Проблемы формирования туристской привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_formirovania_turistskoy_privlekatelno.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

В пределах республики насчитывается более 26,7 тыс. рек  суммарной протяженностью около 83 тыс. км (густота речной сети составляет 0,53 км/км2). Преобладают водотоки менее 10 км, и лишь только 30 рек имеют длину более 100 км. Площади бассейнов также не велики, только водосбор 5 рек (Кемь, Выг, Ковда, Водла и Шуя) превышает 10 000 км2. Характерная особенность карельских рек — ступенчатый характер их профиля, обилие порогов и водопадов. Именно эта особенность привлекает в Карелию любителей активного водного туризма. Например, А. Л. Шиловым описано более 40 туристских маршрутов по рекам Карелии. Перспективным является развитие приграничного, а также трансграничного водного туризма, так как некоторые карельские реки берут свое начало в Финляндии и несут свои воды по территории Карелии (реки Оуланкайоки-Оланга, Янисйоки и др.). Уникальной в этом отношении является река Койтайоки, истоки которой находятся на территории Карелии, а основное течение неоднократно пересекает государственную границу России и Финляндии.

Значительным  ресурсом для развития экскурсионного туризма являются водопады карельских рек. На территории Карелии сосредоточено  большое их количество, например, С. В. Григорьевым описано 13 карельских водопадов. Однако многие водопады (например, Гирвас, Пор-порог, Софьянгский и др.) в результате гидроэнергетического освоения рек в настоящее время исчезли, да и сам Кивач потерял былую мощь.

Карелия также  отличается обилием озер — на ее территории насчитывается более 60 тыс. естественных водоемов суммарной площадью около 18 тыс. км2. В границах республики находится половина акватории Ладожского озера и большая часть акватории Онежского озера. Озерность территории составляет 12 % (с учетом карельских частей Ладоги и Онеги достигает 21 %). Основное число составляют озера с площадью менее 1 км2, и лишь 20 водоемов превышают 100 км2. Среди малых озер преобладают водоемы без видимого (поверхностного) стока — лесные и болотные озерки (ламбы).

Озера Карелии  привлекают любителей активного  отдыха, в первую очередь, любителей рыбалки и охоты, а также любителей отдыха у воды. Крупнейшие озера — Ладожское и Онежское, используются также и для водного круизного туризма. Перспективными для использования в лечебно-оздоровительном туризме являются малые сапропелевые озера южной Карелии. С развитием соответствующей инфраструктуры туризма, возможно формирование на территории Карелии полноценных районов приозерного туризма, наподобие туристских районов США, Канады, Швейцарии или Финляндии.

На северо-востоке  территория Республики Карелия омывается  водами Белого моря. Участок береговой  линии моря значительный по протяженности, от северной границы республики и примерно до г. Кемь он называется Карельским берегом, а далее на юг — Поморским берегом. Белое море  уникальный в природном отношении водоем, но его также отличает и «политическая» уникальность. Только оно, благодаря своим относительно небольшим размерам и удобному физико-географическому положению, не имеет нейтральных вод и не омывает берега других государств и является единственным морем, полностью принадлежащим России. Белое море — колоссальный ресурс для развития водного и других видов туризма. На его прибрежных и островных территориях сосредоточены многочисленные туристские объекты, его акватория важна с транспортной точки зрения, а также с точки зрения развития вспомогательных по отношению к туризму видов деятельности (развитие марикультуры, рыболовства и др.).

Также перспективными для использования в туризме являются подземные воды Карелии, которые представлены как водами рыхлых отложений четвертичного времени, так и водами зон трещиноватости кристаллических пород более древнего возраста. Грунтовые воды, как правило, ультрапресные, но с глубиной наблюдается повышение содержания в подземных водах растворенных солей. К примеру, артезианские воды могут отличаться повышенной минерализацией — до 3 – 4 г/л и более. В настоящее время в Карелии разведано 16 месторождений подземных вод с общим запасом 36,1 тыс. м3/сут., прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются чуть более 820 тыс. м3/сут., в т. ч. 6,18 тыс. м3/сут. минеральных вод.

