Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач-обоазец.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Таким образом региональные краеведческие музеи развивались на основе ранее существующих музеев. Их деятельность направлена на сохранение и приумножение историко – культурного наследия Западной Сибири.

1.3 Музейный предмет  и его свойство

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930 гг. ввел в отечественный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследованиях зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера, А.М. Разгона музейный предмет стал и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих  чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует не мало объектов и предметов, которые  обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и  в силу этого имеют значимость для использования в музее.их принято называть предметами музейного значения.  Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных, операций в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому исследованию.

Сначала предмет музейного  назначения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той  части природной или социальной среды, где находитс, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного назначения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.           [5, c. 22-35].

1.4 Социальные функции музея

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала  возможной лишь на определенном этаперазвития музееведения. В россии впервые эту проблему поставил в ряде своих работ в конце 1960-х –в начале 1970гг.  А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович,  Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих  традиционно выделяют две исторически  сложившиеся функции , определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов  различных фактов, событий, процессов  и явлений, происходивших в обществе и в природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей  выявляет и отбирает объекты природы  и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и  символом конкретного события и  явления. Это присущее музейному  предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается в  процессе комплектования музейных фондов, их хранение и изучение.

Функция образования и  воспитания основывается на информативных  и экспрессивных свойствах музейного  предмета. Она обоснована познавательными  и культурными запросами общества и осуществляется в различных  формах экспозиционной и культурно- образовательной работы музеев [6, c. 78-89].

1.5 Музейная коммуникация.

Коммуникация – это  передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями – такой смысловой  ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает по средствам какого либо носителя; в его качестве могут выступать, материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации- наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает. Понимание как сущность коммуникации предполагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство и сходство уровней социального развития. Но возможна и коммуникация далеких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможна как реконструкция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.

В начале 20 века появился термин «социальная коммуникация», а после  второй мировой войны возникли философские  концепции развития общества, рассматривающие  социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.

Понятие «музейная коммуникация»  ввел научный оборот в 1968г. Канадский  музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителей с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой –способность посетителя понимать «язык вещей».

Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений  по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями - экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники, которые профессионально владеют языком визуально – пространственно коммуникации. Во-вторых, экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия [10, c. 37-40].

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические  отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музейной теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследовали предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала настоятельно ощущаться потребность в теории, позволяющей обьяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направлять их в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведение помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространения в других областях знания. В 1980 гг.происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась на ряду и в полемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности.

Постепенно в музееведение сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника  процесса коммуникации, собеседника  и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как  это имело место в рамках традиционного  подхода.

 

 

 

 

 

 

2.ГЛАВА  КЛАССИФИКАЦИЯ  МУЗЕЕВ

2.1 Музеи и  их классификация

Классификация музеев –  это их группировка по признакам, существенным для организации и  развития музейной сети и для осуществления  музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация  по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В  соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные исследовательские музеи в Приморском крае – Музей биологии моря Института биологии моря ДВО РАН, Геологический музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН [7,c. 3-7].

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной  функции. Как правило, они создаются  при школах, вузах и др. учебных  заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД  и т.п., где есть необходимость  выработки у сотрудников особых навыков). Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в  процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и  педагогических методик. Но учебные  музеи достаточно часто относятся  к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей. Например: Музей таможни в г. Чоп (Молдова): среди экспонатов вещи-тайники  – чемоданы с двойным дном, туфли  с полыми каблуками, куклы и другие игрушки, служившие контейнерами, книги, в обложки которых вклеивали  денежные знаки. Вряд ли такую информацию стоит делать доступной для общего пользования.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и  т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа  исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и  т.п.). Деятельность просветительского  музея, как правило, связана с  выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к  музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую  аудиторию детские музеи. Они  ориентированы на психологические  и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев – США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899 г.). В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи) [3,c.23-34].

Своеобразной советской  интерпретацией идеи детского музея  были существовавшие в 1918–1924 гг. пролетарские музеи. Они создавались в отдаленных от центра города районах Москвы. Это  были художественные музеи, которые  должны были стать «подготовительной  школой», «музеями первой ступени», призванными  привить интерес и бережное отношение  к произведениям искусства представителям победившего в революции класса.

В 1960–1980-е гг. в связи  с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация  по признаку осуществления музеем своей  научно-документационной функции. В  соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и  ансамблевого типов. В основе музея  коллекционного типа лежит коллекция  предметов, соответствующая профилю  музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие  музеи осуществляют посредством  сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся  природной и культурно-исторической среды).

Развитие музейной сети ведет  к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.

Профиль музея – отношение  музея к профильной дисциплине, комплексу  наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также  иметь территориальные, хронологические  границы, в которых музей документирует  социальные феномены (например, Музей  нового искусства относится к  группе художественных музеев, но при  этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное).

Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению  новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп  становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены  на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться  в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной  классификации по профилю можно  выделить следующие группы музеев:

1.     Исторические  музеи:

а) общеисторические (вся  история человечества);

б) национальной истории (история  отдельных стран);

в) региональной истории (история  отдельных регионов);

г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма  и т.п.);

д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

2.     Музеи отдельных  отраслей культуры (в узком смысле  слова):

а) художественные музеи;

б) литературные музеи;

в) музыкальные музеи;

г) театральные музеи;

д) музеи физкультуры и  спорта.

3.     Педагогические  музеи.

4.     Естественнонаучные  музеи.

5.     Промышленные  музеи:

а) музеи торговли, промышленности и ремесел;

б) музеи техники (музеи  отдельных отраслей);

в) музеи отдельных предприятий.

6.     Сельскохозяйственные  музеи.

7.     Комплексные.

Исторические музеи. Коллекции  таких музеев документируют историю  человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980–1990-х  гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи  остаются одной из самых крупных  профильных групп отечественных  музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этнографических и архитектурно-этнографических музеев и т.д. Практически все профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites – ICOMOS), Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites – OWHC) [8, c.76-87].

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири