Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач-обоазец.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Самый крупный представитель  данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный  исторический музей (ГИМ, Москва). В  его коллекции более 4 млн предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических – с конца XII в. до начала XIX в., насчитывает около 390 единиц хранения). Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).[1,c.123].

Уникальные музеи исторического  профиля относятся к подгруппе  военно-исторических музеев – музеи  исторического пространства. В СССР их было 3 (в РСФСР, нынешней РФ – 2): Бородинское поле (Московская область, 124 км к юго-западу от Москвы); Куликово поле (Тульская область), поле Полтавской битвы (теперь за рубежом: Украина, 9 км от Полтавы).

Музеи под открытым небом, музеи-заповедники часто представляют собой смешанные историко-художественные музеи и в принципе должны быть отнесены к комплексным музеям .

Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю  развития изобразительного искусства  и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось  более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-промышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).

Наиболее крупные и  известные из российских музеев этой профильной группы Эрмитаж, Русский  музей (Санкт-Петербург), Музей изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусства  народов Востока, Третьяковская  галерея, Центральный музей древнерусского искусства им. А. Рублева (Москва) и  др. Из проектов, направленных на популяризацию  современных художественных тенденций, проходящих в Российской Федерации, наиболее интересны международные  выставки-ярмарки «АРТ – МИФ», «Арт-Москва»5, «Арт-Манеж».

Литературные музеи –  документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством  отдельных направлений, течений, групп  и писателей

На начало 1990-х гг. в  Российской Федерации музеев данной профильной группы было более 140. При ICOM с 1977 г. действует Международный  комитет литературных музеев (International committee of literature museums). Самое крупное отечественное собрание по истории литературы – Государственный литературный музей в Москве. Фонды его насчитывают более 450 тыс. единиц хранения в основном фонде и около 200 тыс. – в фонде научно-вспомогательных материалов: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры (М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.); архивы издательств, творческих объединений, фотографии, картины, собрания мемориальных вещей, фоно- и видеозаписей и т.д. Музей имеет 10 филиалов   [3,c.33-36].

Музыкальные музеи – документируют  историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной  культуры и истории музыки (мировой  и отдельных национальных музыкальных  культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений  и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и  коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе – Центральный  музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде  музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. – в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов.

Достаточно сложно провести границу между музыкальными музеями, действующими при театрах, и театральными музеями (например, Музей Парижской  консерватории, Музей Государственного академического Большого театра). Скорее, их следует относить к комплексным  музеям, документирующим процессы в  рамках нескольких профилей – театрально-музыкальным. Крупнейший из комплексных музеев этого  типа – Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Фонды  музея насчитывают около 420 тыс. единиц хранения, из них более 350 тыс. – основной фонд. Музей имеет 4 филиала, из которых 3 – мемориальные (музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых).

Театральные музеи – документируют  историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные  истории театра и театрального искусства  мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».

Крупнейший в мире и  головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации  – Центральный театральный музей  им. А.А. Бахрушина. Основные фонды музея  насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, научно-вспомогательные – свыше 40 тыс. В музейном собрании выделяют рукописный отдел (письма, дневники, тексты ролей, записи репетиций, личные архивы актеров, драматургов, композиторов, режиссеров и т.д.); собрание декораций (эскизы декораций и костюмов, макеты, портреты театральных деятелей); архивный фонд (коллекции афиш и программ, плакатов и т.п., записи выступлений, постановок и др.); фотоотдел. Музей имеет 4 филиала (мемориальные музеи).[6.c.45].

Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический  театр им. А.М. Горького в Санкт-Петербурге, Центральный театр кукол С. Образцова и др.

Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых  молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).  [13, c.56-62].

Педагогические музеи  – документируют историю и  современное состояние народного  образования, педагогической науки. К  данной профильной группе относят и  мемориальные музеи выдающихся педагогов. Первые в мире педагогические музеи  возникли в России. В 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных  заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. Этому педагогическому музею, как  и его собратьям, недолго пришлось существовать. В 1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики, а в 1920 г. – во Всероссийский педагогический музей. В 1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами  и преобразовали в Государственный  институт научной педагогики. Становление  этой профильной группы в СССР достаточно часто прерывалось закрытием  головных центров. Так, Всесоюзный педагогический музей (с 1943 г. – Музей по народному  образованию АПН СССР) в 1963 г. был  преобразован в Дом педагогической пропаганды. Большая часть современных  музеев данного профиля появилась  в 1960–1980-е гг. Среди них и дальневосточные  педагогические музеи Музей народного образования в Хабаровске (1977), Музей народного образования ПИПКРО во Владивостоке.

Естественнонаучные музеи  – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в  ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту  группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые  сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д.

К естественнонаучным музеям относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы  и т.п. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи  выдающихся ученых, музеи-лаборатории, музеи, посвященные выдающимся теориям  и учениям (Дарвиновский музей в  Москве, Музей-квартира К.А. Темирязева в Москве и т.д.) [12.c.13-15].

Старейший естественнонаучный музей в России – Петербургская  кунсткамера, возникший в XVIII в.

Музеи техники – документируют  историю развития техники и технологий. Могут быть многопрофильными (комплексными), как Политехнический музей в Москве; могут коллекционировать предметы, документирующие развитие конкретного вида техники (Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Музей автомотостарины во Владивостоке), в эту же группу относят мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей, механиков (Мемориальный музей А.С. Попова при Государственном электротехническом институте в Петербурге) и т.п.

Крупнейшее отечественное  собрание в данной профильной группе принадлежит Политехническому музею, основанному в 1872 г. Обществом любителей  естествознания, антропологии и этнографии. Современное его собрание включает более 120 тыс. единиц хранения, более 150 фундаментальных коллекций, имеющих  национальное и мировое значение: коллекции микроскопов, стальных пишущих  перьев (8 тыс. единиц хранения); пишущих  машинок (140 экземпляров); часов, автомобилей (в том числе единственный в  мире экземпляр «Руссо-Балта» выпуска 1913 г.) и т.д

Промышленные музеи –  документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий. Формирование музеев данного профиля связано  с идеями Французского просвещения  и относится ко времени Великой  Французской революции. Первый такой  музей был открыт в Париже в 1793 г. – Консерватория искусств и  ремесел. В России первый промышленный музей появился в 1744 г. – Музей  Петербургского фарфорового завода. В 1811 г. открылся Мануфактурный музеум при департаменте мануфактур и торговли Министерства финансов. Идея промышленных музеев нашла свое воплощение и в организации промышленных выставок, первая из которых состоялась в Европе в 1798 г. в Париже. В России подобную выставку организовали в 1829 г. – Публичная выставка мануфактурных товаров в Петербурге. В советское время идея промышленных выставок наиболее полно воплотилась в Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР, с 1959 г.), в настоящее время преобразованная во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) [4,c.78-83].

Сельскохозяйственные музеи  – собрания таких музеев документируют  и отражают историю и современное  состояние сельскохозяйственного  производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта. Первый в  мире музей этого профиля был  создан в России при Вольном экономическом  обществе (учреждено в 1765 г.). Он носил академический характер: в модель-камеру допускались только члены Общества, экспонаты могли использоваться только членами Общества в научных целях. В 1803 г. этот музей начинает принимать посетителей 1 раз в неделю. В 1859 г. преобразован в Сельскохозяйственный музей Департамента земледелия Министерства государственных имуществ. При Советской власти был преобразован в Музей социалистической реконструкции сельского хозяйства (с 1930 г. по 1952 г.). В настоящее время в Российской Федерации музеи данной профильной группы существуют при высших учебных заведениях (Музей сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева; Музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна, Музей коневодства и др.).

За рубежом (в отличие  от отечественной практики, где в  ХХ в. происходило сокращение сети сельскохозяйственных музеев) сложилась довольно крупная  и динамично развивающаяся сеть музеев данной профильной группы. Большая  часть таких музеев представляет развитие сельскохозяйственной техники, фермерского хозяйства. Но есть и  музеи сельского быта (Музей сельского  быта в Рединге (Великобритания), Шотландский сельскохозяйственный музей и др.), музеи под открытым небом, исторические фермы-музеи (Ферма-музей Черча в графстве Линкольншир (Великобритания), Ферма-музей Коггеса близ Оксфорда и др.).

Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Самый крупный экомузей действует в Канаде в провинции Квебек – экомузей От-Бос. Его площадь составляет около 30 тыс. га, на его территории расположено 25 населенных пунктов. К понятию «экомузей» в практике отечественного музееведения наиболее близки «музеи-заповедники».

В рамках ICOM действует с 1966 г. Международная ассоциация сельскохозяйственных музеев (International association of agricultural museums – AIMA), выпускающая и собственный журнал «Acta Museorum Agriculture».

Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют  социально значимые феномены, относящиеся  к разным профильным дисциплинам. В  их коллекциях представлены источники  всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может  быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих  музеях), так и только гуманитарных (историко-художественные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Собственно комплексными музеями следует  считать музеи-усадьбы, музеи-заповедники, музеи-дворцы, музеи под открытым небом, музеи исторического пространства

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири