Проблемы формирования туристской привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_formirovania_turistskoy_privlekatelno.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

- определите  соответствующий набор конкурентных  товаров и фирм в диапозоне  от аутсайдера до лидера, обслуживающих  целевой рынок;

- установите  набор определяющих атрибутов  (ключевых факторов успеха у потребителей), очерчивающих «товарное пространство» туристской дестинации, в котором расположены позиции текущих предложений;

- Соберите информацию в рыночное досье фирмы, исследовав выборку покупателей и потенциальных клиентов о восприятии каждого товара по определяющим атрибутам;

- Определите текущее положение товара в товарном пространстве (позиционирование) и силу его позиции путём разработки конкурентной карты преимуществ по модели М. Портера;

- Определите наиболее предпочтительную для покупателей комбинацию определяющих атрибутов в виде актуализированной бизнес-идеи;

- Изучите соответствие между предпочтениями рыночных сегментов и текущей позицией товара (рыночное позиционирование), определите позиции, которые могут занять новые дополнительные туристские продукты;

- Составьте заключение о позиционировании и выработайте предложения по дальнейшей разработке и осуществлению маркетинговой стратегии в виде бизнес-проекта (плана инновации).

Республика  Карелия является лидером на северо-западе и даже в Баренц-регионе в позиционировании своей туристской дестинации путём активной международной выставочной деятельности (ежегодно в г. Петрозаводске проходит выставка «Карелия туристская) и научно-методическом обеспечении инвестиционной привлекательности региона.

2.2 Проблемы формирования привлекательности туристских дестинаций и пути их решения в России

 

Что касается Российской Федерации, можно выделить некоторые  особенности. В России практически  в каждом субъекте Федерации есть туристские администрации или информационные центры призванные заниматься маркетингом и продвижением своих регионов на внешнем и внутреннем туристских рынках. Также задачи туристских администраций – в предоставлении туристам информации о туристской инфраструктуре, т.е. о транспорте, гостиницах, санаториях, объектах культуры, торговли, спорта, общественного питания. Однако многие вопросы деятельности этих центров еще не решены. Поэтому можно сказать, что органы, осуществляющие государственную поддержку туристской сферы, уже в течение многих лет находятся на стадии становления.

Туристские поездки позволяют  людям знакомиться с культурой  народов различных стран и  регионов. Самобытность, удивительное разнообразие памятников культурного  наследия помогают привлекать в определенный туристский центр туристов, стремящихся расширять горизонт своих знаний, развивать творческий потенциал, обогащать духовный мир, совмещать отдых с познанием жизни, истории и культуры другого народа.

Северо – западный регион, в полной мере обладает объектами культурного туризма. Например, культурно  - археологический туризм, подразумевающий посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях может в данном регионе развиваться уже только на основе посещения уникальных Онежских и Беломорских петроглифов. Их музеефикация, подготовка квалифицированных экскурсоводов, разработка разнообразных маршрутов, создание сувениров и использование мотивов каменных рисунков в одежде, обуви, предметах быта, издание путеводителей и альбомов с комментариями специалистов позволили бы повлиять на общественное мнение, по-иному относиться к их сохранению и продвижению на туристском рынке. Тем более что позитивный опыт создания современного музея и культурного центра уже есть в северной Норвегии, где сравнительно недавно (1973 г.) были обнаружены петроглифы в местечке Альта. Как отмечает Ю.А. Саватеев «… в отдаленную, прежде мало кому известную местность , где проживает всего около 7 тыс. чел., теперь ежегодно приезжает до 60 тыс. туристов». Местное население из ярых противников идеи создания музея превратилось в активных сторонников, оказывающих ему содействие и поддержку. Данный музей обладает современным зданием, где размещаются экспозиция и временные выставки, есть ресторан, гостиница, обустроенные экскурсионные маршруты, подготовленные гиды. Туристы рассматривают петроглифы, передвигаясь по деревянным тротуарам протяженностью 2 км, обозревая окрестности с удобных смотровых площадок. Несмотря на известность этого музея, ему всё же требуются дополнительные источники финансирования: из местного и государственного бюджетов, различных фондов. Такая же поддержка необходима и петроглифам Карелии.

