Понятие туристского рынка и его элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка города Санкт-Петербурга.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере города Санкт-Петербург.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Теоретическая часть « Туристского рынка и его элементы»
Сущность и специфика туристского рынка …………………………
Участники туристского рынка ……………..…
Основные компоненты туристского рынка ……………………….
Структура туристского рынка
Аналитическая часть «Туристский рынок города Санкт - Петербург»
Конъектура туристского рынка г. Санкт-Петербурга………………
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен туристского рынка
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда туристского рынка
Сегментация туристского рынка………………
Основные тенденции развития рынка туристского рынка туроператоров г.Санкт-Петербурга ……………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

новый курсовик.docx

— 88.37 Кб (Скачать файл)

     Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.

     Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто  предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.

     Однако  всё же главной линией развертывания  конкуренции на туристском рынке  является состязательность, соревнования туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

     Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:

     Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции -  множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.

     Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.

  • Цена — это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара.

     На  цену турпродукта влияет целый ряд  факторов: 
                 -    класс обслуживания (степень комфортности); 
                 -    вид путешествия (авиационный, автобусный); 
                -    формы обслуживания (групповой, индивидуальный тур); 
                -    конъюнктура рынка на услуги туризма; 
                -    сезонный характер предоставления услуг; 
                -    география размещения турфирм и др. 

    Цена  турпакета на 1 туриста , т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:

     
                    Ц = С + Н + П – С + К  
      ,                 
      Чг + Чс
           

    Ц – цена турпакета; 
    С – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором; 
    Н – косвенные налоги; 
    П – прибыль туроператора; 
    С – скидка туристу с цены отдельных видов услуг; 
    К – комиссионное вознаграждение турагента («+» - означает надбавку к цене турпакета, «-«   означает скидки с цены туроператора в пользу турагента); 
    Чг – количество туристов в группе; 
    Чс – количество лиц, сопровождающих группу. 

    Цена  на услуги туризма  включает следующие  элементы:

          1)    стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности); 
          2)    текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг; 
          3)    прибыль туроператора; 
          4)    косвенные налоги по видам услуг (НДС, таможенные пошлины); 
          5)    скидки для отдельных групп туристов; 
          6)    надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента. 
     

      1.   Структура туристского рынка

    При характеристике  рынка туризма  учитывается следующее:

  • Основным предметом купли-продажи являются услуги;
  • Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;
  • Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
  • Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные  ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

     Рынок туризма неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим существуют различные способы  классификации туристского рынка.

     По  отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие  рынки:

    • Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
    • Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
    • Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

     В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки туризма:

    • Рекреационный;
    • Деловой;
    • Научный;
    • Культурно-познавательный;
    • Религиозный;
    • Этнический.

     В зависимости от характера организации  путешествия  различают рынки  организованного и неорганизованного туризма.

     По  числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

     В зависимости от способа  передвижения различают  рынки туризма:

    • Пешеходный;
    • Железнодорожный;
    • Авиационный;
    • Морской;
    • Речной;
    • Автомобильный.

     В связи с особенностями  и содержанием  маркетинговой деятельности выделяют следующие  рынки:

    •   Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;
    •   Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
    •   Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
    •   Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.

     По  ассортименту туристских продуктов:

    • замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);
    • насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;
    • туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных  между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;
    • смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой. 
 

       Туристский рынок имеет различную качественную структуру (рис 1).

     а)                                                                б)

     
            

    100%

         
     
     
         Численность

         Населения                    
     
     
     
     

         Потенциальный

         рынок

         100% Потенциальный рынок
         40% Действительный  рынок
         20%       Квалифицированный рынок
     
     
     
     
         10%
         10 Обслуживаемый рынок
     
     
         5%
     
     
    Освоенный рынок

     Рис. 1 Качественная структура туристского  рынка

     а – весь рынок; б – потенциальный рынок

     Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют  интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания  клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки  туристских услуг. Платежеспособные потребители  должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить  их потребности. Если все перечисленные  условия соблюдаются, есть основания  говорить о так называемом действительном рынке.

     Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном  рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

     Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет  возможность делать выбор из всего  многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами  и образует обслуживаемый рынок.

     Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они  составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.

     Подобная  классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного  туристского рынка и определить особенности работы на нем различных  туристских предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Аналитическая часть  «Туристский  рынок  города Санкт - Петербурга»

     2.1 Конъектура туристского рынка г. Санкт- Петербурга

     2.1.1 Масштаб рынка

     Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает  более чем 200 объектами размещения различных категорий и форм собственности (около 18 тыс. номеров на 35 тыс. мест). В это число входят как объекты  размещения общего назначения, так  и специализированные, в том числе  пансионаты, дома отдыха, ведомственные  гостиницы, общежития и т.д.

     Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны.

     В 2007 в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3 109 000 иностранных граждан из 165 стран мира, что на 0,12% меньше показателя 2003 г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около 1 млн. российских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.

     В 2007 году основные гостиницы города приняли около 1,5 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60% общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2003 году.

     В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков  – туроператоров не превышает 100.

     Население Петербурга на 01.01.2006 составило 4453 тыс. человек. Таким образом, рынок туристских услуг, в частности, услуг туроператоров, можно характеризовать как рынок относительно крупный, с достаточно широкими возможностями как для продавцов, так и для покупателей.

Информация о работе Понятие туристского рынка и его элементов