Таким образом, Республика Карелия обладает колоссальными  водными рекреационными ресурсами. Основу их составляют многочисленные реки и озера, побережье Белого моря, а также значительные запасы подземных вод. Однако даже поверхностный анализ указывает на то, что в настоящее время используется лишь малая часть их рекреационного потенциала. Среди предложений карельских туроператоров, как правило, доминируют сплавы по рекам Шуя, Пистайоки, Чирко-Кемь и Охта, рыбалка на озерах Сямозеро, Мунозеро, Янисъярви и Пяозеро, а также маршруты по северным шхерным районам Ладожского озера. Всероссийской известностью и популярностью пользуется только водопад Кивач. В бальнеологической практике используется лишь месторождение лечебных минеральных подземных вод «Марциальные воды» и лечебные грязи оз. Габозера. Безусловно, основным сдерживающим фактором освоения природных рекреационных ресурсов Карелии, в том числе и водных ресурсов, является слабое развитие инфраструктуры и, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. Но при этом следует отметить, что значительным сдерживающим фактором также является слабая изученность водных объектов с точки зрения их рекреационных возможностей. Поэтому, безусловно, необходимо проведение научно-исследовательских работ по выявлению и оценке рекреационного потенциала водных объектов Республики Карелия.

В современных  условиях развитие туризма как сферы бизнеса в Республике Карелия является одни из приоритетных направлений социально – экономического развития региона. В этой связи определение эффективности функционирования туристского бизнеса в регионе является достаточно актуальным.

Следует подчеркнуть, что категория «эффективности» всегда являлась определяющей характеристикой успешности хозяйственной деятельности, актуальность которой в современных условиях не утратила своей значимости. В самом общем виде эффективность выражается через соотношение результата (эффекта), полученного в процессе деятельности, и затрат, связанных с достижением этого результата. Соотношение данных показателей определяет меры эффективности: чем больше превышение результатов над затратами, тем выше эффективность. Разница, называемая эффектом, характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами.

Для характеристики эффективности развития туризма  как сферы бизнеса возможно использование показателей бюджетного, экономического и социального эффектов. Эффект от функционирования туристского бизнеса можно рассматривать в двух аспектах: производственном; потребительском.

В настоящее  время проблема оценки эффективности (эффекта) функционирования туристского  сектора экономики является недостаточно изученной. Оценка получаемого эффекта от функционирования туристского бизнеса может быть построена на основе изучения показателей, предоставляемых Территориальным управлением федеральной службы по статистике Республики Карелия и расчёта прогнозных показателей в сфере туризма на период до 2020 г.

Экономическая эффективность развития туризма  может быть охарактеризована системой экономических показателей, которые  отражают количественный объём реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объём туристского  потока;

- величина туристских расходов;

- состояние  и развитие материально – технической  базы туризма;

- показатели  финансово – экономической деятельности.

Учитывая, что  туризм в Республике Карелия стал самостоятельно формироваться как  сектор региональной экономики лишь в 90 гг. 20 в., в настоящее время в регионе осуществляется накопление статистической базы данных в данной сфере. Однако, исследования развития туристского бизнеса в регионе за исследуемый период (2000-2008гг) позволяют выявить высокие и устойчивые темпы роста основных показателей развития туризма, его преобразование в высокоэффективную динамично развивающуюся сферу бизнеса.

Основная часть  предполагаемых к реализации инвестиционных проектов предполагает строительство  туристкой, транспортной, инженерной и вспомогательной инфраструктуры, направленных на формирование полноценных туристско – рекреационных  комплексов. Большая часть проектов по развитию инфраструктуры туризма являются крупными инвестиционными проектами, связанными со строительством современных средств размещения туристов в городах и муниципальных районах республики. За последние 3-4 года реализовано и находятся в стадии реализации следующие проекты:

- Строительство гостиничного комплекса «Онего Палас» в Петрозаводске, 600 млн. руб;

- Строительство гостиницы (200 мест) в г. Сортавала, 300 млн. руб;

- Строительство многофункционального гостиничного комплекса «Онего – Холидей» (214 мест) в Прионежском муниципальном районе, 300 млн. руб;

- Реконструкция туркомплекса «Карелия» и санатория «Кивач» - турхолдинг «Карелия», общая стоимость проекта – 170 млн. руб. (г. Петрозаводск);

- Строительство гостиницы (130 мест) в районе Закаменской набережной в г. Петрозаводске, 150 млн. руб;

- Ввод в действие 4 очереди (до 80 мест) загородного гостиничного комплекса «Деревня Александровка» на берег озера Пертозеро Кондопожского муниципльного района, объём инвестиций 42 млн. руб;

