Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач-обоазец.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учереждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Филиал АлтГУ в г. Славгороде

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Курсовая на тему:

«Развитие музейного туризма  в Сибири»

 

Выполнила студентка 

2-го курса 87 группы 

Казантаева В.В.  

_________________

Проверил к.г.н,доцент 

Праздникова Н.Н.

_________________

Работа защищена

_________2010 г.

Оценка_________

 

Славгород 2010

 

РЕФЕРАТ

Тема моей курсовой –  «Развитие музейного туризма  в Сибири».

Цель дисциплины - ознакомление студентов с методами изучения памятников культуры.

     Музейный предмет  – памятник материальной или  духовной культуры, объекты природы,  объективные закономерности, относящиеся  к процессам накопления, сохранения  традиций и эмоций посредством  музейных объектов, к процессам  возникновения, развития и общественного  функционирования музея.

Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская  деятельность.    

Методы исследования. Музейное дело нашей страны переживает кризис, причины которого обычно видят в  сложном экономическом положении, недостаточном финансировании учреждений культуры, в тяжелом материальном положении потенциальных посетителей  музеев и т.п. Влияние этих условий  можно признать значительным, но как  тогда объяснить, что в то же самое  время при отсутствии средств продолжают создаваться новые музеи, в том числе и в глубокой провинции. Значит, существуют и другие факторы, влияющие на создание, существование и исчезновение музеев и, шире, - на различные формы музейной деятельности, которая не ограничивается рамками музеев, как государственных институтов. И в этой ситуации особый интерес представляет обращение к историческому опыту, изучение закономерностей жизни музеев, музейного отношения к миру, музейной деятельности.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4

  1. МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
    1. Понятие «музей»………………………………………………….5
    2. История формирования региональных музеев Сибири……..5
    3. Музейный предмет и его свойства…………………………….10
    4. Социальные функции музея……………………………………11
    5. Музейная коммуникация………………………………………..12
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
    1. Музеи и их классификация………………………………………..…..15
  3. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
    1. История музеев Алтайского края……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Музеи занимают определенное место среди социокультурных  институтов сегодняшнего общества, которое  живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора  развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются  и представляются в своеобразной форме предметное и природное  окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения  информации.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания  непрерывности и преемственности  культуры.

Сегодняшнее музееведение ввиду  появления перед ним новых  усложняющихся задач вынуждено  в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку  оно представляет собой оптимальную  модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его  противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация  музеев, «технизация» их деятельности.

Использовать повышение  интереса общества к предметно реализованным  в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового  опыта коллекционирования и музейной работы.

Это допустимо только при  наличии построенного по проблемно-хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музееведения и туризма.

 

 

    1. ГЛАВА  МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    1. Понятие «музей»

Понятие «музей» появилось  в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч  лет назад, но в современную эпоху  его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху средневековья когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Второю жизнь подарила ему эпоха возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем сначала начали называть коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине 16 века термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Появлению нового аспекта  в своей трактовке музей обязан эпохи просвещения с ее акцентами  на равенстве образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний.

1.2 История формирования  региональных музеев в Западной     Сибири

Появление музеев в Западной Сибири было обусловлено экономическими, общественно-политическими и культурными  потребностями региона. Музеи здесь  создавались при местных городских  самоуправлениях и при научных  организациях: отделах императорского Русского географического общества, статистических комитетах, любительских исследовательских обществах, учебных заведениях [1.c.45-55].

При городских самоуправлениях  были созданы музеи: Барнаульский горный (1823); Сибирский областной научно-художественный в Томске (1911); Горно-Алтайский национальный (1918); Ханты-Мансийский окружной краеведческий (1932); Курганский областной краеведческий (1951); при отделах РГО – Омский (1878); при реальном училище – Тюменский; при университете –Томский (1882); при любительском обществе исследования Алтая – Барнаульский районный (1891 г.).Судьба их складывалась по-разному. Она всецело зависела от того, в каких взаимоотношениях находились группы инициаторов их создания и власть; организаторских способностей, интеллектуального потенциала инициаторов; поддержки их другими гражданами и заинтересованности в этом самой власти.

Первый музей в Западной Сибири появился в начале XIX века. Это  был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К.Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края [2, с.34-42.]. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула [3, с. 9-10].

В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел  Императорского Русского географического  общества (ЗСО ИРГО), при котором  создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи  Сибири, Центральной Азии и Алтая  Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также за счет добровольных поступлений от граждан. В течение многих лет проблема помещения для музея была актуальной [4,с. 27-29.].

При Тюменском Александровском  реальном училище, построенном на средства купца П.И. Подаруева, в 1879 г. был создан музей, Созидательному процессу его развития содействовал широкий круг местной интеллигенции, купцов, видных общественных деятелей. Особый вклад в создание музейного фонда внесли И.Я. Словцов (1844-1907) директор училища, Н.М. Чукмалдин (1836-1901) – купец и меценат, который приобрел для города коллекцию И.Я. Словцова и сам собрал немало редких вещей .