Не менее интересным является культурно – этнографический  туризм, проявляющий интерес к  культуре различных народов и народностей, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, этническому творчеству, языку, фольклору, традициям и обычаям, быту, национальному костюму. Его возможности можно рассмотреть на примере русской деревянной архитектуры, которая широко представлена в Республике Карелия, Архангельской и Новгородской областях, что даёт возможность планировать многодневные тематические маршруты только по этнографическим объектам этих регионов. Например, традиционная крестьянская культура народов Карелии трёх последних столетий широко представлена в музее – заповеднике «Кижи», одном из первых в России историко – архитектурных и этнографических музеев под открытым небом. Собранная здесь коллекция насчитывает 83 постройки, огромное количество орудий труда, посуды, утвари, мебели, икон, печатные и рукописные книги 18-19 вв. и др. Посетители музея знакомятся с крестьянскими домами и культовым зодчеством русских, карельских и вепсских деревень.

В настоящее  время открываются большие перспективы  перед туризмом как инструментом развития российских регионов. Республика Коми не является исключением. Регион может стать популярным туристским центром, так как обладает большим культурным, деловым, природным и промышленным потенциалом и основой формирования новых и возрождения прежних традиций путешествий, базирующихся на национальных, исторических и культурных особенностях региона. Представление о Республике Коми как об отдаленном экзотическом северном крае, сдерживает процесс экономического развития и не даёт в полной мере использование историко-культурного потенциала региона.

Культурно-исторический потенциал Республики Коми, возможно, не так богат, как центральные  районы России, но достаточно интересен  и своеобразен. Он представлен культурно-историческими  комплексами сельских поселений, самые старые из которых существуют с XIV-XV вв., учреждениями культуры и искусства, достаточно большими музейными коллекциями. Кроме того, в республике имеются памятники религиозного характера, представляющие значительную культурную, историческую и архитектурную ценность.

Национальный музей Республики Коми много лет занимается разработкой  и продвижением услуг в области  культурного и познавательного  туризма. В частности, предлагается комплексная модульная услуга «Культурный дилижанс». В нее входят автобусные экскурсии «Город – Храм памяти», «Храмы Усть-Сысольска - Сыктывкара», «Памятники и памятные места Сыктывкара» и др., а также экскурсии в музее, мастер-классы, семейные обряды церемонии в традициях народа коми.

Паломнический туризм является специфическим видом туризма, его, с определенными оговорками, можно считать разновидностью культурного туризма. Главное отличие от других видов туризма заключается в целях поездки – поклонении святыням и духовном самосовершенствовании. Данный вид путешествий не предполагает высокого уровня комфорта, паломники не предъявляют таких требований. Инициатива путешествия исходит от самих верующих. Как правило, люди обращаются в религиозные центры по месту жительства с просьбой помочь совершить паломническую поездку.

В Республике Коми организацией паломнической деятельности занимается  просветительский центр «Паломник-Коми». Центр был создан при Свято-Казанском храме г. Сыктывкара и является структурным подразделением Сыктывкарской и Воркутинской епархии русской православной церкви. Это некоммерческая организация, выполняющая, по существу, функции туроператора, то есть занимается формированием, продвижением и реализацией специфического турпродукта.

Целью создания паломнической  службы была организация паломнических поездок, как по местным маршрутам, так и по святым местам России и за рубежом, которые носят религиозно-просветительский и миссионерский  характер. Сотрудники центра организуют паломнические посещения святых мест  Республики Коми, отправляют паломников за ее пределы, принимают приезжих из др. регионов России. Кроме того, центр предлагает экскурсии религиозно-просветительскую направления для всех желающих, ведет информационно-просветительскую работу с детьми и молодежью. Епархиальный информационно-методический центр занимается выпуском информационных материалов в помощь паломникам.

Разработка маршрутов  начинается с определения замысла  поездки исходя из интересов и просьб верующих. Затем следует отбор партнеров и поставщиков, прежде всего транспортных предприятий, предприятий размещения и питания, а также непосредственно мест посещения. Сотрудники центра обращаются в службы приема паломников в монастырях, решают вопросы доставки, размещения и питания гостей. В комплекс основных услуг входят перевозка, участие в богослужениях и прочих обрядах, экскурсия по территории монастыря, трапезы, выполнение послушаний. Кроме того, возможны раздача освященных предметов, продажа сувениров, литературы, наглядных пособий.

Продвижение турпродукта  носит специфический характер. При использовании обычных средств: реклама, участие в выставках, издание наглядных пособий и каталогов, средств маркетинговых коммуникаций нужно учитывать известные ограничения по религиозным соображениям. Кроме того, предприятие «Паломник-Коми» не может вести активного продвижения в силу ограниченности средств. Однако предприятие использует элементы фирменного стиля, изготавливает и распространяет объявления о поездках, листовки, буклеты, памятки для паломников и другую продукцию. Предприятие имеет электронный адрес и занимается разработкой сайта в Интернете. Основными потребителями услуг являются прихожане храмов Сыктывкара разного возраста, от дошкольников до пенсионеров, часто целые семьи.

Религиозный и  паломнический туризм в Республике Коми связан, прежде всего, с именем известного православного святого, проповедника и просветителя народа коми Стефана Пермского. Проповедник Стефан, стремившийся обратить коми в православие, появился в крае в 1380 г.. Он положил начало с. Усть-Вымь, впоследствии центру Пермской епархии, религиозному, политическому и экономическому центру Коми края. Отсюда началась проповедь христианства в крае. Ст. Пермскому приписывается основание ряда  монастырей на Вычегде и Сысоле, в т. ч. Ульяновского монастыря. По преданию, самим Стефаном была написана икона «Зырянская Троица»,  ныне почитаемая главной святыней Коми края. Ст. Пермский является зачинателем коми языкознания и коми литературного языка.

В настоящее  время, после многих лет забвения, идет восстановление исторической памяти и справедливости по отношению ко многим выдающимся личностям, в том числе и религиозным деятелям. Это, в частности, составляет основу для развития религиозного и паломнического туризма.

Сейчас в  Республике Коми функционирует семь монастырей, на их территории располагаются  памятники, представляющие культурную и религиозную ценность. Одним из наиболее известных является  Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, ныне отреставрированный и возвращенный русской православной церкви. Он примечателен своей историей, своеобразным архитектурным ансамблем, включающим пять действующих церквей, колокольню высотой 64 м, жилые корпуса, др. постройки, окруженные каменной стеной. Монастырь может принять, разместить и накормить одновременно до 30 чел. Паломнические поездки совершаются ежемесячно, кроме того, монастырь регулярно посещают туристы, представители общественных организаций.

Не менее  важными для паломников святынями  являются Ибский Серафимовский, Вотчинский Стефано-Афанасьевский и Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастыри, Усть-Вымский Михаило-Архангельский и Важкурский мужской монастыри.

В с. Усть-Вымь, связанном с именем святого Ст. Пермского, паломники и экскурсанты посещают храмы святого Ст. Пермского и М. Архангела, часовню святых Герасима, Ионы и Питирима, а также святой источник, названный в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». По преданию, вода из источника помогает излечиться от многих недугов. Посещение Михаило-Архангельского монастыря ограничено, но по благословению игумена предоставляется возможность разместиться на ночлег и питаться в трапезной монастыря.

В реализации паломнических  и религиозных поездок сезонность не имеет большого значения, поэтому путешествия совершаются в течение всего года.

Сотрудники  центра «Паломник-Коми» рассчитывают расширять круг паломников за счет приезжих из других регионов России и из-за рубежа. Проведенное исследование с участием студентов Сыктывкарского Государственного университета показало большой интерес паломников из центральной России к местам земной жизни и деятельности святого Ст. Пермского. Нами был разработан и предлагается к внедрению маршрут паломнической поездки «По пути Ст. Пермского» с посещением исторических сел Усть-Вымь, Иб, Ульяново. Программа посещения рассчитана, прежде всего, на верующих, но предусматривает возможность участия в поездке любого желающего. Таким образом, центры религиозного паломничества можно рассматривать как базу для развития культурного туризма в Республике Коми.

Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности