Продукция некоторой фирмы пользуется большим спросом. Это дает возможность руководству рассматривать проект увеличения производительно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: в настоящее время туризм, является одной из ведущих отраслей мировой экономики (по своей значимости он уступает только нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению). Если принять во внимание огромную территорию нашей страны с ее богатейшими природными ресурсами, уникальными и историческими памятниками, самобытными национальными традициями, то ее столь незначительная доля в международном туризме не может не удивлять.
Правительство РФ прилагает определенные усилия для продвижения этой отрасли. Большое внимание в последние годы уделяется обсуждению вопросов, связанных с разработкой Концепции развития туризма в России, а также проектом закона «Дополнения и изменения к закону «Об основах туристической деятельности в РФ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………11
1.1. Определение и сущность туристских ресурсов…………………………..11
1.2. Туристские ресурсы – основа формирования турпродукта……………..20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….25
2.1. Общие сведения о Новгородской области……………………………….25
2.2. Достопримечательности Новгородской области………………………...31
2.3. Музеи………………………………………………………………………..35
2.4. Гостиницы и транспортная система Великого Новгорода………………38
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….41
3.1. Управление туризмом в Новгородской области и формирование турпродуктов …………………………………………………………………….41
3.2. Разработка туристского маршрута «Колыбель русской земли»…………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

          Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта и его предложения. Если говорить в общем, то туристскими ресурсами считается все то, что можно использовать в конкретном районе для организации туристской деятель­ности и привлечения туристов.

           Если рассматривать туризм как вид рекреации, а туристские ресурсы – с точки зрения рекреационной деятельности, то в этом случае понятие «туристский ресурс» отождествляется с понятием « рекреационным ресурсом следует понимать сочетание компонентов природы, социально- экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условие удовлетворения рекреационных потребностей человека.

          Подходы к классификации туристских ресурсов:

          Существует несколько подходов к классификации туристских ресурсов. Наиболее распространенными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М.Труаси и французским экономистом П.Дефером.

           В основе классификации Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. Труаси  выделяет следующие три группы туристских ресурсов.

    1. Природные туристские ресурсы, определяемые как « потенциальный туристский капитал», к которым относятся климат, воздух, пейзаж, моря, озера, реки, горы, леса и пр. Иными словами, данные туристские ресурсы можно определить как природные – климатические. Особенностью природных ресурсов является то, что они не восстанавливаются по мере потребления или восстанавливаются десятилетиями либо даже столетиями, например леса.

    2.Туристские ресурсы, созданные трудом человека, т.е. архитектурные сооружения, памятники, произведения искусства и пр. Это объекты показа или экскурсий.

    3. «Дополнительные» туристские ресурсы, созданные трудом человека для оказания услуг и охватывающие инфраструктуру района и все предприятия по приему и обслуживанию туристов. Такие ресурсы можно назвать еще экономическими удобствами путешествия и оценить таким образом уровень развитости сферы услуг для приема и обслуживания туристов.

                 В отличие от Труаси Дефер не относит к туристским ресурсам предприятия по приему и обслуживанию туристов. С его мнение согласны российские ученые доцент М.Э.Немоляеав и профессор Л.Ф. Ходорков, проработавшие много лет в сфере иностранного туризма. Они полагают, что предприятия по приему и обслуживанию туристов нельзя относить к туристским ресурсам, так как « эти предприятия позволяют использовать туристские ресурсы, но сами по себе не могут служить целью туристского путешествия».

                В настоящее время целесообразно говорить об учете «дополнительных» туристских ресурсов, составляющих инфраструктуру того или иного района. Например, в некоторых европейских странах по­лучают все большее распространение специальные гастрономические туры. Цель таких путешествий — посещение определенных ресторанов и зна­комство с кухней той или иной страны. Так, известны и пользуются боль­шим спросом гастрономические туры но отдельным областям Испании. На весь мир славится знаменитый Октоберфест — праздник пива в Мюн­хене. Цель такой поездки — посещение пивных с их особенной атмосфе­рой веселого праздника и конечно же дегустация пива.

                Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром, фитом, литом и антропом. Каждая группа имеет определенные эле­менты.

               Гидром — туристские ресурсы, в состав которых входит вода. Эле­менты этой группы таковы: озера, реки, морские побережья, снежные рав­нины и ледники, источники минеральных вод, гидроэлектростанции, водопады, т.е. все стоячие и проточные воды. Например, знаменитый Ниагарский водопад, озера в Австрии, реки Рейн или Амазонка, пляжи в Испании или Лазурный берег во Франции.

