Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39
Наиболее распространенный
вид комплексного музея – краеведческий.
Краеведческие музеи собирают коллекции
по природе, экономике, истории, культуре
и т.д. определенного административно-
К комплексным музеям стоит
отнести и большую часть
Данная классификация по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях музееведения [2, c.12].
3 ГЛАВА: МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
3.1 История музеев алтайского края
Государственный художественный
музей основан в 1959 году, но история
появления в Барнауле художественного
музея имеет более давнюю историю.
Известный учёный-изобретатель и
начальник Колывано-
Позднее в 1920 году был открыт Художественный музей в здании бывшей церкви Дмитрия Ростовского на площади Спартака. Коллекция включала работы таких художников, как Малевич, Кандинский, Кончаловский, Лентулов, Куприн, Крымов, Ларионов, Кузнецов; произведения мастеров русской академической живописи, фламандской школы, школы Пуссена, Рубенса, Ван Дейка. Этот музей просуществовал недолго и в середине 1920-х годов музей был закрыт, а его коллекция исчезла.
К концу 1950-х годов, в связи с активным освоением целинных земель, с целью приобщения жителей целинного края к высокой культуре, к шедеврам русского и советского искусства вышли приказы Совета министров РСФСР о создании художественных музеев в азиатской части России — городах Зауралья, Сибири, Алтая. Художественный музей в Барнауле был открыт 6 марта 1959 года.
Коллекция музея создавалась на основе произведений художественного отдела Краеведческого музея это прежде всего работы художников Барнаула XIX — начала XX веков: Авилова, Кончаловского, Осьмеркина. Кроме того в фонды музея поступали произведения с крупных художественных выставок и частных коллекций, атакже из Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Исторического музея, Научно-исследовательского музея АХ СССР, Павловского дворца-музея [16, c .33-45].
С 2003 года Художественный музей
выступает организатором
Коллекция Государственного
художественного музея
На открытых площадках
реализует программы народных календарных
праздников и обрядов отдел реконструкции
и реставрации русской
В залах музея находятся иконы уникальных мастеров центральных школ и сибирских иконописцев. Превосходные картины с авторами и без них (к сожалению, безымянные творения). Полотна таких мастеров как И.Айвазовский, В.Тропинин, И.Крамской, И.Шишкин, П.Чистяков и многие-многие другие известные творцы. Представлены скульптуры М.Антокольского, М.Козловского, а также изделия знаменитого Колыванского камнерезного завода.
Главной особенностью музейной коллекции является то, что наиболее полно представлено в нем искусство мастеров Алтая - работы иконописца Викулы Балыкина, первых известных художников Алтая А.Пикулина, Г.Гуркина, А Борисова, а также творцов, создавших в 1918 г. Алтайское художественное общество. Лучшие произведения мастеров ХХ века, чье творчество было связано с Алтаем это великолепие коллекции от работ Н.Удальцовой, П.Басманова до Калинина и В.Сидоренко. Здание представляет собой настоящий памятник архитектуры тридцатых годов ХХ века.
Музей-заповедник Шукшина
Посетив музей-заповедник в селе Сростки, вы пройдете по памятным местам, которые с детства так любил великий кинорежиссер, писатель, актер и сценарист Василий Макарович Шукшин. Сегодня это старинное село ассоциируется с Шукшиным так же, как Михайловское с Пушкиным или Константиново с Есениным.
Невозможно постичь природу творчества Шукшина, не побывав на Алтае, не увидев места, где живут его близкие и родные, где родился и вырос он сам. Здесь маленький Василий читал свои первые книги, играл, рыбачил. Но когда в начале войны на фронте погиб отчим Шукшина, Василий быстро повзрослел. Жизнь Шукшина была наполнена лишениями и радостями, непониманием и славой, горем и счастьем, и все это проходило в тяжелом труде. Василий Макарович был разнорабочим, земледельцем, маляром, слесарем-такелажником, грузчиком, учителем, радистом, комсомольским работником. Он в совершенстве владел профессиями актера, драматурга, кинорежиссера, прозаика. Творческие замыслы и планы переполняли Шукшина. Он нещадно трудился, боясь не успеть выполнить задуманное, и в самом деле не успел многого.
История этого музея начинается со школы, в которой учился и работал Шукшин. После его смерти школьники оформили стенд о жизни и творчестве их известного земляка. Позже школа была названа его именем, и на ее базе начал создаваться музей. Завуч школы Надежда Алексеевна Ядыкина писала на киностудию имени М. Горького, «Мосфильм», родственникам и знакомым В.М. Шукшина. Благодаря ее усилиям была собрана огромная переписка, бесценный материал о жизни и творчестве Шукшина.
Первая экспозиция музея была создана в 1978 году в Доме матери. В основном она состояла из мемориальных вещей. Но был существенный недостаток: экспозиция не отражала полностью наследие великого писателя и режиссера. Поэтому уже в следующем году была разработана и построена более совершенная экспозиция. Она позволяла увидеть, откуда брал свои истоки талант Шукшина, соприкоснуться с обстановкой материнского дома и внутренним миром гения. Главная задача экспозиции в Доме матери заключалась в показе духовного мира русской труженицы, мудрой женщины, матери писателя, которая смогла воспитать столь высокие духовные качества в сыне.
На момент открытия в музее Шукшина не было уникальных музейных фондов, но уже тогда тысячи поклонников стремились увидеть малую родину писателя, прикоснуться к тем истокам, которые питали музу В.М. Шукшина до конца его жизни.
