Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач-обоазец.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции  по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-территориального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России. На начало 1992 г. их насчитывалось 513 (из них 338 – филиалы), что составляет 41,5% всей музейной сети страны. Краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике. Местные музеи в Европе и Америке документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: культуру, быт, развитие экономики и хозяйственной деятельности, конкретный раздел истории. Обычно музеи истории города (в США, а также музеи истории штата) более похожи на российские краеведческие музеи     [17, c. 55].

К комплексным музеям стоит  отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и  определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт  определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего – комплексный, с преобладанием в его деятельности определенного профиля. Первые такие музеи появляются в XVIII в. в связи с желанием увековечить память Петра I – первым можно считать «Императорский кабинет» кунсткамеры. В СССР мемориальных музеев насчитывали около 450, из них в РСФСР на 1986 г. – 181 (19,8% от всей музейной сети республики): 87 – литературные, 55 – исторические, 15 – посвящены художникам и скульпторам, 13 – деятелям театра, 11 – ученым и естествоиспытателям.

Данная классификация  по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых  профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том  числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях  музееведения [2, c.12].

 

 

 

 

 

3 ГЛАВА: МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО  КРАЯ

3.1 История музеев  алтайского края

Государственный художественный музей основан в 1959 году, но история  появления в Барнауле художественного  музея имеет более давнюю историю. Известный учёный-изобретатель и  начальник Колывано-Воскресенских заводов на Алтае Петр Козмич Фролов обладал уникальной художественной коллекцией, в которую входили картины многих известных русских и западноевропейских художников, среди которых несколько живописных произведений кисти Рембрандта. Эти работы положили начало собранию художественного отдела Алтайского краеведческого музея, созданного Фроловым в 1823 году.

Позднее в 1920 году был открыт Художественный музей в здании бывшей церкви Дмитрия Ростовского на площади  Спартака. Коллекция включала работы таких художников, как Малевич, Кандинский, Кончаловский, Лентулов, Куприн, Крымов, Ларионов, Кузнецов; произведения мастеров русской академической живописи, фламандской школы, школы Пуссена, Рубенса, Ван Дейка. Этот музей просуществовал недолго и в середине 1920-х годов музей был закрыт, а его коллекция исчезла.

К концу 1950-х годов, в связи  с активным освоением целинных земель, с целью приобщения жителей целинного  края к высокой культуре, к шедеврам русского и советского искусства  вышли приказы Совета министров  РСФСР о создании художественных музеев в азиатской части России — городах Зауралья, Сибири, Алтая. Художественный музей в Барнауле был открыт 6 марта 1959 года.

Коллекция музея создавалась  на основе произведений художественного  отдела Краеведческого музея это прежде всего работы художников Барнаула XIX — начала XX веков: Авилова, Кончаловского, Осьмеркина. Кроме того в фонды музея поступали произведения с крупных художественных выставок и частных коллекций, атакже из Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Исторического музея, Научно-исследовательского музея АХ СССР, Павловского дворца-музея                  [16, c .33-45].

С 2003 года Художественный музей  выступает организатором фестиваля  популярных тенденций молодежной культуры «Молодежная палитра».Государственный художественный музей Алтайского края

Коллекция Государственного художественного музея Алтайского края насчитывает 12 тысяч произведений скульптуры, графики, декоративно-прикладного  искусства, живописи. В постоянной экспозиции представлено примерно 300 экспонатов. Посетители примечают ещё один лик  русской культуры XVI - XX веков, имеющим свое уникальное выражение, которое ему придают памятники искусства Сибири и Алтая. Экспозиция отечественного искусства 1900-1950-х гг. знакомит зрителя с произведениями И.Грабаря, П.Кончаловского, Древина и многих других, а также истинных мастеров ХХ века. В залах проводятся игры, разнообразные концерты, творческие встречи и детские конкурсы.

На открытых площадках  реализует программы народных календарных  праздников и обрядов отдел реконструкции  и реставрации русской традиционной культуры, который в масштабах  Российской Федерации является уникальным.

В залах музея находятся  иконы уникальных мастеров центральных  школ и сибирских иконописцев. Превосходные картины с авторами и без них (к сожалению, безымянные творения). Полотна таких мастеров как И.Айвазовский, В.Тропинин, И.Крамской, И.Шишкин, П.Чистяков и многие-многие другие известные творцы. Представлены скульптуры М.Антокольского, М.Козловского, а также изделия знаменитого Колыванского камнерезного завода.

