Развитие социального туризма в Сахалинско й области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение роли и места социального туризма в современном турбизнесе в Сахалинской области.
Задачи данного исследования:
– провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
– раскрыть специфику понятия «социальный туризм», проанализировать историю развития социального туризма в России;
– проанализировать мировой опыт организации социального туризма;

Содержание

Введение…………….......................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты организации социального туризма………….6
1.1.История развития социального туризма в России………………………………..6
1.2.Мировой опыт организации социального туризма ………..……………………12
Глава II. Тенденции развития социального туризма в Сахалинской области............................................................................................................................18
2.1. Анализ рынка социального туризма Сахалинской области……………………18
2.2. Проблемы и перспективы развития социального туризма в Сахалинской области…………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………..34
Приложение………………………………………………………………………… ..36

Вложенные файлы: 1 файл

социальный туризм.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Массовое развитие социального  туризма в России началось в 1920 году. В СССР этим занимался Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. К концу 80-х годов мероприятиями социального туризма ежегодно были охвачены почти 300 млн туристов и экскурсантов. Благодаря различного рода льготам на туристские услуги множество туристов осваивали новые туристские маршруты, заботились о своем здоровье, восстанавливали физические силы, удовлетворяли потребности в культурно-информационной деятельности [10, с. 195].

В эксплуатацию было введено 289 туристических объектов на 32,7 тыс. мест, в том числе 26 новых гостиниц; разработано более 30,4 тыс. туристских маршрутов.

Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн туристов и 226,1 млн экскурсантов, а объем  оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.  Социальный туризм занимал свыше 80% всего туроборота, в то время как скидки на путевки превышали 70%. Издержки покрывались профсоюзами и иными общественными организациями.

Вследствие социально-экономического реформирования нашего государства указанные выше системы социального туризма прекратили свое существование в прежней форме, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. В этот период остались льготные путевки пенсионерам и ветеранам, санаторные курсовки, льготы учащимся и студентам, а также система обмена.

В настоящее время  социальный туризм как направление  туристской деятельности в России все  же продолжает развиваться и опосредованно реализуется через скидки и специальные предложения. Часть российских предприятий сохранила за собой ведомственные базы и лагеря отдыха для своих работников и их семей.

На современном этапе в России социальный туризм представлен Российской Ассоциацией Социального Туризма (PACT), которая является членом Международного бюро социального туризма (БИТС). В последнее время благодаря деятельности данной организации стала возрождаться политика выделения дотаций на предприятиях в целях организации коллективного отдыха работников и членов их семей; сохранились и стали получать финансовую поддержку ведомственные дома отдыха, туристические базы. Кроме того, дальнейшее распространение получила система льготных транспортных тарифов на воздушные, железнодорожные перевозки для определенных категорий, система скидок при размещении их в местах проживания [4, с. 135].

Развитие системы социального  туризма можно считать одним  из приоритетных направлений социальной политики государства. На сегодняшний день в Российской Федерации не существует четкой программы развития данного вида туризма. Первым шагом на пути его развития должна стать разработка четкой нормативно – правовой базы развития социального туризма [12, с. 34].

Необходимо подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. Вышеперечисленные факты сдерживают развитие социального туризма, поскольку большинство вопросов, возникающих в данной сфере, до сих пор требуют урегулирования.

 

    1. Мировой опыт организации социального туризма

 

Наибольшее и массовое развитие система массового туризма  получила в ряде европейских стран. На данный момент во всем мире действуют  три основных модели организации  социального туризма, которые в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения. К таким моделям относятся страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма, представленные в таблице 1.1. «Модели страхового подхода».

Таблица 1.1.

МОДЕЛИ СТРАХОВОГО ПОДХОДА

Название подхода

Страна распространения

Характеристика

Страховой подход

Германия, Австрия, Бельгия, Люксембург.

Наличие социального партнерства, участие работодателей и профсоюзов. Связь с профессиональной деятельностью потребителей туристических услуг.

Накопительный подход

Франция и Швейцария.

Потребители – граждане с невысоким уровнем доходов. Способствует общественной реабилитации, снятии социального и психологического напряжения, приобщению к либеральным ценностям.

Распределительный подход

Великобритания, Ирландия, Америка.

Связан с реализуемой государством социальной политикой. Сочетание централизованной системы социальной защиты и усиления ассоциативных тенденций в эволюции рынка туристских услуг. Наличие тенденции укрепления корпоративизма.


 

Остановимся подробнее на каждом из представленных подходов.

Страховой подход достаточно ярко проявляется в Германии, Австрии, Бельгии, Люксембурге, где преобладают  классические критерии социального  страхования. Значительную роль играет социальное партнерство с соответствующим участием работодателей и профсоюзов. Большая часть финансирования приходится на отчисления от заработной платы, причем потребление услуг туризма зависит от размера взносов. Солидарность, свойственная данному подходу, позволяет равномерно распределять внутри конкретной группы потребителей риски и соответствующие расходы [13, с. 158].

 Разновидностью этого  подхода считается корпоративный  тип социального туризма Японии, предполагающий пожизненный найм и учет заслуг работника.

 Массовость и доступность  услуг социального туризма, базирующегося  на страховой основе, связана  с профессиональной деятельностью  потребителей услуг. Другие слои  населения остаются за пределами  подобной формы социальной поддержки.

Формой проявления страхового подхода также считается сохранение социальных льгот, предоставляемых  населению через систему обязательного государственного страхования [15, с. 84].

Накопительный подход позволяет  включать граждан с невысоким  уровнем доходов в ассоциативное туристское движение, способствуя их общественной реабилитации, снятии социального и психологического напряжения, приобщения к либеральным ценностям. Развитие социального туризма в ряде европейских стран, в частности во Франции и Швейцарии привнесло важные изменения в жизнь граждан, создавая условия для свободы выбора и передвижения, укрепления социальных связей в обществе, лучшей организации свободного времени и осуществления деловых контактов, а также благотворно воздействовало на макроэкономическую ситуацию и региональные связи [17, с. 135].

 Для малообеспеченных слоев  населения, занятых трудом в  тяжелых условиях и вследствие  невысокой квалификации имеющих  низкие доходы, не позволяющие  проводить отпуск вне дома, была  создана система социального туризма по схеме «чек – отдых». В Швейцарии эта система функционирует свыше 65 лет, во Франции – около 30 лет, где согласно проведенным в ЕС исследованиям система отпускных чеков признается наиболее масштабным и эффективным инструментом социальной политики в туризме.

 Социальная принадлежность  «отпускных чеков» реализуется  в двух основных вариантах:  посредством ограничения потребителей  определенным уровнем доходов и предлагаемым набором и стоимостью туристских услуг.

В системе «отпускных чеков» основными объектами и участниками социального туризма выступают:

– уполномоченный  орган (агентство/касса/фонд), осуществляющий по заказу и на основе соглашения (контракта) с оптовым покупателем эмиссию платежных средств (чеков) на требуемую им сумму;

– оптовый покупатель (предприниматель, комитет персонала (коллектива), профсоюз, общественная организация и т.п.), предварительно оплачивающий стоимость чеков и производящий их распределение среди конечных потребителей;

– потребитель услуг (член профсоюза, ассоциации, другого учреждения, объединения), имеющий право на обслуживание по чекам;

– предприятие обслуживания (организатор социального туризма, а также объект социального туризма), получающий от уполномоченного органа право на обслуживание по чекам [17, с. 138].

В системе создания, становления  и поддержки систем отпускных  чеков ведущая роль принадлежит  государственным органам.