               Фитом — природные туристские ресурсы, в состав которых входит земля. Элементы фитома могут быть двух типов: созданные самой приро­дой (леса, горы, скалы, вулканы, красивые панорамы) и те, которые явля­ются результатом человеческого труда (национальные парки, сады). На­пример: прекрасные и загадочные норвежские фьорды; Венский лес в Австрии и Черный лес в Германии; сад во дворце Альгамбра в Гренаде в Испании или мыс Рока в Португалии; парк в Версале во Франции или национальные парки в некоторых африканских странах.

              Литом — все то, что создано трудом человека и вызывает интерес туристов либо само по себе, либо благодаря своему назначению. К эле­ментам литома следует относить как памятники архитектуры и прошлых цивилизаций, так и простые жилища, характеризующие жизнь и быт лю­дей, например этнографические деревни или музеи под открытым небом. К литому относятся современные постройки: мосты, аэропорты, прави­тельственные здания, спортивные сооружения, университеты, дворцы кон­грессов, современные деловые или жилые кварталы, аквариумы, морские                 обсерватории и т.д. Например, столица Чехии — Прага — может быть полностью отнесена к литому, такое количество памятников архитектуры сосредоточено в этом городе; сингапурский аэропорт — один из наиболее современных и совершенных аэропортов в мире; знаменитый мост через Темзу или Тауэр в Лондоне; деловой район Дефанс или Центр Помпиду в Париже; аквариум в Барселоне или знаменитые дома либо другие архитектурные сооружения великого архитектора Антонио Гауди в той же Барселоне, вершиной творчества которого явился Собор Святого Семейства; морская обсерватория в Эйлате, в Израиле.

               Израиль, Египет, Ливан, Иордания — это страны, которые необыкно­венно богаты туристскими ресурсами, которые можно отнести к литому.

              Антропом — туристские ресурсы, включающие все виды человече­ской деятельности, которые могут вызвать интерес туристов, независимо от окружающей обстановки. К элементам антропома относятся: сам чело­век, его жизнь, его нравы и обычаи; старинные виды человеческой дея­тельности, которые исчезают или могут исчезнуть, такие, как народные промыслы, национальные народные праздники, фольклор, национальные костюмы и национальная музыка. Вместе с тем к антропому можно отне­сти промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также учеб­ные заведения и социально-бытовые объекты. Например: знаменитый пе­сенный праздник в Эстонии; виноградники в провинциях Шампань или Коньяк во Франции; кипрские деревни, где плетут великолепные круже­ва, или известные мадейрские гобелены; в знаменитых мюнхенских пив­ных выступают фольклорные ансамбли; весь мир знает о карнавале в Рио-де-Жанейро или Венецианском карнавале, празднике цветов в Ницце и об испанской корриде.

                Если мы будем следовать классификации Дефера, то получим, что элементы туристских ресурсов могут быть взаимосвязаны, т.е. один и тот же элемент туристских ресурсов может одновременно относиться к не­скольким группам. Например, изумительной красоты гора Монсеррат, от­носящаяся к фитому, неизменно вызывает интерес туристов как вид рели­гиозной, духовной, архитектурной человеческой деятельности — там находится монастырь Монсеррат. Собор Святого Петра в Ватикане вызы­вает интерес как архитектурное сооружение (литом) и проводимыми в нем службами (антропом). На каринтийских озерах в Австрии туристы любят кататься на пароходах, сооруженных 100 лет назад (антропом), но основа таких путешествий — вода, поэтому их можно отнести к гидрому. Вместе с тем, путешествуя на пароходе, туристы любуются красивыми старинны­ми замками и костелами (литом) (рис. 1).

                                         Рис. 1.Взаимосвязь туристских ресурсов

 

           По характеру использования туристские ресурсы можно подразделить на непосредственные и косвенные.

            К непосредственным ресурсам следует отнести природные и историко-культурные ресурсы, используемые непосредственно самими туристами.

            К косвенным ресурсам относятся привлекаемые для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов социально-экономические ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, информационные.

            Таким образом, весь комплекс туристских ресурсов подразделяется на природно-климатические, культурно-исторические и социально-экономические ресурсы, к которым можно отнести, например, экономические удобства путешествия.