Главной особенностью музейной коллекции является то, что наиболее полно представлено в нем искусство  мастеров Алтая - работы иконописца Викулы Балыкина, первых известных художников Алтая А.Пикулина, Г.Гуркина,  А Борисова, а также творцов, создавших в 1918 г. Алтайское художественное общество. Лучшие произведения мастеров ХХ века, чье творчество было связано с Алтаем это великолепие коллекции от работ Н.Удальцовой, П.Басманова до Калинина и В.Сидоренко. Здание представляет собой настоящий памятник архитектуры тридцатых годов ХХ века.

Музей-заповедник Шукшина 

Посетив музей-заповедник в  селе Сростки, вы пройдете по памятным местам, которые с детства так  любил великий кинорежиссер, писатель, актер и сценарист Василий  Макарович Шукшин. Сегодня это старинное село ассоциируется с Шукшиным так же, как Михайловское с Пушкиным или Константиново с Есениным.

Невозможно постичь природу  творчества Шукшина, не побывав на Алтае, не увидев места, где живут его  близкие и родные, где родился  и вырос он сам. Здесь маленький  Василий читал свои первые книги, играл, рыбачил. Но когда в начале войны на фронте погиб отчим Шукшина, Василий быстро повзрослел. Жизнь  Шукшина была наполнена лишениями  и радостями, непониманием и славой, горем и счастьем, и все это  проходило в тяжелом труде. Василий Макарович был разнорабочим, земледельцем, маляром, слесарем-такелажником, грузчиком, учителем, радистом, комсомольским работником. Он в совершенстве владел профессиями актера, драматурга, кинорежиссера, прозаика. Творческие замыслы и планы переполняли Шукшина. Он нещадно трудился, боясь не успеть выполнить задуманное, и в самом деле не успел многого.

История этого музея начинается со школы, в которой учился и работал  Шукшин. После его смерти школьники  оформили стенд о жизни и творчестве их известного земляка. Позже школа  была названа его именем, и на ее базе начал создаваться музей. Завуч школы Надежда Алексеевна Ядыкина писала на киностудию имени М. Горького, «Мосфильм», родственникам и знакомым В.М. Шукшина. Благодаря ее усилиям была собрана огромная переписка, бесценный материал о жизни и творчестве Шукшина.

Первая экспозиция музея  была создана в 1978 году в Доме матери. В основном она состояла из мемориальных вещей. Но был существенный недостаток: экспозиция не отражала полностью наследие великого писателя и режиссера. Поэтому  уже в следующем году была разработана  и построена более совершенная  экспозиция. Она позволяла увидеть, откуда брал свои истоки талант Шукшина, соприкоснуться с обстановкой материнского дома и внутренним миром гения. Главная  задача экспозиции в Доме матери заключалась  в показе духовного мира русской  труженицы, мудрой женщины, матери писателя, которая смогла воспитать столь  высокие духовные качества в сыне.

На момент открытия в музее  Шукшина не было уникальных музейных фондов, но уже тогда тысячи поклонников  стремились увидеть малую родину писателя, прикоснуться к тем истокам, которые питали музу В.М. Шукшина  до конца его жизни.

Шукшин умел синтезировать  таланты писателя, актера, режиссера  и драматурга, именно это стало  особенностью музейного собрания. В  него вошли более 200 предметов изобразительного искусства, посвященных творчеству Василия Шукшина. Среди них работы Г. Захарова, Е. Романовой, И. Попова, И. Рудзите, А. Дерявского, И. Новодережкина, В. Раменского и многих других.

В научно-вспомогательном  фонде особое место занимает коллекция  подарков музею, в которой есть книги, сувениры, издания с автографами  от известных актеров, писателей, деятелей культуры и искусства. Документы, книги, программы и афиши присылали  в музей со всей страны. Экспозицию гармонично дополняют ваяния скульпторов Н. Селиванова, В. Клыкова и Н. Звонкова.

С 2002 года было открыто еще  одно здание комплекса — дом, в  котором В.М. Шукшин провел свои детские  годы и юность. Он был построен в 1908 году, а в 1940 половину дома купил  отчим В.М. Шукшина П.Н. Куксин. В мемориальной части дома размещена выставка под названием «Далекие зимние вечера». На выставке посетители могут увидеть мемориальные вещи, фрагменты писем, фотографии.

Посетители музея смогут получить полное представление о  личности великого писателя, уникальности его таланта. В музее постоянно  обновляются документальные и художественные выставки. Захватывающее путешествие  по селу Сростки, по его заповедным местам, горам Пикет, берегам реки Катунь, памятным историческим местам, связанным с творчеством Василия  Макаровича Шукшина, запомнится надолго. Подтверждение тому — многочисленные записи в книгах отзывов.

