Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа
Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.
В качестве примера можно отметить регулярно проводимый в Польше фестиваль «Захват замка Мальборк», проходивший 24-26.06.2009 г. Данное предприятие является одним из самых масштабных мероприятий под открытым небом, регулярно проходящих в Европе. Оно направлено на то, чтобы ближе познакомить гостей с историей, культурой, обычаями и ремеслами средневековья. В рыцарском лагере можно увидеть, как в средние века готовили еду, шили одежду, узнать, как реставрируется старинное оружие, увидеть, как воины готовились к сражениям и как развлекались. На ярмарке ремесел свои изделия представляют мастера, работающие с янтарем, ювелиры, пекари, специалисты по бортевому пчеловодству (старейшая форма пчеловодства, при которой пчелы живут в дуплах деревьев), кузнецы, оружейники - изготовители огнестрельного оружия и лучники. В рамках праздника проходят конные парады, рукопашные бои и сражения стрелков, парады войск, гонки на драконьих лодках и огненные шоу. Но главным событием стала инсценировка захвата Мальборка. Несколько сот рыцарей выйдут на битву с крестоносцами. Сражение можно было увидеть в течение двух вечеров.
Рассматривая
такое мероприятие как
Во-первых, это привязка к определенным историческим событиям, что предопределяет традиционность проведения и постоянные даты проведения. Исходя из ориентированности именно на туристов, сами даты фиксируются не четко, а приближаются к выходным дням. Традиционно подобные мероприятия проходят с пятницы по воскресенье или с четверга по воскресенье.
Во-вторых, при планировании мероприятия, большое внимание уделяется не только исторической достоверности и удобству для участников (представляющих собой членов военно-исторических клубов со всего мира), но и удобству показа мероприятия зрителям, для чего, строятся трибуны и во время, например, реконструкции битвы, комментатор в микрофон рассказывает о происходящем.
В-третьих, большое внимание уделяется удобству размещения и питания участников, а также организации доставки зрителей, если место проведения мероприятия находится вне основного места проживания туристов. При этом наиболее дорого стоит размещение в отелях, расположенных в самих замках или крепостях. Питание наряду со стандартным, представляемым в отеле, также предлагается и историческое – соответственно реконструируемой эпохе.
В-четвертых, с целью увеличения временных рамок проведения мероприятия, наряду с, собственно реконструкцией сражения, которая длится от 30 минут до нескольких часов, дополнительно проводятся различные показательные выступления, конкурсы для зрителей и просто «жизнь эпохи», когда участники – реконструкторы располагаются лагерями и организуют весь быт, полностью имитируя состояние эпохи. При этом все предметы обихода являются оригинальными и созданными в наше время с учетом технологий реконструированной исторической эпохи.
В-пятых, немалый доход организаторы праздников получают от продажи сувениров туристам.
Таким образом,
мероприятия событийного
В настоящее время все больше регионов целенаправленно занимаются маркетингом своих территорий, формированием своего бренда, которые обуславливают инвестиционную и туристскую привлекательность определенной местности
Основой туристского бренда является любая характеристика, вызывающая у потребителя определенный набор положительных эмоций – уникальный природный объект, историческое событие, миф, легенда. При создании туристского бренда территории важна реанимация старых и создание новых мифов. Это, по мнению Ю. П. Веденина, является необходимым условием эффективности деятельности, направленной на создание уникальности ресурсного потенциала региона, формирование систем новых мест и объектов.
На наш взгляд, Нижегородское Заволжье обладает всеми выше перечисленными характеристиками. Нижегородское Заволжье обширная территория, охватывающая долины рек Унжи, Усты, Керженца и Ветлуги, обладающая богатым природным культурным наследием. Этот край богат легендами, среди которых значительную часть занимают легенды о граде Китеже. Недаром этот лесной край историками предложено называть Китежской Русью.
Нижнее Заволжье очень привлекательно первозданной природой, прекрасными южно-таежными лесами, многочисленными реками и уникальными озерами. Наиболее известными являются озера Светлояр и Нестиар, которые относятся к святыням земли русской.
Озеро Светлояр – уникальный природный объект федерального значения, природная загадка. Несмотря на многочисленные экспедиции, посещавшие его в разные периоды времени, до сих пор не установлено его происхождение. Ценность озера многогранна, оно представляет интерес во многих отношениях. Высокие южные и западные береговые склоны озера, округлая форма, ровная береговая линия, глубина до 30 м. Легенды о его образовании дают основания предполагать карстовое происхождение озера, В. В. Докучаев относил его к провальным озерам, С. С. Станков – к озерам смешанного происхождения. Так же, высказывались мнения о его ледниковом, эоловом происхождении. В последние годы широко осмысляется версия о метеоритном происхождении озера. Озеро необычно по своим гидрохимическим особенностям: его вода отличается исключительной чистотой и прозрачностью.
Когда-то в этих местах было языческое капище, к которому шли древние руссичи молиться главному богу Ярило, в честь которого озеро и получило название Светлый Яр. В период татаро-монгольского нашествия родилась легенда о невидимом граде Китеже, который, не пожелав сдаться врагу, ушел под воду. Звон колоколов вечерних сумерек и по сей день периодически звучит над гладью озера. В течение многих веков к озеру сходились паломники, принадлежавшие разным верам: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы, в настоящее время поклонники Рериха и его учения. Шли на молитву и на великий спор о вере – чья ближе к истине. Экстрасенсы утверждают, что озеро заряжено положительной энергией, которая передается человеку и долго сохраняется.
Озеро Светлояр и покрытый им град Китеж воспеты во множестве легенд и других произведениях художниками, писателями и поэтами, а также в изделиях художественных народных промыслов, в т. ч. хохломской росписи.
Озеро имеет рекреационное значение, ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников.
Близкая по содержанию легенда связана и с озером Нестиар, на берегах которого некогда располагался монастырь, который во времена татарско-монгольского нашествия провалился под землю по просьбам монахов.
Нижегородское Поветлужье богато природными объектами, обязанными своим сохранением народным формам охраны природы. К таким территориям, прежде всего, относятся священные рощи и священные деревья (деревья-патриархи) финно-угорских народов, которые тесно взаимосвязаны с культом языческих богов. На территории Воскресенского района находятся культовые природные объекты: апшатнерская липа (более 200 лет), священная марийская роща, юронгская лиственница (более 300 лет), дуб-патриарх и другие.
Нижегородское Заволжье является центром старообрядчества, которое сконцентрировалось по долине реки Керженец, недаром отсюда пошло название старообрядцев – «кержаки». Практически старообрядчество, начавшись с освоения долины реки Керженец, охватило все Нижегородское Заволжье. Прикерженье слыло опасным и вместе с тем привлекало многих писателей, журналистов стремившихся познать его, среди которых: П.Мельников-Печерский, М. Пришвин, Н. Оглоблин, В. Короленко, Б. Корнилов. Кержаки были умелыми людьми и поэтому в старообрядческих селах Прикерженья родились десятки ремесел. Крестьяне изготовляли посуду, домовую утварь, детские игрушки, шили одежду и обувь.
Город Семенов был признан ложкарной столицей, откуда деревянные ложки отправляли в Сибирь, Персию, Венгрию и на Балканы. Здесь родилась знаменитая золотая хохлома, а в маленькой мастеровой д. Меринове, на Керженце, стали изготовлять куклу-матрешку, ныне известную всему миру.
Ныне г. Семенов получил статус столицы народных промыслов России, где регулярно проводятся фестивали.
Городом мастеров является и самый древний город Нижегородского края – Городец, основанный в 1152 г. князем Ю. Долгоруким. С этим городом связана память об А. Невском, который на пути из золотой орды принял пострижение с именем Алексия в Федоровском монастыре Городца, где и скончался в 1263 г. В XVII в. в стенах монастыря был создан летописный свод «Китежский летописец», свидетельствующий о нашествии Батыя на Русь. С XVII в. г. Городец стал центром деревянного судостроения на р. Волге. Город Городец посещали величайшие властители России Петр I и Екатерина II. Город Городец является вторым центром народных промыслов Заволжья. Здесь развита городецкая роспись, лозоплетение, резьба по дереву, выпечка пряников и золотошвейное искусство. Ежегодно, также как и в г. Семенове, проводится фестиваль народных промыслов и ремесел.