Небольшой музей открылся и при Томском университете. Его  основал будущий попечитель Западно-Сибирского учебного округа и строитель Сибирского университета профессор В.М. Флоринский. Томская городская дума сформировала специальную исполнительную комиссию для устройства музея. Предприниматель  М.К.Сидоров преподнёс в дар музею первую крупную археологическая коллекцию «тобольских древностей художника С.К. Знаменского». Датой основания стало 6 декабря 1882 г. – день празднования 300-летия присоединения Сибири к России.

Музейные собрания по археологии, этнографии, истории, нумизматике, бонистике, фалеристике, медалистике, разделам изобразительных искусств и документальных источников до начала 1920-х гг. формировались из частных пожертвований представителей самых разных слоев населения Сибири и европейской части России, коллекций расформированных музеев Сибири и отдельных приобретений университета.

В 1910-х – 1940-х гг. создаются  губернские и окружные краеведческие  музеи в Томске (1911 г.), в с.Улалле (ныне – Горно-Алтайск) (1918 г.), в Новониколаевске (1920 г.), в Ханты-Мансийске (1932 г.), в Кургане (1920 г.).

По настоянию интеллигенции  Томска городские власти в 1911 г. принимают  решение об открытии Областного Сибирского научно-художественного музея им. Александра II и определяют место  под строительство музейного  здания. Однако военные и революционные  события 1914-1919 гг. прервали осуществление  задуманного. Только 14.02.1920 г. на территории усадьбы золотопромышленника И. Д. Асташева был создан «Музей старины  и революции», первая экспозиция которого открылась 18.03.1922 г. , а в октябре 1922 г. музей получил наименование «Томский краевой музей». Формирование музейных коллекций происходило за счет комплексного этнолингвистического и археологического изучения коренного населения Западной Сибири.

Горно-Алтайский музей  свою историю ведет с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И.Чорос-Гуркина у известной династии сибирских краеведов, отца и сына Гуляевых, уникальных палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Из-за того, что он не имел постоянного помещения, его коллекциям приходилось кочевать по сёлам: Улалу, Чемал, Кызыл-Озек. В результате частых переездов были потеряны многие экспонаты и описи предметов. И только 7.12.1926 г. специальным постановлением Ойротского облисполкома музею было предоставлено каменное здания на Базарной площади – дома-магазин купца Д. Тобокова, в котором располагался Союз охотников [9, с. 13-24].

Музей в Новониколаевске (ныне – Новосибирск) был образован  в 1920 г. как музей Мироведения. В  марте 1920 музейная секция устраивает первую выставку по мироведению в городском  торговом корпусе «О происхождению жизни на Земле», «О Вселенной». В августе она, став самостоятельным учреждением, открывает первую экспозицию, в состав которой вошло два раздела: астрономический и геологический. В 1920-е был собран богатейший этнографический материал по русским старожилам и коренным народам Сибири, в том числе уникальная шаманская коллекция, сформирована библиотека и естественно-научная коллекция, украшение которой – полный скелет самки мамонта, найденный на территории Новосибирской области в 1939 г. Название и тематика музея неоднократно менялись, с 1937 года он имеет современное название – Новосибирский областной краеведческий музей.

Кемеровский областной краеведческий  музей открылся 6 октября 1929 г. Он разместился  в правом крыле на третьем этаже  Дворца труда. Все собранные материалы  для показа были объединены в несколько  отделов: геологический, производственный, антирелигиозный, сельскохозяйственный и другие. Но представить эти коллекции  одновременно не было никакой возможности, так как музей с самого начала не располагал достаточным помещением.

8 ноября 1929 г. пожар уничтожил  многие экспонаты и документацию  к ним. Потери были восполнены  сборами материалов городскими  организациями и предприятиями,  а также помощью сибирских  музеев. Но в годы войны вновь  почти все экспонаты были либо  утеряны, либо погибли от плохого  хранения, так как музею пришлось  переехать семь раз в другие  места, потому что во Дворце труда были размещены эвакуированные предприятия.

В 1943 г. музей приказом отдела при НКП РСФСР получил статус областного и был переподчинён Кемеровскому областному отделу народного образования.

Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей был основан  постановлением Президиума Уральского облисполкома от 9 июля 1932 г. Но работа по организации музея началась только в 1934 году. Непосредственное участие  в создании музея принимало Общество изучения местного края. До 1936 г. музей  не имел помещения. Выставки проводились  к юбилейным и знаменательным датам страны и округа в кинотеатре и Доме туземца Остяко-Вогульска. 4 ноября 1936 года музей впервые открылся для посетителей в здании временного барака. Экспозиция состояла из восьми разделов, характеризующих политическую историю, природные богатства и экономику округа, старый и новый быт коренных народов [12, с. 53-57].

В Кургане в 1920 г. один из школьных музеев был реорганизован  в музей местного края. С 1924 г. начал  действовать окружной музей при  центральной городской библиотеке, но в 1936 г. он сгорел. И только в июне 1943 г. было принято решение о создании Курганского областного краеведческого музея. В декабре 1949 г. музей получил  здание церкви Святого Александра Невского и переселился туда. В 1951 г. была открыта  первая экспозиция.

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири