Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:02, курсовая работа
Цель исследования – определение роли и места социального туризма в современном турбизнесе в Сахалинской области.
Задачи данного исследования:
– провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
– раскрыть специфику понятия «социальный туризм», проанализировать историю развития социального туризма в России;
– проанализировать мировой опыт организации социального туризма;
Введение…………….......................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты организации социального туризма………….6
1.1.История развития социального туризма в России………………………………..6
1.2.Мировой опыт организации социального туризма ………..……………………12
Глава II. Тенденции развития социального туризма в Сахалинской области............................................................................................................................18
2.1. Анализ рынка социального туризма Сахалинской области……………………18
2.2. Проблемы и перспективы развития социального туризма в Сахалинской области…………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………..34
Приложение………………………………………………………………………… ..36
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТУРИЗМА
Допущено к защите:
зав. кафедрой, к.п.н.,
доцент Л. В. Хахулина
____________________
СОКОРЧУК София Владимировна
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В САХАЛИНСКО Й ОБЛАСТИ
Курсовая работа
Специальность: 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
Научный руководитель:
Н.С. Коваль,
ст. преподаватель
_______________________
Южно-Сахалинск, 2012
Содержание
Введение…………….................
Глава I. Теоретические аспекты организации социального туризма………….6
1.1.История развития
социального туризма в России……
1.2.Мировой опыт организации социального туризма ………..……………………12
Глава II. Тенденции развития социального
туризма в Сахалинской области.......................
2.1. Анализ рынка социального туризма Сахалинской области……………………18
2.2. Проблемы и перспективы развития социального
туризма в Сахалинской области……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В последнее время во многих странах наблюдается все большее развитие такого вида туризма, как социальный туризм. Социальный туризм является перспективным сектором экономики для многих стран Европы, вместе с тем играя важную роль в социальной политике государства и благоприятно сказываясь на имидже страны. Социальный туризм появился в начале 19 века благодаря развитию народного туризма и в настоящее время представлен практически во всех странах мира.
Характеризуя значение туризма как отрасли рыночной экономики, необходимо отметить его социальную значимость, возрастающую роль в духовном и физическом развитии личности, формировании уровня и качества жизни. Туризм во многих странах превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую их образа жизни.
Несмотря на то, что в ФЗ «Об основах туристской деятельности» социальный туризм стоит на третьем месте по степени приоритетности после въездного и внутреннего, однако в реальной жизни в России ему, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов. Потребность людей в отдыхе является наименее удовлетворенной среди основного круга социальных потребностей.
Общая неудовлетворенность в отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, проблемы снижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие.
Несмотря на широкое распространение данного вида туризма в мире, тема исследования является малоизученной, а система социального туризма недостаточно развитой для России. Вышеперечисленное и обусловило актуальность написания данной курсовой работы.
В представленной работе были использованы труды таких авторов, исследующих рынок социальных услуг, как Андреевой Е.Б., Карпова Г.А., Гуляева В.Г., Квартальнова В.А., а также ряда других исследователей.
Цель исследования – определение роли и места социального туризма в современном турбизнесе в Сахалинской области.
Объект исследования – социальный туризм как фактор развития общества.
Предмет исследования заключатся в изучении социального туризма в Сахалинской области.
Задачи данного исследования:
– провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
– раскрыть специфику понятия «социальный туризм», проанализировать историю развития социального туризма в России;
– проанализировать мировой опыт организации социального туризма;
– выявить проблемы и перспективы социального туризма в Сахалинской области.
В данной работе были использованы такие методы исследования как:
– анализ литературы по проблеме исследования;
– собеседование с работниками социальных учреждений.
Цели и задачи исследования определили структуру данной работы. В нее входят:
– введение, в котором раскрывается актуальность работы, цель, задачи, объект, предмет, а также практическая значимость;
– глава I дает представление о системе социального туризма, истории его развития, о моделях его организации за рубежом;
– глава II, дающая представление о развитии социального туризма в Сахалинской области, о его проблемах и перспективах.
В заключении сформулированы выводы по данной теме. Завершает работу список литературы, состоящий из 26 источников.
Практическая значимость. Данная тема представляет большой интерес для изучения, так как материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по изучению сервиса и туризма.
Глава I. Теоретические аспекты организации социального туризма
На данном этапе развития научного знания в трактовке понятия «социальный туризм» существует два подхода – широкий и узкий.
Социальный туризм в широком понимании отражает массовый характер потребления туристских услуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большего количества людей. Социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, который проявляется в том, что участниками путешествий в современном мире становятся миллионы людей различного уровня доходов, социальной принадлежности, профессии, возраста [4, с. 34].
В широком контексте
социальный туризм в силу своей массовой
доступности реализует
Согласно узкому подходу социальный туризм – деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения, с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды и/или иных источников финансирования [6, с. 134].
В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным направлениям развития туризма. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.
Объектами социального туризма выступают школьники и молодежь, пенсионеры и инвалиды, ветераны труда и войны. Финансирование данного вида туризма осуществляется государством, государственными фондами, негосударственными фондами, а также благотворительными организациями [8, с. 58].
В качестве примера таких фондов можно привести Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), который является самой крупной структурой, финансирующей социальный туризм, в бюджет которого каждый год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение социально незащищенных слоев населения. Финансирование Фонда социального страхования РФ имеет одну главную отличительную особенность: выделяемые денежные ассигнования всегда остаются в пределах Российской Федерации, т.е. оплачиваются путевки только в собственные социальные учреждения.
Социальный туризм обеспечивает реализацию конституционных прав различных слоев населения на лечение, оздоровление, рекреацию, благоприятную окружающую среду, на повышение культурного уровня, на посещение значимых историко-культурных и природных местностей. Главная цель социального туризма – создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым оказывается социальная поддержка [13, с. 34].
В качестве приоритетных видов социального туризма выделяют: детско-юношеский, самодеятельный (спортивно-оздоровительный), лечебно-оздоровительный, экологический, а также культурно-познавательный.
Система социального туризма представляет собой совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха. Помимо этого, данная система предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта.
К инфраструктуре социального туризма относятся такие объекты как лагеря труда и отдыха, турбазы, детские оздоровительные лагеря, санатории, экологические лагеря, дома отдыха, пансионаты [17, с. 18].
У истоков современного
социального туризма стояло развитие
так называемого народного
Исторически социальный туризм адресовался в первую очередь к рабочим и был связан с рабочим движением конца 19-нач. 20 в.в. Потребность в туризме как в рекреационно-познавательной деятельности в свободное время носила объективный характер для индустриального городского пролетариата. Проблема свободного времени рабочего была одной из приоритетных для рабочих организаций и профсоюзов [13, с. 18].
Серьезным препятствием для вовлечения в туризм широких масс населения были бедность и отсутствие оплачиваемых отпусков. Практически до 30-х гг. 20 века ни в одной из стран не существовало законодательства об отпусках для лиц наемного труда или государственных служащих. Вопросы отпуска регулировались на основе сложившихся традиций или по договоренности между работодателем и работником. Это объясняет преобладание в первое время краткосрочных поездок и экскурсий (на выходные дни, пасхальные или рождественские каникулы). Кроме того, подавляющие большинство лиц физического труда в европейских странах жило в крайне стесненных материальных условиях, и свободное время часто использовалось не для отдыха, а для дополнительного заработка. Еще одной причиной, сдерживающей вовлечение в туризм широких слоев населения, было отсутствие привычки к путешествиям, равнодушие к туризму в силу недостатка образования или информации. Так, например, в России для многих слоев населения туризм находился за пределами круга привычных представлений [10, с. 195].
В конце 19 - нач. 20 вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу [8, с. 196].
В целом, вовлечение рабочих в туризм не было изначально связано с социалистической идеологией. Туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. Вместе с тем, данный вид туризма имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны. В познавательном плане субъектов социального туризма (в том числе рабочих) интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу, а социальные принципы туризма способствовали развитию различных форм некоммерческого международного туристского обмена. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны. С ростом классового самосознания участники рабочего туристского движения начали осознавать себя прежде всего как представителей своего класса и противопоставлять свои путешествия традиционному познавательному или развлекательному туризму. Таким образом, сложилась новая традиция рабочего туризма, с особой структурой мотивов и туристских предпочтений, отличных от прочих традиционных видов туризма [1, с. 34].
Информация о работе Развитие социального туризма в Сахалинско й области