Понятие туристского рынка и его элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка города Санкт-Петербурга.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере города Санкт-Петербург.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Теоретическая часть « Туристского рынка и его элементы»
Сущность и специфика туристского рынка …………………………
Участники туристского рынка ……………..…
Основные компоненты туристского рынка ……………………….
Структура туристского рынка
Аналитическая часть «Туристский рынок города Санкт - Петербург»
Конъектура туристского рынка г. Санкт-Петербурга………………
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен туристского рынка
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда туристского рынка
Сегментация туристского рынка………………
Основные тенденции развития рынка туристского рынка туроператоров г.Санкт-Петербурга ……………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

новый курсовик.docx

— 88.37 Кб (Скачать файл)
      • Экскурсионное бюро и организации гидов-переводчиков;
      • Оздоровительные комплексы рекреационного туризма – курорты, базы отдыха, рекреационные зоны;
      • Туристские базы различной специализации (в том числе круизные суда);
      • Учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов;
      • Спортивные комплексы и лагеря для занятия спортом, проведение соревнований;
      • Производственные фирмы, изготавливающие товары, используемые туристами;
      • Службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма;
      • Организации, предоставляющие услуги по выполнению визового режима и по таможенным формальностям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Участники туристского  рынка

     Основными субъектами туристского  рынка являются:

    • Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
    • Туроператор (турорганизатор, промоутер) – физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;
    •   Турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
    • контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

     Субъекты  рынка определенным образом связаны  между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие  внешние факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.

     Реализация  турпродукта может быть оптовой и розничной.

     Оптовая реализация ведется в виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских соглашений между туроператором и турагентом. В момент оптовой реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуги.

       Розничная продажа турпродукта конечному потребителю (туристу) оформляется договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

    • Номер, дату и место заключения договора;
    • Наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществлении муждун6ародной туристской деятельности;
    • ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;
    • Предмет договора (перечень услуг);
    • Права и обязанности сторон;
    • Стоимость договора, порядок и форму платежей;
    • Порядок вступления договора в силу и срок его действия;
    • Условия оформления виз (для международного туризма);
    • Порядок использования ваучера;
    • Условия страхования;
    • Условия и применение компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;
    • Форс-мажорные обстоятельства;
    • Особые условия;
    • Юридические и банковские реквизиты продавца;
    • Подписи сторон и печать продавца.

     Письменная  информация о предлагаемом турпродукте и все существенные общие условия договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находится на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.

     Туристский  ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.  
 
 
 
 

    1. Основные  компоненты туристского  рынка
 

     Современный туристский рынок  выполняет следующие  специфические функции:

  • Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
  • Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
  • Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

     Туристский  рынок имеет свои специфические особенности:

  • Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
  • При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  • На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  • Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  • На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

     Как и все другие рынки, туристский рынок  функционирует в соответствии с  законом спроса и предложения.

     Основные  элементы туристского  рынка:

  • Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

     Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными  средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального  развития этой страны. Кроме этого  на потребительский спрос оказывают  влияние следующие факторы:

    • Демографический;
    • Географические и климатические условия;
    • Политическая и экономическая стабильность государства;
    • Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

     Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

     В соответствии со спросом на рынке  возникает предложение в туризме.

  • Предложение – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

     Между спросом и предложением наблюдается  тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение  определенным образом влияет на спрос.

     На  туристском рынке происходит обмен  денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной  стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского  продукта  и его потребителя,  а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.

     Туристский  рынок характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.

     Емкость туристского рынка – способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

     На  туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского  продукта, которые движутся навстречу  друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

     Туристский  кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

     Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений  и видов туризма.

     Сезонные  колебания также влияют на туристский спрос. неравномерность туристского потока оценивается через соответствующий коэффициент (Кн):

     

       Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;

     Нсм – среднемесячное число ночевок.

     Численные значения коэффициента использования  вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:

      ,

     Нк – число ночевок (человеко-дней);

     Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).

     Безубыточность  функционирования гостиничного предприятия  определяется по критической точке  равенства доходов и расходов (Ккт):       

     Рп – средние условно-постоянные расходы на 1 место;

     Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;

     Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

     Функционирование  предприятия с прибылью возможно, если Кв Ккт. Туристские операторы и оптовые турагенства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристские услуги на мировом и на внутреннем рынках. Разность между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок. 

    
  •   Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревнование между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). 

Информация о работе Понятие туристского рынка и его элементов