Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка города Санкт-Петербурга.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере города Санкт-Петербург.
Введение……………………………………………………………….………….3
Теоретическая часть « Туристского рынка и его элементы»
Сущность и специфика туристского рынка …………………………
Участники туристского рынка ……………..…
Основные компоненты туристского рынка ……………………….
Структура туристского рынка
Аналитическая часть «Туристский рынок города Санкт - Петербург»
Конъектура туристского рынка г. Санкт-Петербурга………………
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен туристского рынка
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда туристского рынка
Сегментация туристского рынка………………
Основные тенденции развития рынка туристского рынка туроператоров г.Санкт-Петербурга ……………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………
Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.
Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.
Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревнования туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:
Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции - множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.
Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.
На
цену турпродукта влияет целый ряд
факторов:
- класс обслуживания (степень комфортности);
- вид путешествия (авиационный, автобусный);
- формы обслуживания (групповой, индивидуальный
тур);
- конъюнктура рынка на услуги туризма;
- сезонный характер предоставления услуг;
- география размещения турфирм и др.
Цена турпакета на 1 туриста , т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:
Ц = | С + Н + П – С + К | , |
Чг + Чс | ||
Ц – цена турпакета;
С – себестоимость услуг, входящих в турпакет,
составленный туроператором;
Н – косвенные налоги;
П – прибыль туроператора;
С – скидка туристу с цены отдельных видов
услуг;
К – комиссионное вознаграждение турагента
(«+» - означает надбавку к цене турпакета,
«-« означает скидки с цены туроператора
в пользу турагента);
Чг – количество туристов в группе;
Чс – количество лиц, сопровождающих группу.
Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
1) стоимость сырья и материалов (продукты
для приготовления пищи, постельные принадлежности);
2) текущие расходы на
производство, реализацию и организацию
потребления услуг;
3) прибыль туроператора;
4) косвенные налоги по
видам услуг (НДС, таможенные пошлины);
5) скидки для отдельных
групп туристов;
6) надбавки или скидки
(комиссионное вознаграждение) в пользу
турагента.
При характеристике рынка туризма учитывается следующее:
Рынок
туризма неоднороден. В его структуре
выделяются более мелкие по своим
масштабам рынки. В связи с
этим существуют различные способы
классификации туристского
По
отношению к определенному
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма:
В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки туризма:
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:
По ассортименту туристских продуктов:
Туристский рынок имеет различную качественную структуру (рис 1).
а)
100% |
Численность Населения Потенциальный рынок |
100% | Потенциальный рынок |
40% | Действительный рынок | ||
20% | Квалифицированный рынок | ||
10% | |||
10 | Обслуживаемый рынок | ||
5% |
Освоенный рынок |
Рис. 1 Качественная структура туристского рынка
а – весь рынок; б – потенциальный рынок
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основания говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами и образует обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная
классификация полезна для
2.1 Конъектура туристского рынка г. Санкт- Петербурга
2.1.1 Масштаб рынка
Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами размещения различных категорий и форм собственности (около 18 тыс. номеров на 35 тыс. мест). В это число входят как объекты размещения общего назначения, так и специализированные, в том числе пансионаты, дома отдыха, ведомственные гостиницы, общежития и т.д.
Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны.
В 2007 в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3 109 000 иностранных граждан из 165 стран мира, что на 0,12% меньше показателя 2003 г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около 1 млн. российских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.
В 2007 году основные гостиницы города приняли около 1,5 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60% общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2003 году.
В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков – туроператоров не превышает 100.
Население Петербурга на 01.01.2006 составило 4453 тыс. человек. Таким образом, рынок туристских услуг, в частности, услуг туроператоров, можно характеризовать как рынок относительно крупный, с достаточно широкими возможностями как для продавцов, так и для покупателей.
Информация о работе Понятие туристского рынка и его элементов