По Заволжью проходила тропа Батыя и дорога Ивана Грозного, по которой двигались русские войска на взятие Казани. Сохранилось множество преданий о разбойниках, которые грабили купцов по рекам и лесным дорогам. Этот край привлекает многочисленных кладоискателей, которые по преданиям устанавливают места разбойничьих кладов.
Природа Нижегородского Заволжья удивительно живописна, великолепные оздоровительные ландшафты, достаточная удаленность от мест – источников загрязнения, имеются достаточные гидроресурсы, есть возможности использования для оздоровления подземных, в т. ч. и минеральных вод.
Все это стимулирует развитие туристско-рекреационного потенциала данного района. Перспективы у него обширные, возможности с точки зрения ресурсного потенциала не ограничены, а спрос со стороны потребителей постоянно возрастающий.
Построение туристского бренда территории, а значит определенной туристской дестинации – процесс последовательный и состоит из определенных этапов: научно-методологическое обеспечение регионального развития, разработка концепции развития, составление программы развития рекреации и туризма региона, а также прогнозирование дальнейшего развития территории. Объединяющим началом всех названных работ должна служить идея, идеология развития территории туристской дестинации нижегородское Заволжье.
К настоящему времени туризм стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте- и газодобывающей. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Мировой опыт подтверждает тот факт, что природно-климатические ресурсы и достопримечательности страны становятся всеобщим благом лишь благодаря туризму. Туризм как доходная отрасль экономики стал оказывать влияние на политику многих государств. Причем это влияние не ограничивается лишь туристкой сферой.
2.3 Зарубежный
опыт решения проблем
На сегодняшний
день понятие формирования привлекательности
туристской дестинации за границей напрямую
связано с понятиями территориа
Имидж территории базируется прежде всего на территориальной индивидуальности. Территориальная индивидуальность включает в себя, с одной стороны, официальные, если можно так выразиться, «опознавательные» характеристики территории – это комплекс визуальных, вербальных и других признаков, по которым люди идентифицируют территорию (место на карте, страновая принадлежность, название, герб, флаг, гимн и т. д.). По сути дела – это своеобразный «паспорт» территории с «фотографией»-картой, с указанием ее «имени»-названия, «пропиской»-местонахождением и т. д.7
Например, Испания
выбрала информативный и
Германия однозначно вызывает ассоциации с качеством и практичностью производимой продукции, педантичностью и профессионализмом работников. Япония – воплощение новых технологий, высочайшего качества продукции, корпоративной преданности и дисциплины работников. Великобритания – образец консерватизма и качественной системы образования.
Огромное значение
в формирования имиджа территории имеют
для зарубежных стран средства массовой
информации. Их роль возрастает в случае
необходимости сознательного
В 2003 г. по заказу правительства России был проведен опрос среди американцев: их попросили назвать 10 вещей, которые ассоциируются у них с Россией. Чаще всего респонденты называли коммунизм, КГБ, снег и мафию. Единственная положительная ассоциация – русское искусство и культура – оказалась последней. Результаты проведенного в августе 2005 г. опроса, посвященного знанию иностранцами российских брендов, оказались еще хуже. Единственные «бренды», которые сумели вспомнить иностранцы, — автомат Калашникова и коктейль Молотова. Кремль убежден, что в искаженном представлении о стране повинны иностранные журналисты, работающие в Москве.
В зависимости от качественных характеристик имидж территории может быть как положительным, так и отрицательным (с самым различным содержанием в том и другом случае). При этом следует помнить, что не может быть абсолютного «минуса» или безусловного «плюса». Речь всегда идет о преобладании положительных или отрицательных характеристик. Так, например, Флоренция в Италии, Дубай в Арабских Эмиратах, Москва в России вызывают преимущественно положительные ассоциации, связанные с ценным историческим прошлым, финансовым благосостоянием, уникальностью архитектуры и т. д. Такой имидж требуется поддерживать и продвигать.
Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности