Перспективы развития событийного туризма в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является оценка значения праздников и событийного туризма для развития туристского центра – города Москвы.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается состояние событийного туризма в мире и России;
- исследуется состояние событийного туризма в Москве на основе анализа культурно – исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов. Определяющих развитие событийного туризма;
- оцениваются перспективы развития событийного туризма в туристском центре – городе Москве и разрабатывается новый событийный тур «Москва новогодняя».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И РОССИИ 9
1.1. Характеристика мирового событийного туризма 9
1.2. Особенности событийного туризма России 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ МОСКВЕ 30
2.1. Анализ культурно-исторического потенциала и инфраструктуры, как факторов, определяющих развитие событийного туризма в туристском центре – городе Москве 30
2.2. Состояние событийного туризма в Москве. Исследование предложений туристических фирм Москвы по событийным турам 46
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ 59
3.1. Разработка нового событийного тура «Москва новогодняя». 59
3.2. Экономическое обоснование нового тура «Москва новогодняя» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития событийного туризма в Москве.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

Еще одно значительное мероприятие, привлекающее в Выборг туристов всех возрастов – «Рыцарский турнир». Его организаторы коллектив  государственного музея «Выборгский  Замок», а также члены исторических клубов Санкт-Петербурга, которые занимаются реконструкцией исторических событий. Место проведения выбрано не случайно: Выборг – единственный город в России, где можно увидеть традиционные средневековые европейские постройки. В дни же фестиваля Выборгский Замок (главная достопримечательность города) преображается и становится символом той эпохи – эпохи благородных рыцарей и прекрасных дам. В программу фестиваля входят состязания по историческому фехтованию, турнир лучников, конкурс костюма и доспеха, а также пеший и конный рыцарские турниры. Учитывая полезный опыт «Рыцарского турнира» и желая придать большую масштабность подобным мероприятиям, реконструкторы из Петербурга решили не останавливаться на достигнутом и организовали в парке «Монрепо» игры шотландских горцев. А официальное название мероприятия – «Фестиваль шотландской культуры». Основные действия праздника проходят на фоне старинной усадьбы, главного исторического строения парка Монрепо. Торжественное открытие фестиваля начинается около двенадцати часов пополудни, и уже с первых минут было ясно, что данное мероприятие очень сильно напоминает Майское дерево, которое отмечали и в Шотландии (кельтский Бельтан). Программа праздника  очень насыщенна: шотландские национальные танцы под волынку, которым могут обучиться все желающие; традиционные забавы горцев – метание бревна, перетягивание каната, перекидывание гири через голову и многое другое. Здесь же проводится птичье шоу. Стоить заметить, что после успешной премьеры «Фестиваля шотландской культуры» в Выборге, которая стартовала в 2004 году, мероприятие стало традиционным и теперь мы год с нетерпением ждем дня открытия новых игр. В общем, делится впечатлениями о подобных мероприятиях, проводимых для гостей и жителей Выборга, можно бесконечно. Фестивали не только приносят огромные средства в бюджет города от продажи билетов на зрелища, но и приток прибыли осуществляемый от продажи сопутствующих товаров и туристских услуг: номера в гостиницах, доход пунктов общественного питания. 
         Таким образом - событийный туризм становится сегодня привлекательным и приобретает всё большую популярность среди туристов. При этом туристский рынок российского событийного туризма далек от насыщения и на сайтах турфирм чаще встретишь приглашение выездного туризма, чем внутреннего. Исключение может составить период зимних праздников, когда многие турфимы предлагают поездки в Великий Устюг или в Карелию на встречу Нового года, где это период отмечен многочисленными народными праздниками.

Справедливости  ради следует заметить, что российские туристы скорее назовут значительные события за рубежом, чем в России. А иностранные туристы если и становятся участниками российских событий, то эти события в 90% случаев  не являются  целью их путешествия, а выступают, как один из вариантов экскурсионного посещения в период пребывания в России.

Хорошо развитым сегментом событийного туризма  сегодня можно признать деловой  туризм с целью посещения выставок и других крупных событий –  конференций, конгрессов.

Одним из самых популярных видов  делового туризма в России является выставочный туризм, который занимает 40% Рынка, в то время как мировой оборот составляет 13% от рынка business-travel. Кроме того, спрос в этом сегменте Рынка постоянно растет.11

Ежегодно в  России проводится более 2500 выставок. С каждым годом число участников выставок в России увеличивается, причиной этого служит понимание руководителями значимости выставок для продвижения своего бизнеса.

Одним из самых  популярных видов делового туризма  в России является выставочный туризм, который занимает 40% Рынка, в то время  как мировой оборот составляет 13% от рынка business-travel. Кроме того, спрос в этом сегменте Рынка постоянно растет.

Ежегодно в  России проводится более 2500 выставок. С каждым годом число участников выставок в России увеличивается, причиной этого служит понимание руководителями значимости выставок для продвижения своего бизнеса.

О растущем профессионализме компаний говорит и тот факт, что  за последние годы компании научились  готовиться к участию в выставках  заранее, а не в последний момент. Сегодня поездка на выставку планируется за несколько месяцев до ее начала. Это существенно облегчает задачу туроператоров, которые могут спокойно подобрать удобные варианты размещения, забронировать билеты и т.д., особенно это актуально в «высокие сезоны» выставок, которые приходятся на февраль-май и сентябрь-ноябрь.

При сравнении  мирового рынка делового туризма  и российского, можно отметить, что  в России из всех видов business-travel сегодня  наиболее активно развивается выставочный  туризм. Его доля на отечественном  Рынке составляет 40%, в то время как на мировом Рынке всего 11%. Наиболее популярный в мире индивидуальный туризм (70%) в России также находится на первом месте, но его доля составляет только 45%. Быстрыми темпами в России развивается и инсентив-туризм, чья доля составляет 5% и увеличивается с каждым годом. ( рис. 1)

Рис. 1 Структура рынка делового туризма12

 

В численном же выражении количество бизнес-туристов въехавших в Россию в 2007 году в два раза превышает  количество выехавших (3,2 млрд. человек  против 1,7 млрд. человек).

В этом секторе business-travel преобладают  индивидуальные клиенты, которые уже  имеют приглашения, и обращаются в компании лишь для оформления стандартного туристического пакета (виза, билеты, трансферы, проживание). В России организация таких мероприятий лишь недавно достигла мирового уровня сервиса. Этому способствовало в большой степени развитие технологий и появление их в России. Благодаря новым информационным технологиям можно производить on-line регистрацию, ведение баз данных, бронирование услуг, составление программ, пересылку докладов через Интернет и т. д. Ведь при организации конгресс-туров на первое место выходят такие факторы, как технологии, четкость организации, обеспечение комфортных и продуктивных условий работы. В то же время креативность востребована в наименьшей степени.

Сегодня развитию событийного туризма в нашей  стране придается  особое внимание на всех уровнях.

Во всем мире выставочный бизнес является динамично  развивающимся, прогрессивным, элитным видом бизнеса. В настоящее время он весьма активно развивается и в России. Выставочно-ярмарочная индустрия, являясь одним из наиболее эффективных механизмов регулирования товарных рынков, превратилась сегодня в заметную отрасль экономики, посредством которой реализуется определенная часть валового продукта страны. В Российской Федерации сейчас насчитывается около 500 организаций, занимающихся выставочным бизнесом, анализ деятельности которых позволяет оценить их оборот в 200-300 млн. долларов в год, а совокупный эффект приближается к 1,5-2,0 млрд. долларов, что составляет 0,8-1,0% валового внутреннего продукта России.13

В отличие от Европы, где выставки в последние  три века всегда были мероприятиям сугубо коммерческим, выставки в Российской империи являлись делом государственным. Практически все губернские и уездные выставки получали субсидии и носили заведомо убыточный характер. К тому же на Руси традиционно ярмарки были народными праздниками.

Выставки, проводимые в советские времена, оставаясь  идеологическими мероприятиями, постепенно приближались к западным образцам, совмещая государственный подход и коммерческий интерес.

Примером удачного опыта развития событийного туризма  может стать пример Санкт-Петербурга. В целом  в Санкт -Петербурге выставочно-ярмарочная деятельность все увереннее занимает свое место на национальном рынке. На выставке предприятия всех форм собственности, выступая как равноправные партнеры-экспоненты, с одной стороны, демонстрируют свои наработки, продукцию и услуги, заинтересованы в изучении реакции рынка, проведении конъюнктурных и маркетинговых исследований и, в итоге, заключении договоров о сбыте продукции. А с другой стороны, выступая как посетители, заинтересованы в изучении новых тенденций на том или ином сегменте рынка, обмене информацией. Выставки и ярмарки формируют внутри- и межрегиональные, включая кооперированные связи, наглядно показывают уровень развития, потенциала региона и государства.

Такое крупное  событие, как 300-летие Санкт- Петербурга сыграло свою роль в деле развития туризма. В целом рекламная кампания, развернутая вокруг 300-летия Петербурга, оживила рынок въездного туризма: 2003 и 2004 года дали наибольшие показатели по количеству принятых туристов. В 2005 году наблюдается серьезный спад – на 25–30%. Петербург – очень дорогой город для проведения конференций, цены на гостиницы и перевозку значительно выше среднеевропейских, а выбор отелей небольшой. Юбилей Петербурга стал важнейшим культурным событием, вследствие которого в Северной столице возросло количество правительственных встреч на высшем уровне, было открыто большое число представительств известных зарубежных компаний и организаций. Конференции, симпозиумы, конгрессы стали проводиться в Петербурге в большем количестве.

В Санкт-Петербурге начал работать уникальный проект «Событийный Петербург». Статистка подтверждает тенденцию бурного роста числа бизнес-туристов в городе: в прошедшем году поток гостей, приезжающих в Петербург для участия в деловых встречах, увеличился примерно в 2 раза. Конгресс-туризм в городе находится в стадии развития, его доля в настоящий момент составляет уже около 0,3% от общемирового рынка, а к 2010 году должна достигнуть 1%. В среднем, Петербург в связи с профессиональными интересами каждый год посещает более полутора миллиона человек.14

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) осложняется отсутствием нормативно-правовой базы, отсутствием экономического анализа ВЯД, слабым развитием материально-технической базы выставочной деятельности, которая не в полной мере соответствует международным требованиям, не разработан механизм планирования по срокам и тематике выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом. В связи с этим Правительством РФ одобрена Концепция развития ВЯД. Фактически была сделана впервые попытка развития ВЯД в России.15

Санкт - Петербург,  как крупнейший индустриально развитый экономический  регион Северо-запада России занимает второе место по количеству проводимых выставочных мероприятий в России: его доля составляет около 10% общероссийского выставочного рынка. Ежегодно в городе проходит от 180 до 200 выставочных мероприятий при непосредственном участии 15 основных городских выставочных организаторов. Высокий уровень активности выставочных организаторов и других участников выставочной деятельности обуславливается выгодным геополитическим положением города, его достаточно развитой многоотраслевой экономикой, финансовой и транспортной инфраструктурой. 

В связи с возросшим значением выставочно-ярмарочной деятельности для развития экономики Санкт-Петербурга возникла необходимость государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Правительством Петербурга одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт- Петербурге. В настоящей концепции нашли отражение все основные вопросы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью. Концепция составлена в соответствии с законодательством РФ и Санкт - Петербурга.16

Программы развития туризма, в том  числе событийного разработаны  во многих регионах России.

И если в Центральных областях России события происходят чаще и уровень их довольно высок, то развитие событийного туризма в отдаленных от центра регионах сопряжен со многими трудностями, но этот сегмент туризма для них очень интересен.

Например, в Ханты-мансийском автономном округе формируется собственный событийный ряд для того, чтобы привлечь туристов на территорию ХМАО. Это не обязательно непосредственно в город Ханты-Мансийск. Конечно, здесь, в столице округа, с ее более подготовленной инфраструктурой, таких событий происходит больше. В марте начнется международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Это событие, безусловно, привлекательно и само по себе. Приезжает очень много молодых людей, и они хотят не только посмотреть на звезд российского кино, но и познакомиться с их творчеством, поспорить в творческих лабораториях, посмотреть новые работы. В результате во многом благодаря «Духу огня» произошло заметное развитие киноиндустрии в ХМАО.

Второе событие – международные  соревнования по биатлону. Они разные – и этапы Кубка мира, и прошлогодний чемпионат мира, который впервые проводился в России, это и IBU Гран-при, чемпионат России по лыжным гонкам. В Нижневартовске проводится фестиваль с 25-летним стажем «Самотлорские ночи».

По данным координационного совета по въездному туризму Екатеринбурга, на сегодняшний день на долю делового туризма приходится 87% заграничных гостей (85-90 тыс. туристов в год). 13% приходится на познавательный и событийный туризм. Мэрия планирует увеличить долю событийного туризма. В частности, администрацией разработаны 7 крупных «событийных проектов», таких как «Французская весна», «Евразийский культурный фестиваль» День города и другие.

Вот другой интересный ход. В Вологде  к 100-летию первого городского электрического фонаря, которое отмечалось весной этого года, был возведен замечательный памятник, сразу же получивший в народе название "Памятник писающей собачке" и привлекающий теперь в этот старинный русский город немалое число туристов.

То же самое можно сказать  и об удивительном успехе частных  музеев Переславля-Залесского. Ради того, чтобы побывать в ставших знаменитыми Музеях Утюга и Чайника, многие туристы делают немалый крюк в заранее спланированных маршрутах.

Таким образом, налицо положительная  тенденция: региональный туристический  рынок в нашей стране достиг той стадии развития, которая характеризуется переходом от традиционных, достаточно прямолинейных методов продвижения турпродукта (вроде празднования очередного юбилея города) к необычным, нередко парадоксальным, основанным на хорошем креативе. Но при этом обязательно следует сказать, что закреплению и развитию этой тенденции очень мешает слабая информационная поддержка событийного туризма. Впрочем, и здесь положительные подвижки ощутимы. И сотрудничество Ростуризма с такими солидными журналистскими объединениями, как Альянс руководителей региональных СМИ и Межрегиональная лига журналистов уже приносит свои плоды17.

Информация о работе Перспективы развития событийного туризма в Москве