Всероссийский мемориальный музей Василия Макаровича Шукшина был открыт в 1978 г. как филиал Алтайского краеведческого музея.

Находится в селе Сростки, Бийского района, Алтайского края, в 40 км по Чуйскому тракту от города Бийска.

А в марте 1992 г. музей обрел  самостоятельность. В июле 1999 г. музею  присвоен статус Всероссийского мемориального  музея-заповедника В.М. Шукшина. Посещение  музея-заповедника - это увлекательное  путешествие по памятным местам села Сростки и его окрестностям, восхождение  к памятнику на гору Пикет, откуда открывается удивительная по красоте  панорама окрестностей села, катунских проток и островов. Комплекс музея включает в себя три здания-памятника с усадьбами – Рисунок 3.1.1.

Алтайский государственный  краеведческий музей

Алтайский краеведческий  музей - один из старейших музеев России. Он основан как Горный Музей Ведомства  Кабинета Его Императорского Величества в 1823 году. Основателями являлись П.К.Фролов (глава Алтайского горного округа, а также коллекционер древностей) - в 1817 году отдал собрание редких книг в Российскую национальную библиотеку, Ф.В.Геблер (исследователь Алтая, натуралист, доктор медицины) - его именем назван ледник на высочайшей точке Алтая - это город Белуха. В XIX веке с коллекциями музея знакомились известные путешественники и ученые: А.Гумбольдт, К.Ледебур, А.Брем и кое-кто ещё. Алтайский государственный краеведческий музей - это уникальный памятник истории горного дела Российской Федерации – Рисунок 3.1.2.

Планетарий Барнаульский

Барнаульский планетарий стал шестым звездным домом в Советском  союзе. Диаметр купола здания составляет 9,5 м. В 1964 году в планетарий поступило  новое оборудование - немецкий проекционный аппарат "Малый Цейсс". Он и работает здесь до сих пор: показывает на искусственном небе до 6 тысяч звезд.

У туристов и гостей Алтайского края всегда есть большое желание  посетить наиболее интересные места, которые  представляют собой памятники природы. Это такие места как: река Обь (это одна из крупнейших рек мира), Денисову пещера, соленые озера степного Алтая - Большое и Малое Яровое, Малиновое, группу Завьяловских озер и прочие, уникальные сосновые ленточные боры, река Катунь; Тавдинские пещеры, озеро Ая, гору Синюха, Колыванское озеро, долину водопадов реки Шинок. И это совсем не всё, что приготовила для человека природа Алтайского края для любознательного заинтересованного туриста.

В музее действует стационарная экспозиция и выставочный зал. Проводятся обзорная экскурсия «История Барнаула в лицах XVIII – начала XX вв.», а также тематические лекции (с использованием медиапроектора) «Храмовое зодчество Барнаула конца XVIII - начала XX вв.», «История благотворительности в Барнауле конца XIX – начала XX вв.», «Развитие образования в Барнауле XVIII – XX вв.», «В.К. Штильке – основатель Общества попечения о начальном образовании», «Советские награды времен Великой Отечественной войны», «Барнаульцы – Герои Советского Союза».

Так же музей предоставляет  услуги:

1. Поиск информации по  истории города Барнаула.

2. Индивидуальные консультации  по истории и развитию города

3. Площади музея сдаются  в аренду (медиа- и выставочный зал)

Цена на входные билеты для школьников – 15 рублей (включая  экскурсию или тематическую лекцию), для взрослых – 20 рублей (обзорная экскурсия  – 40 рублей, тематическая лекция – 30 рублей). Официальной датой создания Музея "Город" является 2 мая 2007 г. При  этом его история уходит своими корнями  к 2000 г., когда В.Н. Баварин- глава города, поставил вопрос о необходимости организации городского музея. Первоначально, музей располагался при библиотеке - филиал № 18 Централизованной библиотечной системы. В фойе ему было выделено небольшое помещение, где размещались временные выставки, проводились презентации. Главными лицами первых выставок стали Почетные граждане города Барнаула - А.И. Мельников, П. П. Есаулов, Н.К. Дитятев, Л.А. Гулевская, Т.М. Журавлева. Первые коллекций, в основном личные фонды, стали формироваться именно в то время. В апреле 2007 г. музею выделили два просторных зала по адресу: проспект Ленина, 6. Передача в безвозмездное пользование помещений совпала с получением музея юридического статуса - 2 мая 2007 г[10,c.87].

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири