Проблемы взаимодействия туроператоров и турагентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей туроператорской и турагентской деятельности и проблем их взаимодействия. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1) рассмотреть особенности деятельности туристских операторов;

2) представить особенности работы туристских агентов на рынке;

3) рассмотреть основные схемы взаимодействия туроператоров и турагентов;

4) исследовать проблемы взаимодействия между туроператорами и турагентами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Туроператор как субъект туристской деятельности………………5-10

Глава 2. Турагент как субъект туристской деятельности…………………11-19

Глава 3. Основные схемы взаимодействия туроператоров и турагентов...20-26

Заключение…………………………………………………………………...27-28

Список литературы…………………………………………………………..29-30

Вложенные файлы: 1 файл

куросавя по туризму.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

     Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они (в отличие от турагентов) занимаются формированием основных и дополнительных услуг в единый туристский продукт, который затем реализуют потребителю через агентскую сеть. Эти турагентства могут быть сетевыми, уполномоченными либо простыми независимыми агентствами, работающими на одинаковых основаниях со всеми операторами либо через субагентства.

     Что касается реализации туров, туроператор  осуществляет продажу через посредников. Оператор может продавать свои продукты напрямую туристам. Но для туристов покупка тура от оператора не всегда выгодна, так как он продаст только свой тур, даже если у других операторов будут предложения намного лучше и выгоднее. Основная часть турпродуктов реализуется через турагентства.

     Туроператор может как приобретать уже  готовые пакеты у зарубежных туроператоров, так и отдельные услуги, из которых  затем сам формирует полноценный туристский продукт [7, с.83]. В зависимости от метода создания тура оператор устанавливает цены на путевки. Цена за тур формируется из 2 основных составляющих: базовой цены (по которой куплен продукт или общая сумма за услуги проживания, питания, перевозки и т.д.) и процентов (для туроператора и отдельно комиссионные для турагентов). Турагенты продают путевки по реальным ценам туроператора, так как в данную стоимость уже заложены комиссионные проценты для агентов.

     Таким образом, работа туристского оператора имеет большое значение не только в работе других организаций, оказывающих услуги на туристском рынке, но и для всей туристской индустрии. Любое изменение в работе крупнейших операторов, банкротство, закрытие, реорганизация, существенные изменения законодательства для туроператоров автоматически влияют на работу сотрудничающих с ними фирм. Поэтому так необходимо стабильное и правильное с теоретической и практической точки зрения функционирование туристских операторов. 
 
 
 
 
 
 

  cхема работы туроператора представлена на   рисунке 1.1.

 

      ГЛАВА 2. Турагент как субъект  туристской деятельности 

       Под турагентской деятельностью в соответствии с Законом «Об основах туристской деятельности» понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем [2].

     Основные  задачи турагентства:

  • полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;
  • продвижение этой информации с помощью рекламы;
  • организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка [4,с.50].

    Классифицировать  современные туристические агентства  можно по ряду признаков. Прежде всего в зависимости от туристического оператора, агентства можно разделить на:

    • независимые - продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размеры комиссионных) и т.д.;
    • частично зависимые - связанные обязательством продавать туры определенного оператора на конкретном направлении работы. Например, агентство продает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только конкретного туроператора;
    • уполномоченные - предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами оператора на региональных рынках;
    • ритейловые. Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименование, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейлинговым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). В отличии от франчайзинга, Ритейлинговые взаимоотношения между туроператором и турагентом не предполагают отдельной платы последнего за пользование торговой маркой (и даже капиталом) туроператора, наоборот, с каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Единственной обязанностью агента является необходимость продажи определенного количества туров оператора в отчетный период. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется [6,с.54].

Аналогично  туроператорам, агентства могут  быть монопрофильными (предлагающими  узкий ассортимент туров и  направлений) и многопрофильными.

В зависимости  от выполняемых агентствами функций  можно выделить:

  • агентства-имитаторы, продающие туристам тур-продукт, полностью приобретенный у туроператора;
  • агентства-новаторы, комплектующие покупаемый у туроператора тур-продукт рядом дополнительных услуг, делая в результате тур более адаптированным к особенностям регионального туристического рынка (например, агенты, организующие дополнительные трансферы, визовую поддержку, страхование туристов);
  • агентства-разработчики, занимающиеся формированием туров из отдельных туристических услуг, приобретаемых у различных туроператоров.

По объему выполняемой работы и по формам сотрудничества агентства и оператора можно  выделить:

  • агентства, работающие по безрисковым схемам - то есть бронирование путевки у туроператора только при наличии реального клиента (обычно внесшего определенную предоплату). Данная форма сотрудничества агента и оператора носит наименее рисковый характер для агентства, хотя и размеры комиссионного вознаграждения агента стандартны. Кроме того, предпочитающие не рисковать агентства с большей вероятностью не смогут обслуживать большое количество клиентов, особенно в пиковые даты (по причине того, что в момент появления реальных клиентов может просто не остаться свободных мест в предлагаемых оператором турах);
  • агентства, работающие по рисковым схемам, - предполагают в своей работе возможность покупки или безотзывного бронирования блоков мест в турах, предлагаемых оператором, с целью гарантированного расселения будущих клиентов агентства. Это означает, что, имея собственный блок мест на организуемых туроператором турпоездках, агент получает возможность отправить в поездку всех своих клиентов без предварительного согласовании наличия мест у туроператора. Это не только упрощает текущую работу агентства, но и может быть материально более выгодным, чем работа по разовым заявкам, поскольку любой туроператор даст увеличенную комиссию своим «оптовым» агентам [8,с.35].
 
 

Потребность в агентах возникает по ряду причин:

- необходимости продвижения туров оператора в регионах - далеко не каждый туристический оператор имеет возможность открывать в каждом перспективном регионе собственное представительство или филиал, тогда как привлечение региональных агентов к совместной работе позволяет продвижение туров оператора вдали от места его постоянной дислокации;

- необходимости доведения туров до клиента - не каждый клиент полон желания ехать за десятки или сотни километров, в другой город для того, чтобы приобрести тур. Гораздо выгоднее для клиента приобрести пакет в родном городе у полномочного агента далекого туроператора, аналогично, это выгодно и для оператора, наличие агентской сети у которого позволяет обслуживать иногородних туристов;

- отсутствие у оператора возможности самодеятельно обслуживать всех отправляемых им клиентов. Даже если оператор отправляет в неделю, например, 1000 человек, нет никакой гарантии, что он смог бы со своими возможностями (площадь офиса, количество работников) самостоятельно полностью (то есть от момента обращения до момента отправки в тур клиента) обслужить это количество людей, поскольку большую часть отправляемых им туристов составляют клиенты турагентств, и именно турагенты тратили свое рабочее время и силы на обслуживание обратившихся людей [5,с.41].

Основными функциями туристических агентств, таким образом, являются:

  • рекламирование туров, предлагаемых туроператорами, на региональном рынке за свой счет и под свою финансовую ответственность - агент, таким образом, самостоятельно принимает решение о том, какие из предложенных оператором туров будут позитивно восприняты и востребованы на региональном рынке, а затем рекламируют из всеми доступными ему способами за собственные денежные средства;
  • доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту, (в случае обращения клиента в офис турагента, последний должен популярно, доступно донести достоверную информацию о предстоящем туре, организуемом туроператором. При этом информация, требуемая обратившимся клиентом, может быть любого содержания, что требует от агента высокого профессионализма и знания направления);
  • продажа тура, то есть предварительное бронирование тура у оператора, получение от последнего подтверждения бронирования и прием оплаты за предстоящий тур у клиента;
  • комплектующая функция агентства состоит в приобретении (у туроператора или непосредственно у поставщиков) дополнительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство туриста. К примеру, если туристическое агентство Новороссийска приобретает тур в Финляндию у петербургского оператора, то агент может для обеспечения максимального удобства клиента дополнительно приобрести железнодорожные билеты из Новороссийска в Петербург и обратно, организовать дополнительные ночевки или экскурсионные программы в Петербурге (в случае неудобных стыковок прибытия поезда из Новороссийска и отправления в Финляндию), то есть организация полного пакета обслуживания от Новороссийска и до Новороссийска;
  • турообразующая функция агента состоит в возможном приобретении им отдельных туристических услуг у различных туроператоров и самостоятельном формировании из них туристического пакета. Эта функция наиболее подходит при организации заказных индивидуальных и групповых туров, а также в случаях, когда приобретение компонентов туров у различных туроператоров выгоднее с точки зрения итоговой цены тур-пакета. К примеру, ростовское туристическое агентство может приобрести авиабилеты на чартерные рейсы в Анталию у ростовских туроператоров, а наземное обслуживание покупать отдельно у московских представительств турецких meet-компаний. В отдельных случаях такая деятельность турагентств может принести им доход, в 1,5-2 раза превышающий размер комиссионных ростовских туроператоров за продвигаемые их тур-пакеты [7,с.80].

    В отличие  от туроператоров, турагенты могут  иметь разнообразные формы собственности: от индивидуального предпринимателя  до юридического лица. Бóльшая часть  турфирм являются обществами с ограниченной ответственностью или индивидуальными  предпринимателями. Туристское агентство менее крупная фирма, чем оператор, но и среди агентств есть большие сети и организации (примерами таких агентств в Екатеринбурге могут служить «Фонд Мира», «География», «Виста», «Крылья», «Каприз», «Вокруг Света» и другие). Как и туроператоры, турагенты при желании могут сами формировать туры. Туристские агентства могут реализовывать не только сформированные пакетные туры, но и отдельные услуги (авиаперелет, бронирование номеров в гостинице, оформление визы и т.д.). Часто из отдельных услуг агент формирует собственный индивидуальный тур по запросу туриста, в таком случае он выступает в роли туроператора. Поэтому многие агентства, описывая свою деятельность, позиционируют себя и как агентов, и как операторов. Но в отличие от оператора, турагентство не имеет запаса туристического продукта. По выбору клиента агент запрашивает определенный тур у оператора, и при наличии данного продукта оформляет его туристу.

     В соответствии с действующей редакцией  Гражданского Кодекса Российской Федерации  за туроператором закреплена обязанность уплаты турагенту комиссионного вознаграждения. Оно может быть установлено как процент от стоимости путевки или как разница между ценой ее продажи и ценой, которая назначена туроператором, в виде фиксированной суммы [11, с.32]. В договоре между туроператором и турагентом обязательно предусматривается порядок определения и размер вознаграждения, срок его уплаты, форму и порядок предоставления агентом отчета о реализованных путевках. В зависимости от количества отправленных взрослых туристов за определенный период агентству предоставляется комиссия (от 5 до 15%, субагентам до 20%). Для только начинающих сотрудничать с туроператором агентств предоставляется базовая комиссия (от 5 до 10%). Если определенный объем продаж в установленный срок не выполняется, то агентская комиссия снижается. Туроператоры могут предоставлять комиссию и под специальные условия (например, агенту ставится следующее условие: ему предоставляется комиссия 15% на 1 месяц. За это время необходимо отправить от данного туроператора 40 взрослых туристов. Если агент выполняет это условие, комиссия 15% сохраняется; не выполняет – комиссия уменьшается до прежнего размера). Естественно, что такие условия, предоставляются туроператором только для проверенных и надежных туристских агентств и на основании договора или дополнительного соглашения.

Информация о работе Проблемы взаимодействия туроператоров и турагентов