Шукшин умел синтезировать таланты писателя, актера, режиссера и драматурга, именно это стало особенностью музейного собрания. В него вошли более 200 предметов изобразительного искусства, посвященных творчеству Василия Шукшина. Среди них работы Г. Захарова, Е. Романовой, И. Попова, И. Рудзите, А. Дерявского, И. Новодережкина, В. Раменского и многих других.
В научно-вспомогательном фонде особое место занимает коллекция подарков музею, в которой есть книги, сувениры, издания с автографами от известных актеров, писателей, деятелей культуры и искусства. Документы, книги, программы и афиши присылали в музей со всей страны. Экспозицию гармонично дополняют ваяния скульпторов Н. Селиванова, В. Клыкова и Н. Звонкова.
С 2002 года было открыто еще одно здание комплекса — дом, в котором В.М. Шукшин провел свои детские годы и юность. Он был построен в 1908 году, а в 1940 половину дома купил отчим В.М. Шукшина П.Н. Куксин. В мемориальной части дома размещена выставка под названием «Далекие зимние вечера». На выставке посетители могут увидеть мемориальные вещи, фрагменты писем, фотографии.
Посетители музея смогут
получить полное представление о
личности великого писателя, уникальности
его таланта. В музее постоянно
обновляются документальные и художественные
выставки. Захватывающее путешествие
по селу Сростки, по его заповедным
местам, горам Пикет, берегам реки
Катунь, памятным историческим местам,
связанным с творчеством
Всероссийский мемориальный музей Василия Макаровича Шукшина был открыт в 1978 г. как филиал Алтайского краеведческого музея.
Находится в селе Сростки, Бийского района, Алтайского края, в 40 км по Чуйскому тракту от города Бийска.
А в марте 1992 г. музей обрел самостоятельность. В июле 1999 г. музею присвоен статус Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина. Посещение музея-заповедника - это увлекательное путешествие по памятным местам села Сростки и его окрестностям, восхождение к памятнику на гору Пикет, откуда открывается удивительная по красоте панорама окрестностей села, катунских проток и островов. Комплекс музея включает в себя три здания-памятника с усадьбами – Рисунок 3.1.1.
Алтайский государственный краеведческий музей
Алтайский краеведческий музей - один из старейших музеев России. Он основан как Горный Музей Ведомства Кабинета Его Императорского Величества в 1823 году. Основателями являлись П.К.Фролов (глава Алтайского горного округа, а также коллекционер древностей) - в 1817 году отдал собрание редких книг в Российскую национальную библиотеку, Ф.В.Геблер (исследователь Алтая, натуралист, доктор медицины) - его именем назван ледник на высочайшей точке Алтая - это город Белуха. В XIX веке с коллекциями музея знакомились известные путешественники и ученые: А.Гумбольдт, К.Ледебур, А.Брем и кое-кто ещё. Алтайский государственный краеведческий музей - это уникальный памятник истории горного дела Российской Федерации – Рисунок 3.1.2.
Планетарий Барнаульский
Барнаульский планетарий стал шестым звездным домом в Советском союзе. Диаметр купола здания составляет 9,5 м. В 1964 году в планетарий поступило новое оборудование - немецкий проекционный аппарат "Малый Цейсс". Он и работает здесь до сих пор: показывает на искусственном небе до 6 тысяч звезд.
У туристов и гостей Алтайского края всегда есть большое желание посетить наиболее интересные места, которые представляют собой памятники природы. Это такие места как: река Обь (это одна из крупнейших рек мира), Денисову пещера, соленые озера степного Алтая - Большое и Малое Яровое, Малиновое, группу Завьяловских озер и прочие, уникальные сосновые ленточные боры, река Катунь; Тавдинские пещеры, озеро Ая, гору Синюха, Колыванское озеро, долину водопадов реки Шинок. И это совсем не всё, что приготовила для человека природа Алтайского края для любознательного заинтересованного туриста.
В музее действует стационарная экспозиция и выставочный зал. Проводятся обзорная экскурсия «История Барнаула в лицах XVIII – начала XX вв.», а также тематические лекции (с использованием медиапроектора) «Храмовое зодчество Барнаула конца XVIII - начала XX вв.», «История благотворительности в Барнауле конца XIX – начала XX вв.», «Развитие образования в Барнауле XVIII – XX вв.», «В.К. Штильке – основатель Общества попечения о начальном образовании», «Советские награды времен Великой Отечественной войны», «Барнаульцы – Герои Советского Союза».
Так же музей предоставляет услуги:
1. Поиск информации по истории города Барнаула.
2. Индивидуальные консультации по истории и развитию города
3. Площади музея сдаются в аренду (медиа- и выставочный зал)
Цена на входные билеты для школьников – 15 рублей (включая экскурсию или тематическую лекцию), для взрослых – 20 рублей (обзорная экскурсия – 40 рублей, тематическая лекция – 30 рублей). Официальной датой создания Музея "Город" является 2 мая 2007 г. При этом его история уходит своими корнями к 2000 г., когда В.Н. Баварин- глава города, поставил вопрос о необходимости организации городского музея. Первоначально, музей располагался при библиотеке - филиал № 18 Централизованной библиотечной системы. В фойе ему было выделено небольшое помещение, где размещались временные выставки, проводились презентации. Главными лицами первых выставок стали Почетные граждане города Барнаула - А.И. Мельников, П. П. Есаулов, Н.К. Дитятев, Л.А. Гулевская, Т.М. Журавлева. Первые коллекций, в основном личные фонды, стали формироваться именно в то время. В апреле 2007 г. музею выделили два просторных зала по адресу: проспект Ленина, 6. Передача в безвозмездное пользование помещений совпала с получением музея юридического статуса - 2 мая 2007 г[10,c.87].