Достаточно длительный период использования этой схемы  выявил как ее достоинства, так и  недостатки. Лица, получившие отпускные  чеки, имеют свободный выбор места и способа проведения отпуска, причем воспользоваться ими могут члены их семей, а также некоторые другие категории граждан. Поставщики туристских услуг, вновь вступающие в систему «чек – отдых» проходят систему отбора по качеству сервиса [19, с. 405].

Работодатели, профсоюзы, местные органы власти, пенсионные фонды и другие социальные организации, выступая оптовыми покупателями отпускных  чеков, распределяют их среди потребителей на льготной основе, учитывая при этом собственные критерии. Получателями «чеков» на договорной основе с уполномоченной компанией становятся лица, чей совокупный доход не превышает минимальный размер оплаты труда соответствующей профессиональной группы работников, что позволяет оказывать социальную поддержку наименее обеспеченным. Оптовые покупатели «чеков» пользуются налоговыми льготами, что позволяет работодателям реализовать социальные программы без долгосрочных инвестиций, одновременно решая проблему привлечения рабочей силы и укрепляя трудовые отношения [23, с. 134].

Отпускные чеки принимаются  в качестве платежного средства для оплаты таких услуг как проживание, путешествия и транспорт, услуги туристских агентств, предприятий воздушного и железнодорожного транспорта, посещение культурных мероприятий.

Распределительный подход в системе социального туризма  тесно связан с реализуемой государством социальной политикой. Варианты распределительного подхода в социальном туризме известны как либеральные англосаксонская модель (характерная для Великобритании и Ирландии) и американская модель. Англосаксонской модели Бевериджа свойственно финансирование за счет общего налогообложения и адресная помощь тем, кому доступ к туристским услугам невозможен через рынок. В этой модели сочетаются централизованная система социальной защиты и усиление ассоциативных тенденций в эволюции рынка туристских услуг. Наряду с этим, наблюдается тенденция укрепления корпоративизма, что подтверждается применением натуральной формы предоставления туристских благ, вследствие чего предпочитающие эту форму потребители получают дополнительные льготы [24, с. 8].

 Американская модель  отличается минимальным вмешательством  государства, поэтому услуги туризма  оплачиваются из фондов крупных  и средних предприятий. 

 Своеобразным вариантом  распределительной модели социального туризма можно назвать скандинавскую модель, финансируемую как составную часть социальной поддержки, за счет подоходного налога, и учитывающую социальное положение потребителя. Эта модель характеризуется уравнительностью, что обеспечивается стандартными размерами денежной компенсации и натуральных пособий [10, с. 194].

О широком распространении социального  туризма в европейских странах также говорит создание программы Европейского союза «Калипсо». Задачи проекта состоят в том, чтобы содействовать использованию отпусков большим числом европейских граждан, расширению туристских сезонов, поддержанию и увеличению занятости и, наконец, формированию чувства общеевропейской принадлежности. Программа нацелена на 4 категории населения: пожилые люди и пенсионеры, молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, семьи со скромным достатком и люди с ограниченными возможностями.

Помимо этого, во всем мире существует отлаженная система молодежных хостелов (дешевых гостиниц типа студенческих общежитии), что позволяет молодым людям в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании и передвижении. В результате социального общения они обогащаются знаниями, знакомятся с культурой, бытом других народов, различными формами государственного устройства, расширяют свой кругозор, приобретают жизненный опыт [19, с. 408].

На примере ряда цивилизованных стран можно сделать вывод, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. В ряде европейских стран в рамках социального туризма развиваются различные виды туризма, представленные в таблице 1.2. «Виды социального туризма».

 

Таблица 1.2.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО  ТУРИЗМА

Страна

Вид туризма

Германия

Культурно-познавательный туризм

Финляндия (регион Порвоо)

Водный туризм

Франция

Сельский туризм

Австрия

Спортивно – развлекательный туризм


         Остановимся подробнее на каждом из них.

В Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями.

Информация о работе Развитие социального туризма в Сахалинско й области