Таким образом, туризм в Республике Карелия является одной из динамично развивающихся, высокодоходных сфер экономической  деятельности, способной стать ускорителем социально – экономических процессов в регионе.6

Наиболее частая ошибка менеджмента турфирмы – отсутствие систематической работы по позиционированию фирмы и/или её турпродуктов. Независимо от того, занимается ли туристская фирма регулярном маркетингом, или руководство фирмы не имеет вообще никакого представления о сущности маркетинга, если предприятие существует на рынке уже несколько лет, наверняка у покупателей уже сложилось о ней определенное представление. Имидж турфирмы, составная часть позиционирования, часто играет определяющую роль в решении туристов иметь или не иметь дело с данной турфирмой. Позиция фирмы, товара или услуги – это, по сути, представление о них у ваших потенциальных клиентов. Ваша позиция – это ваше окно в мир, а не только доля на рынке потребителей.

По мнению ряда специалистов, позиционирование фирмы  складывается в результате синтеза  образа фирмы и её уникального  торгового предложения. Позиционирование – определение места, которое  занимает фирма со своими товарами на соответствующем рынке среди конкурентов. Это создание в сознании потребителей определенного образа (имиджа) товара или фирмы, целенаправленное формирование специфического представления у потребителей о товаре или самой фирме на рынке в сравнении с товарами /фирмами конкурентами с помощью различных инструментов маркетинга. Позиция вашей фирмы – это способ видения клиентами вашего бизнеса, это их ощущения при покупке ваших товаров или услуг.

От того, как  турфирма позиционируется на рынке, во многом зависит и её рыночный успех. В теории стратегического маркетинга позиционирование рассматривается как главная маркетинговая стратегия фирмы. Однако, несмотря на важность этого вопроса, в практике туристских фирм чаще встречается стихийное позиционирование турфирмы или её турпродуктов – по принципу как получится. Если фирма занимается производством и продажей услуг, то есть, в том случае, когда качество неосязаемого товара, как, например, тура, можно определить только после его потребления, позиционирование фирмы облегчает покупателям выбор производителя услуг, а производителю позволяет отличиться от конкурентов.

В туристской отрасли  особое значение имеет также позиционирование места – позиционирование страны, региона в сознании её покупателей. Например, сегодня Россия, по мнению большинства иностранцев, страна опасная для туристов. Но Карелия, прежде всего для туристов, - регион лесов, озер и уникальной российской истории. Поэтому сила позиционирования в том, что оно показывает потенциальным клиентам, чем вышеназванное предприятие отличается от всех остальных того же профиля и того же месторасположения (дестинации).

Главными принципами позиционирования являются:

- позиция фирмы  должна быть простой и выразительной  то есть иметь яркий запоминающийся  образ, это поможет сконцентрироваться на конкурентных преимуществах предприятия;

- все составляющие  вашего бизнес – процесса, и  особенно завершающий с обратной  связью способ контактирования  с клиентами, должны последовательно  выражать выбранную позицию;

- придерживаться выбранной позиции следует в течение длительного времени как минимум в рамках одного экономического цикла 7 – 10 лет.

Основные этапы  позиционирования включают:

    1. Определение наиболее важных характеристик продукции, согласно которым и осуществляется потребительский выбор.
    2. Сравнительный анализ с продукцией конкурентов:

- учёт мнения потребителей через систему личных продаж;

- собственное  маркетинговое исследование путём  формирования рыночного досье  фирмы;

- независимая  экспертиза через внешний контролинг и добровольную сертификацию туристского продукта по международным стандартам управления качеством;

3. Внесение изменений в маркетинговую политику фирмы путём бизнес – планирования инновационного цикла.

Позиция турфирмы включает три обязательных элемента:

 - польза клиента: эмоциональная причина для покупки данного товара именно в вашей фирме;

- целевой рынок:  ваши наиболее выгодные потенциальные  покупатели;

- конкуренты: все  производители аналогичных товаров  и услуг, а также комплиментарных  товаров и субститутов, кто хочет «перехватить» целевой рынок.

Если вы сумеете  описать, каковы для вашей фирмы  эти три элемента, можете смело  приступать к составлению схемы  позиции – позиционированию своей  фирмы, товара, услуг.

Позиционирование  нового товара в умах покупателей или репозиционирование существующего на рынке товара включает ряд шагов:

Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности