Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа
Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.
Введение
Понятие «дестинация» произошло от латинского слова «местонахождение». В современной отечественной литературе по туризму чаще используется термин «курорт». В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия дестинации.
В данной курсовой работе за основу выбрано определение, которое на взгляд автора, наиболее широко раскрывает все особенности территории как туристского объекта.
Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую как физическая, политическая или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей. Во всем мире дестинации, представляющие историческую и культурную ценность, живут и процветают за счет средств, получаемых от туристов. Ведущей целью субъектов управления в организационно-экономическом механизме формирования туристской дестинации является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей туристского продукта региона.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью формирования туристской привлекательности территорий, с целью привлечения внимания потенциальных туристов и инвесторов. Это сможет значительно повысить уровень экономического, бюджетного и социального эффектов для конкретной дестинации.
Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению.
В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.
В соответствии с поставленной целью и задачами, предметом исследования курсовой работы являются проблемы формирования туристской привлекательности и пути их решения. В качестве объекта исследования представлены туристские дестинации, а в частности Республика Карелия.
При написании курсовой работы автор использовал научные и учебные материалы по туризму, публикации в научных журналах, электронные ресурсы сети Интернет, а также официальные статистические данные, предоставленные Государственным комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия.v
Глава 1 Проблемы формирования туристской привлекательности территории
Оценку туристской привлекательности на государственном уровне даёт концепция РФ до 2016 года, одобренная 6 ноября 2009 года. В ней говорится, что несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, Правительством Испании, выделено в августе 2009г. из бюджета страны около 1 млрд. евро на поддержку туристской индустрии в условиях мирового финансового кризиса, а в государственных бюджетах Италии и Франции только на продвижение своего национального туристского продукта предусмотрено соответственно 42,0 и 61,2 млн евро. Для сравнения, аналогичный показатель в Российской Федерации составляет порядка 4,1 млн.евро.1v
Россия располагает
огромным потенциалом для развития
внутреннего и въездного туризма.
Природное и культурно-
Туристский комплекс страны составляют 10422 гостиницы, 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба, которые играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников.
В настоящее время в стране функционируют более 150 горнолыжных комплексов, а количество людей, увлекающихся горнолыжным спортом, приближается к 2,5 млн. человек, из них около 2 млн. человек предпочитают российские горнолыжные курорты. По прогнозу ЮНВТО Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов, а к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, является неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточная государственная реклама туристских возможностей страны, что оказывает негативное влияние на рейтинговые оценки страны.
Так, по данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия в 2009 году заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристского сектора экономики, по качеству дорог – 104, по числу мест в гостиницах – 85, а по ценовой доступности размещения в них – 115, по открытости для туризма – 108, по эффективности маркетинговой политики и брендинга в туризме – 122, по отношению местного населения к иностранцам – 131, то есть почти последнее.v
Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо государственное участие в решении проблем по созданию условий для привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, обеспечению инженерной инфраструктурой туристских комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружений и т.п.).
Это позволит создать инвестиционные площадки для широкомасштабного строительства и обустройства средств размещения и сопутствующей инфраструктуры (предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.) с участием частного капитала.
Несмотря на ряд позитивных изменений в индустрии туризма за последние годы, туристский потенциал России используется малоэффективно. На долю Российской Федерации приходится менее одного процента мирового туристского потока. Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристско-рекреационного потенциала.
В современной экономике развитие туризма во многом зависит от состояния наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и др.
Процесс формирования и развития индустрии туризма, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающее эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно-значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики регионов и улучшение качества жизни населения.
Решение существующих
проблем в сфере туризма
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях.2
В этом плане Республика Карелия находится на должном уровне. РК имеет свою концепцию развития туризма, а также является пионером в создании такого документа, как «Генеральная схема размещения», о которой более подробно будет рассказано во второй главе.3
Однако этого
явно недостаточно, так как создание
условий для развития государственно-частного
партнерства и привлечения
Решение проблем на региональном уровне ограничивается дотационным характером бюджетов большинства субъектов Российской Федерации. Привлечение инвестиций для финансирования туристских проектов сдерживается несовершенством нормативно-правовой базы, отсутствием готовых инвестиционных площадок, наличием местных административных барьеров, невыгодными условиями аренды земли и другими причинами.
Анализ ситуации
свидетельствует о
Популярность туристкой дестинации во многом зависит от её имиджа в глазах потенциальных туристов и всей мировой общественности. В целях привлечения туристов, с одной стороны, и капитальных инвестиций на развитие туристкой отрасли, с другой, национальные туристские администрации, а также конкретные принимающие туристские фирмы и гостиничные объединения стремятся создать благоприятный образ страны. Несомненно, наиважнейшими условиями для развития туризма являются экономическая и политическая стабильность в государстве. Туристов привлекают регионы, насыщенные природными ресурсами, историческими памятниками и культурными событиями, при этом обладающие развитой туристкой инфраструктурой.
На первый взгляд,
вышеперечисленных условий
Таким образом,
встаёт вопрос о процессе формирования
имиджа. В наиболее общем понимании
имидж региона – это
Во-первых, наличие туристских ресурсов. В данном случае имеет смысл комплексный подход, т.е. сочетающий природно-климатические ресурсы и историко-культурные достопримечательности.
Во-вторых, наличие развитой туристкой инфраструктуры, включающей сформированную сеть средств размещения, предприятий общественного питания, объекты индустрии развлечений, информационное и транспортное обеспечение региона.
В-третьих, экономическую и политическую стабильность в регионе, которые обеспечивают безопасность туристов, с одной стороны, и снижают отрицательное воздействие туризма на экологию, с другой. Следует отметить, что фактор безопасности является двояким. Большинство туристов из европейских стран отказываются ехать в страны, которые считают опасными.
Русские туристы ассоциируют опасность (причем не важно, какую опасность – птичий грипп или терроризм) с удешевлением отдыха.
Как мы уже отметили, имидж во многом субъективен, поскольку все объективные факторы воспринимаются человеком сквозь его мировоззренческую призму. Это объясняет необходимость сегментирования рынка и ориентации маркетинга на целевую аудиторию. Важно учесть не только географию целевого рынка и его доступность с точки зрения средств массовой информации, но и особенности восприятия потенциальными потребителями иной культуры. Поэтому значительную роль играют исследования архетипов и менталитета целевых групп потребителей.
Поскольку имидж дестинации складывается из столь многих составляющих, процесс его формирования является долгим, как правило, сравнимым по времени с жизнью нескольких человеческих поколений. Формирование имиджа региона осуществляется по нескольким схемам:
Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности