Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:12, контрольная работа
Ученые-экономисты рассматривают туризм как отрасль экономики нематериальной сферы, как "общественно-организованную экономическую деятельность, направленную на производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей, находящихся за пределами постоянного места жительства". К таким определениям относятся и те, характеризующие туризм как "вид потребления" (А. Пиат 'является, Швейцария), вид "внешней торговли" (Я. Гезгала, Польша), "экспорт информации и впечатлений" (Касаткин В. Ф. , Россия).
Понятия и определения в туризме
Сложный и разнообразный характер туризма как социального явления обусловливает тот интерес, который он вызывает среди представителей многих наук - естественных, общественных, технических. Туризм является объектом исследования географии и экономики, медицины, психологии и социологии, права и политологии, инженерно-технических наук и архитектуры, истории и культурологии. Но ни одна наука не в состоянии исчерпывающе ответить на все вопросы, связанные с развитием туризма. Современный туризм представляет собой широкую общественно-экономической системе со многими элементами, которые находятся в динамическом взаимодействии между собой и с другими системами. Поэтому комплексное изучение туризма сегодня является интердисциплинарным заданием, что в будущем может выделиться в отдельную научную отрасль.
С точки зрения различных наук и практической оценки туризма в различных областях общественной жизни ему даются и разные определения.
Очень часто туризм рассматривается как разновидность рекреации, активный отдых "... гад время которого восстановление работоспособности сочетается с оздоровительными, познавательными, спортивными и культурно-развлекательными целями". ' Организация Объединенных Наций тоже определяет туризм как "активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с ее передвижением за пределами постоянного места жительства".
В большинстве определений находит место также и социокультурная функция туризма, "туризм - это система и форма использования свободного времени с помощью сферы услуг в путешествиях, сочетающий отдых с укреплением здоровья человека, повышением ее общей культуры и образования и оказывает на нее воспитательное воздействие ; ... эффективное средство познания, повышения ... культурного уровня трудящихся "(Абуков А. X.).
Целый ряд ученых рассматривает туризм прежде всего как форму миграции населения: "под туризмом принято понимать одну из форм миграции населения, характеризующееся временным его перемещением из одного района страны в другой, или из одной страны в другую ..." ; ... Под туризмом понимают все виды передвижения населения, не связанные с переменой места жительства и работы ... " Ученые-правоведы добавляют сюда также правовой аспект, определяя туризм, в частности - международный, как" система путешествий, осуществляемая на основании международных соглашений с учетом действующих международных обычаев.
Ученые-экономисты рассматривают туризм как отрасль экономики нематериальной сферы, как "общественно-организованную экономическую деятельность, направленную на производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей, находящихся за пределами постоянного места жительства". К таким определениям относятся и те, характеризующие туризм как "вид потребления" (А. Пиат 'является, Швейцария), вид "внешней торговли" (Я. Гезгала, Польша), "экспорт информации и впечатлений" (Касаткин В. Ф. , Россия). Наиболее общим в ряде экономических характеристик туризма является определение российского ученого Азара В. И., который определяет туризм как "большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом ".
В Толковом словаре туристских терминов, изданном АО "ЦСТЭ-Интур" и Российским международным институтом туризма в 1994 г. (авторы Зорин И.В., Квартальнов В. А.) подаются семь определений туризма, в том числе: особая форма перемещения людей, вид путешествия; пребывания за пределами постоянного места жительства; форма умственного и физического воспитания; популярная форма организации отдыха; отрасль хозяйства; сегмент рынка.
Наиболее универсальное, унифицированное определение туризма используется в его статистике. Согласно этому определению туризм является общим понятием для всех форм временного выезда людей с места постоянного проживания с оздоровительной целью и (или) с целью удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловой целью - деловой туризм без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Это определение , принятое Всемирной туристической организацией, используется во всех странах-членах ВТО, в том числе и в Украину. В законе Украины "О Туризм" читаем: "Туризм - временный выезд человека с места жительства с оздоровительной, познавательной или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью".
"Турист" - центральное понятие в туризме, что тоже имеет много определений. Эволюция этого срока берет начало с 1937 г., когда Комитетом экспертов Лиги наций было предложено "считать туристом любое лицо, которое находится свыше 24 часов в месте, где она не проживает".
Следующим важным шагом в совершенствовании понятийного аппарата туристической статистики была Римская конференция ООН по международному туризму и путешествиям 1963 г., что приняла рекомендацию считать туристом "любое лицо, которое посещает любую страну, кроме той, что является ее обычным местом жительства, с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, вознаграждается в посещаемой стране ". Этой рекомендации предусматривался минимальный срок пребывания в стране - 24 часа, а продолжительность пребывания не ограничивалась.
После разработки рекомендаций по статистике туризма Всемирной туристической организацией в 1993 г. за основу определения понятия "турист" принимается положение, что турист - это временный посетитель, путешествует за пределами места его постоянного пребывания менее 24 часов (но не более 12 месяцев) с любой -либо целью, кроме изменения постоянного места жительства и занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в месте временного пребывания.
Лица, находящиеся в стране посещения на тех же условиях, но менее 24 часов, определяются термином "экскурсанты". К последним также относятся и такие, которые осуществляют длительным путешествия в стране посещения, но на ночевку возвращаются к своему вагону, яхты или круизного корабля. Понятие "турист" и "экскурсант" объединяются термином "временный посетитель", т.е. "личность", которая путешествует к определенному месту, находящемуся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев, и главной целью путешествия которого не € занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в месте посещения ". '
К понятию "турист" не включают:
лиц, работающих в стране пребывания и получают здесь денежное вознаграждение за это;
лиц, которые остаются на постоянное проживание в стране пребывания;
лиц, осуществляющих поездки с целью государственной службы (государственные деятели, члены делегаций, дипломаты, торговые миссии, военнослужащие и др.); научные экспедиции; беженцев и кочевников;
лиц, в юридическом смысле не въехали в страну (например, лица, путешествующие самолетом, не оставляют транзитной зоны аэропорта и т.п.).
Многие страны, приняв за основу определения ВТО, допускают определенную интерпретацию, особенно в отношении сроков пребывания. Так, "О туризме" установлено, что турист (путешественник) - это, лицо, которое осуществляет путешествие по стране с различной, не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до шести месяцев без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок ".
И наконец, некоторые определения предлагают считать туристом лицо, находящееся в стране "на основании приобретенного нею тура" , т.е. трактуют этот термин более узко - как лицо, путешествует, пользуясь услугами туристической фирмы или организации.
'Понятие туристической организации является более широким по смыслу, чем туристическая фирма. Это предпринимательская или общественная единица или их совокупность, работающий в сфере туризма. Туристическая фирма - это организация, являющаяся субъектом предпринимательства и занимается созданием, реализацией туристического продукта и организует его потребления.
Существуют чисто туристические фирмы, организации, компании, занимающиеся исключительно туристической деятельностью. Кроме того, туризм может быть определен как одно из направлений деятельности фирмы, имеет другой профиль - транспортная, торговая, производственная или являются широко-профильной.
По территориальному принципу можно выделить национальные (действующие в пределах своего государства), региональные (действующие в пределах региона) или межрегиональные (международные) туристические организации. Среди них есть как государственные (межгосударственные) организации, так и организации с другими формами собственности, действующих в формах ассоциаций, корпораций, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных фирм и т.д.
По экономико-хозяйственным принципам деятельности можно выделить коммерческие туристические организации и коммерческий туризм, занимающиеся туризмом с целью получения прибыли, и некоммерческие. Последние имеют целью своей деятельности содействие развитию туризма в пределах своей компетенции или защита интересов субъектов туристической деятельности путем координации и объединения усилий заинтересованных учреждений и организаций, разработки определенных нормативов и рекомендаций, информационного и рекламного обеспечения, укрепление материально-технической и кадровой базы туризма и т.п. Чаще всего это - ассоциации. Среди них особое место занимают государственные органы и учреждения (министерства, государственные комитеты, департаменты), которые созданы в ряде стран в целях осуществления государственной политики в области туризма. В некоторых странах право осуществления государственной политики в туризме делегированы правительством неправительственным органам и ассоциациям турагентств и туристических предприятий (в Скандинавских странах, Австрии, Швеции, Японии).
Туристический продукт - совокупность вещественных (предметов потребления) и неречевых (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период туристического путешествия и вызваны именно этой путешествием. Таким образом, отличают туристические товары и туристические услуги, которые могут быть предложены на туристическом рынке отдельно или в комплексе, в виде тура.
Туристический товар - это продукт труда, изготовленный в производственной сфере для продажи и предназначен для общих нужд (неспецифический туристический товар) или чисто туристического потребления (специфический туристический товар). До последнего могут быть отнесены туристско-спортивное снаряжение и оборудование, сувенирная продукция. К не специфическим туристическим товарам могут быть отнесены товары широкого потребления, которые пользуются туристическим спросом по разным причинам, например, известность марки товара (парижские духи) или значительно меньше его цена, чем в месте постоянного пребывания туриста (автомобили) и т.д.
Туристическая услуга чаще всего выступает в форме полезного эффекта труда, а не материального продукта (услуги размещения, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание, спортивно-оздоровительное, культурно-зрелищное, бытовое обслуживание и т.п.). Это своего рода "невидимый товар", что нельзя накапливать и хранить, но значительная часть не требует больших затрат на изготовление и в то же время широко используется и оплачивается туристами.
Тур - комплексный туристический продукт, представляющий собой поездку по определенному маршруту в определенный срок с определенным комплексом услуг. Согласно этому главными составляющими тура является маршрут, очерченный определенным сроком пребывания в путешествии, и комплекс туристических услуг. Для удобства учета и расчетов в туристической отрасли принято единицу комплекса обслуживания на одного туриста за один день - "туро-день".
Возможность создания качественного и полноценного туристического продукта (тура) определяется двумя моментами - наличием и состоянием туристических ресурсов и наличием и уровнем развития туристической инфраструктуры.
Главное содержание туристического путешествия, несомненно, определяется его целью, побуждающим мотивом. Туристов, путешествующих с целью отдыха, лечения, больше всего привлекают регионы с благоприятным климатом, лечебными ресурсами, благоприятными природно-экологическими условиями. Туристов, желающих расширить свой кругозор, интересуют историко-архитектурные и культурные памятники. Паломнический туризм имеет целью посещения религиозных святынь. Туристов могут интересовать также экономическая доступность и комфортность условий отдыха в стране пребывания. Во всех случаях факторами удовлетворения туристического спроса выступают природные, историко-культурные. социально-экономические факторы или их совокупность.
Совокупность природных и созданных человеком предметов и явлений окружающей среды, используемые в сфере туризма как объекты туристского интереса и производные компоненты для создания туристического продукта, составляет понятие туристических ресурсов или туристско-рекреационных ресурсов.
А
Авиатариф - стоимость перевозки одного пассажира на самолете на определенное расстояние. В международных перевозках различают индивидуальные, групповые, обычные и специальные авиатарифы.
Американский план - гостиничный тариф, включающий в себя стоимость размещения и трехразового питания.
Английский завтрак - полный завтрак, обычно включает в себя фруктовый сок, яичницу с ветчиной, тосты, масло, джем и кофе или чай.
Аннуляция - Отказ от поездки. Условия отказа оговариваются в договоре.
Апартаменты - тип номеров в гостиницах, по своему оформлению приближенные к виду современных квартир, включая места для приготовления еды (стоимость питания обычно не включается в стоимость номера).
Б
Басбой - Младший служащий ресторана, бара (разлив воды, уборка столов, пепельниц и т. д.).
Беллмэн - Служащий отеля, подносящий багаж и выполняющий поручения гостей.
Бермудский план - Метод предоставления гостиничных услуг, при котором цена включает завтрак и комнату.
Бизнес-тур - Тип путешествия, который необходим деловым людям и, возможно, требующий особого сервиса, например комнату для переговоров, услуг секретарей.
Ботель - Небольшая гостиница на воде.
Бунгало - Небольшая туристическая гостиница (строение обычно из легких материалов на берегу моря). Распространено в молодежных турцентрах.
Бюро обслуживания - бюро в гостинице, осуществляющее разнообразный информационный сервис, валютно-финансовые операции, обеспечение его транспортными билетами и билетами для посещения культурно-зрелищных мероприятий, организацию медицинской помощи.
В
Ваучер - Документ, на основании которого предоставляется обслуживание иностранным туристам и производятся расчеты с фирмами.
Виза - Официальная отметка (штамп консульства и т. п.) в загранпаспорте, дающая право въезда в страну с обязательным условием отметки о выезде.
Все включено (all inclusive) - система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг может быть существенно расширен и включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т.д.
Встреча-проводы - набор услуг (помощь переводчика, поднос багажа, автотранспорт), предоставляемых туристам при их доставке с ж/д вокзала, из аэро- или морского порта в гостиницу и обратно.