Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39
Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). В его коллекции более 4 млн предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических – с конца XII в. до начала XIX в., насчитывает около 390 единиц хранения). Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).[1,c.123].
Уникальные музеи
Музеи под открытым небом,
музеи-заповедники часто
Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-промышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).
Наиболее крупные и
известные из российских музеев этой
профильной группы Эрмитаж, Русский
музей (Санкт-Петербург), Музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусства
народов Востока, Третьяковская
галерея, Центральный музей
Литературные музеи –
документируют историю
На начало 1990-х гг. в Российской Федерации музеев данной профильной группы было более 140. При ICOM с 1977 г. действует Международный комитет литературных музеев (International committee of literature museums). Самое крупное отечественное собрание по истории литературы – Государственный литературный музей в Москве. Фонды его насчитывают более 450 тыс. единиц хранения в основном фонде и около 200 тыс. – в фонде научно-вспомогательных материалов: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры (М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.); архивы издательств, творческих объединений, фотографии, картины, собрания мемориальных вещей, фоно- и видеозаписей и т.д. Музей имеет 10 филиалов [3,c.33-36].
Музыкальные музеи – документируют
историю музыкальной культуры. Профильная
группа объединяет музеи музыкальной
культуры и истории музыки (мировой
и отдельных национальных музыкальных
культур (классика и фольклор), иногда
и отдельных музыкальных
Достаточно сложно провести границу между музыкальными музеями, действующими при театрах, и театральными музеями (например, Музей Парижской консерватории, Музей Государственного академического Большого театра). Скорее, их следует относить к комплексным музеям, документирующим процессы в рамках нескольких профилей – театрально-музыкальным. Крупнейший из комплексных музеев этого типа – Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Фонды музея насчитывают около 420 тыс. единиц хранения, из них более 350 тыс. – основной фонд. Музей имеет 4 филиала, из которых 3 – мемориальные (музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых).
Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».
Крупнейший в мире и
головной в своей профильной группе
для музеев Российской Федерации
– Центральный театральный
Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический театр им. А.М. Горького в Санкт-Петербурге, Центральный театр кукол С. Образцова и др.
Музеи физкультуры и спорта
– документируют историю
Педагогические музеи
– документируют историю и
современное состояние
Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д.
К естественнонаучным музеям относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы и т.п. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся ученых, музеи-лаборатории, музеи, посвященные выдающимся теориям и учениям (Дарвиновский музей в Москве, Музей-квартира К.А. Темирязева в Москве и т.д.) [12.c.13-15].
Старейший естественнонаучный музей в России – Петербургская кунсткамера, возникший в XVIII в.
Музеи техники – документируют историю развития техники и технологий. Могут быть многопрофильными (комплексными), как Политехнический музей в Москве; могут коллекционировать предметы, документирующие развитие конкретного вида техники (Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Музей автомотостарины во Владивостоке), в эту же группу относят мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей, механиков (Мемориальный музей А.С. Попова при Государственном электротехническом институте в Петербурге) и т.п.
Крупнейшее отечественное собрание в данной профильной группе принадлежит Политехническому музею, основанному в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Современное его собрание включает более 120 тыс. единиц хранения, более 150 фундаментальных коллекций, имеющих национальное и мировое значение: коллекции микроскопов, стальных пишущих перьев (8 тыс. единиц хранения); пишущих машинок (140 экземпляров); часов, автомобилей (в том числе единственный в мире экземпляр «Руссо-Балта» выпуска 1913 г.) и т.д
Промышленные музеи –
документируют историю развития
и современное состояние
Сельскохозяйственные музеи
– собрания таких музеев документируют
и отражают историю и современное
состояние
За рубежом (в отличие от отечественной практики, где в ХХ в. происходило сокращение сети сельскохозяйственных музеев) сложилась довольно крупная и динамично развивающаяся сеть музеев данной профильной группы. Большая часть таких музеев представляет развитие сельскохозяйственной техники, фермерского хозяйства. Но есть и музеи сельского быта (Музей сельского быта в Рединге (Великобритания), Шотландский сельскохозяйственный музей и др.), музеи под открытым небом, исторические фермы-музеи (Ферма-музей Черча в графстве Линкольншир (Великобритания), Ферма-музей Коггеса близ Оксфорда и др.).
Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Самый крупный экомузей действует в Канаде в провинции Квебек – экомузей От-Бос. Его площадь составляет около 30 тыс. га, на его территории расположено 25 населенных пунктов. К понятию «экомузей» в практике отечественного музееведения наиболее близки «музеи-заповедники».
В рамках ICOM действует с 1966 г. Международная ассоциация сельскохозяйственных музеев (International association of agricultural museums – AIMA), выпускающая и собственный журнал «Acta Museorum Agriculture».
Комплексные музеи – музеи,
собрания которых документируют
социально значимые феномены, относящиеся
к разным профильным дисциплинам. В
их коллекциях представлены источники
всех видов по различным отраслям
знания. Деятельность музея может
быть представлена комплексом как гуманитарных
и естественнонаучных (как в краеведческих
музеях), так и только гуманитарных
(историко-художественные, литературно-художественные
и др. музеи), или только естественнонаучных
дисциплин (музеи науки и техники,
политехнические музеи и т.п.).
Собственно комплексными музеями следует
считать музеи-усадьбы, музеи-заповедники,
музеи-дворцы, музеи под открытым
небом, музеи исторического