уголках однообразной природой.

Многие территории обладают лечебными  свойствами благодаря их природным особенностям — климату, выходам на поверхность минеральных источников, лечебным грязям, особым растениям, которые формируют микроклимат, имеющий оздоравливающий эффект.

Культурно-исторические особенности разных стран также лежат в основе контрастности и разнообразия мира. История, сохранившаяся в памятниках, традиции и обычаи народов, архитектурный облик старых городов, гастрономические изыски национальной кухни — все привлекает путешественника, устремившегося за новыми впечатлениями.

Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.

Социально-экономические  факторы имеют наиболее важное влияние на развитие туризма. Устойчивое развитие хозяйства создает экономическую основу путешествий. Растут доходы населения, формируется новый стиль жизни, требующий достойного отдыха. Рост доходов расширяет социальную базу туризма, путешествия становятся доступными многим. Развитие экономики позволяет делать инвестиции в индустрию гостеприимства, создавать туристскую инфраструктуру, обеспечивать высокое качество туристского сервиса.

Демографические факторы также оказывают влияние на развитие туризма. Рост населения увеличивает мировой туристский потенциал, в результате чего новые людские резервы вовлекаются в туристскую деятельность.

 

Научно-технические факторы влияния на туризм особенно значимы в эпоху НТР. Современная наука и техника преображают путешествия, делают их мобильными, зрелищными и более разнообразными, чем прежде. Новые технические возможности позволяют безопасно и комфортно путешествовать на традиционном автобусе, многопалубном круизном теплоходе, подводной лодке или воздушном шаре.

 

2.3. Факторы,  влияющие на развития туризма  в России 

 

 Несмотря  на динамичный рост за последние  годы, Россия по основным показателям  развития туризма пока сильно  уступает ведущим странам. Доля  туризма в ВВП России в 2007 г. составила 6,6% против 9,7% в среднем  в мире. По количеству иностранных  туристов на 1000 человек населения  Россия серьезно отстает от  ведущих стран. Так, в Великобритании  этот показатель составляет примерно 525 иностранных туристов на 1000 человек,  в среднем в мире данный  показатель составляет 297,8 туриста,  а в России —всего 161 человек. Доля туризма в занятости России в 2007 году составила 5,6% против 10,1% в США.

  В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, по оценке экспертов Strategy Partners Group, в 2028 году вырастет в 3 раза при наихудшем сырьевом сценарии развития  российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии.  При этом число туристов — жителей России вырастет в 6 раз. 

 Развлекательный  туризм. 27 российских регионов имеют  благоприятные условия для развития  развлекательного туризма: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область.

 Деловой туризм. 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область.

  * При оценке потенциала регионов учитывались наиболее значимые факторы, влияющие на развитие туризма. Для развлекательного туризма: природные условия, безопасность, удаленность от ключевых клиентских рынков, уровень развития транспортной инфраструктуры и др. Для делового туризма: деловая активность в регионе, уровень развития гостиничной инфраструктуры, предпринимательская среда и др.

  Реализация туристического потенциала в России сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, законодательство. В российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры  и развлекательной инфраструктуры.

 Для  многих регионов существует проблема  транспортной доступности туристических  центров. Низкий уровень бюджетных  расходов на отрасль ограничивает  продвижение туристических возможностей  России в целом и ее регионов  на мировом рынке.

бизнес-туризм провоцирует развитие инфраструктуры, и, в результате, происходит общее  удорожание «турпакета». Также, деловой  туризм порождает другие виды туризма, которые чаще всего обладают высокой  эластичностью. Как итог, неконкурентная среда бизнес-туризма оказывается в жестко конкурентных условиях, когда приходят иные туристические виды.

 

Для России и ее регионов въездной деловой туризм сегодня играет очень важную роль. Для того чтобы проанализировать, насколько привлекательна Россия для бизнес-туристов, были рассмотрены данные Росстата по показателям въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2010-2011 гг. Среди стран, ориентированных на развитие туризма, в России наиболее строгий визовый режим.

Информация о работе Оценка развития мирового туризма