          Характеристика природных ресурсов:

           Природные ресурсы, как и географические, изначально служили ос­новой для развития туризма. Природные ресурсы имеют многочисленные функции; одной из важнейших является возможность их использования в качестве средства восстановления физических и духовных сил челове­ка. Природные туристские ресурсы следует рассматривать как ресурсы, которые активно используются для сохранения или поддержания здоро­вья индивидуума. К ним можно отнести как отдельные компоненты при­роды, так и природный комплекс в целом.

            Природные ресурсы имеют классификацию, в основе которой лежит двойственный характер данной категории, который, с одной стороны, свя­зан с их природным происхождением, с другой стороны, отражается в их экономическом значении для туризма.

           Выделяют следующие группы природных ресурсов.

     1. По происхождению:

                — физические, к которым относятся компоненты неживой природы (геологические, климатические, гидрологические, термальные ресурсы);

               — биологические — живая природа (почвенные ресурсы, флора, фа­уна);

               — энергоинформационные, которые представляют собой специфи­ческие поля ноосферной природы, служащие факторами притягательно­сти в качестве местности или ландшафта. Этот тип ресурсов является ба­зой для развития таких видов туризма, как культурный, сенсетивный и религиозный.

      2. По видам рекреационного использования:

              — минеральные воды;

              — грязи;

              — ванны;

              — солярии;

              — леса.

      3. По скорости исчерпания ресурсов:

              — исчерпаемые природные ресурсы, т.е. те, количество которых не­уклонно уменьшается по мере добычи или изъятия из природной среды. Они в свою очередь делятся на возобновляемые (чистый отдых, пресная вода, плодородная почва, растительность, животный мир) и невозобнов­ляемые (минеральные). Они могут быть истощены, поскольку не воспол­няются в результате природных процессов, а также потому, что их запасы восполняются медленнее, чем происходит потребление. К ним можно от­нести грязи, минеральные воды и т.п.;

             - неисчерпаемые (неистощимые) природные ресурсы, к которым относится часть природных ресурсов (солнечная энергия, ветер, морские приливы, текущая вода).

       4. По возможности самовосстановления и культивирования:

           — восстанавливаемые ресурсы, к которым можно отнести лес, хотя период его восстановления весьма долог,— 50 лет;

          — невосстанавливаемые ресурсы, такие, как необратимые климати­ческие изменения.

               Особо выделяют природные лечебные ресурсы — рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения страны или региона, а также туристов.

               Культурно-исторические ресурсы:

               Культурно-исторические ресурсы представляют собой совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития данной территории и являющихся объектами ту­ристского интереса. В каждой стране туры разрабатываются в соответ­ствии с практикой показа тех или иных достопримечательностей.

                Влияние туризма на сохранность исторических и архитектурных со­оружений и памятников огромно и зачастую негативно. Много лет в Ита­лии была закрыта для посещения туристами Пизанская башня, в Риме су­ществует угроза разрушения Сената, ограничено число туристских посещений Ватикана. Египетские пирамиды, многое памятники средних веков находят­ся перед угрозой разрушения из-за выхлопных газов. Большое число турист­ских посещений может даже вызвать появление плесени и грибка и приве­сти к закрытию объекта показа.

                 В последние годы наблюдаются активные выступления защитников окружающей среды, поэтому между ними и производителями туристских услуг сложились взаимоотношения трех типов.

                1. Относительная независимость. Сторонники разных позиций ува­жают противоположное мнение и при этом сохраняют изоляцию и стре­мятся к минимальному числу контактов. Такие взаимоотношения неха­рактерны для массового туризма.

               2. Симбиоз (взаимная поддержка). Проявляется как разумное и конт­ролируемое использование природных ресурсов, Природные зоны, архео­логические зоны и исторические памятники сохраняются и поддержива­ются.

Сохранение и поддержание с точки зрения туризма может выражать­ся в следующих формах:

                 —  стимулирование восстановления существующих исторических мест, зданий и памятников;

                 — стимулирование трансформации старых зданий и пространств в со­вершенно новые с новыми туристскими возможностями;

                 — активизация сохранения природных ресурсов;

                 — повышение ответственности за управление и административный контроль, улучшающий качество окружающей среды и позволяющий удов­летворять в большей степени потребности туристов.

               3. Конфликт, если туризм разрушает окружающую среду. Разруша­ющая активность туристов проявляется либо в полном истреблении тури­стских ресурсов, либо в постоянном воздействии на социокультурную систему, что может выражаться в изменении ценностных систем, мораль­ных законов, общего стиля жизни и уровня безопасности.

Информация о работе Продукция некоторой фирмы пользуется большим спросом. Это дает возможность руководству рассматривать проект увеличения производительно