Развитие социального туризма в Сахалинско й области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение роли и места социального туризма в современном турбизнесе в Сахалинской области.
Задачи данного исследования:
– провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
– раскрыть специфику понятия «социальный туризм», проанализировать историю развития социального туризма в России;
– проанализировать мировой опыт организации социального туризма;

Содержание

Введение…………….......................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты организации социального туризма………….6
1.1.История развития социального туризма в России………………………………..6
1.2.Мировой опыт организации социального туризма ………..……………………12
Глава II. Тенденции развития социального туризма в Сахалинской области............................................................................................................................18
2.1. Анализ рынка социального туризма Сахалинской области……………………18
2.2. Проблемы и перспективы развития социального туризма в Сахалинской области…………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………..34
Приложение………………………………………………………………………… ..36

Вложенные файлы: 1 файл

социальный туризм.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

За последнее десятилетие социальный туризм в России практически прекратил свое существование. Как уже было сказано, основные субсидии в развитие социального туризма должны поступать из государственной казны. Важно отметить, что, несмотря на наличие альтернативных средств финансирования, на начальном этапе развития социального туризма, доля государства должна быть близка к 100%, а по мере становления организации постепенно снижаться до 50%. Таким образом, существует проблема первоначального финансирования и субсидирования денежных средств в сферу социального туризма в первую очередь со стороны государства [9, с.38].

В связи с отсутствием  достаточного финансирования, а также  в связи с передачей финансирования программ с федерального уровня на региональный, число социальных туристов значительно сократилось, так как у большинства регионов (в том числе и у Дальневосточного региона) нет достаточных средств для развития и становление на поток различных программ социального туризма [2, с. 14].

Таким образом, можно  сказать, что отсутствие денежных средств  и дополнительных источников финансирования – это главные препятствия на пути развития социального туризма в России в целом, а следовательно и во многих областях страны.

Говоря о комплексной программе развития социального туризма, необходимо остановиться на ряде других организационных и технических моментов. В частности организаторов и разработчиков социальных программ должны интересовать следующие аспекты деятельности:

- проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

- информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

- растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

- формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем [3, с. 25].

Помимо этого, важным вопросом остается роль турфирм в развитии социального туризма. Сейчас туристические фирмы в основном ориентированы на высокодоходный зарубежный туризм, в связи с этим значительная часть капитала остается вне страны. В настоящее время лишь немногое количество турфирм оказывают услуги по организации социальных туров, участвуют в разработке социальных программ, а также сотрудничают с государственными органами по различным направлениям.

В данном случае это обосновано тем, что  разработка специальных программ требует немалых затрат сил и средств при том, что слабое развитие социально туризма не гарантирует существенной выгоды для турфирм. У туристических фирм отсутствует гарантия государственного заказа. При наличии гарантированного госзаказа низкая цена на реализацию социальных туристических услуг могла бы быть компенсирована большим потоком туристов (эффект от масштаба) [13, с. 138].

В деятельности туристических  фирм по организации социального  туризма необходимо подчеркнуть  отсутствие специализированных кадров.

Следует также отметить, что еще одним препятствием на пути успешного функционирования туристических  фирм в данной области становится несовершенство законодательной базы Российской Федерации в сфере  социального туризма. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль социального туризма, позволяет сделать вывод о ее несовершенстве. Основным недостатком является то, что нормативно-правовые акты не содержат конкретных подходов к разработке комплексных механизмов создания системы социального туризма на территории Российской Федерации [12, с. 35].

 Основным правовым  документом является Конституция  Российской Федерации. В области  социальной политики государства  этот документ закрепляет следующие  направления деятельности государства:  в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в  сфере социального туризма, относятся:

 — Федеральный  закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации»

 В данном законе  дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

  — Федеральный  закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 — Федеральный  закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан.

 — Федеральный  закон от 24.07.1998 г. №125 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод [18, с. 234].

Кроме того, к правовым документам, регулирующим отношения  в сфере социального туризма  можно отнести нормативно-правовые актов, таких как постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», а также ряд других документов [19, с. 414].

Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний  день ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.

Вышеперечисленные проблемы в организации социального туризма  носят общий характер и являются препятствием для развития данного  вида туризма во всех регионах и  областях страны. Теперь остановимся  на тех проблемах социального  туризма, которые характерны для Сахалинской области.

Анализ материально  – технической базы социального  туризма в области позволил сделать  вывод о ее неразвитости. Из всех объектов социального туризма в  области есть только санатории и  детские лагеря. За последние годы произошло существенное сокращение количества данных объектов. Так, из-за отсутствия ремонта закрылись несколько детских лагерей, таких как «Лесная поляна», «Восток», «Сахалинский Артек». Большинство объектов туристской инфраструктуры являются коммерческими и не предоставляют ни бесплатных, ни льготных путевок для социально незащищенных слоев населения.

Помимо этого, в области  нет технической возможности  для осуществления туристической  деятельности для людей с ограниченными  возможностями. Средства транспорта, входы в различные учреждения и прочие объекты туристской инфраструктуры являются необорудованными. Необходимо отметить, что ни одна туристическая фирма города не имеет оборудованного входа для того, чтобы в нее смог комфортно попасть человек с ограниченными возможностями.

Таким образом, факторы, сдерживающие развитие социального туризма в Сахалинской области, можно отразить в приложении 1 «Проблемы развития социального туризма в Сахалинской области».

Несмотря на ряд объективно существующих проблем в становлении и дальнейшем развитии социального туризма на государственном, федеральном и региональном уровне, существует также ряд перспектив в данном направлении деятельности.

Важно указать, что естественной базой социального туризма на Дальнем Востоке России являются рекреационные ресурсы. Под рекреационными ресурсами понимается сочетание компонентов и факторов, обеспечивающих необходимые условия для отдыха людей – пляжи, леса, архитектурные достопримечательности, хороший климат, разнообразный рельеф, снежный покров для зимнего спорта и т.д. [3, с. 24]. Таким образом, можно сказать, что на территории Сахалинской области есть все предпосылки для развития социального туризма и обеспечения качественным и полноценным отдыхом всех категорий социально незащищенных слоев населения.

Необходимо отметить, что социальный туризм – это не только помощь социально незащищенными слоям населения, но и вклад в развитие и продвижение отдельной туристской территории. На данный момент Сахалинская область является недостаточно разрекламированной туристской дестинацией, поэтому развитие социального туризма может положительно сказаться на ее как туристического направления.

Различные социальные туристические  льготы, акции для незащищенных слоев  населения и информирование о  них через различные средства массовой информации помогут создать благоприятный образ, как Сахалинской области, так и всего региона.

Возрождение и развитие социального туризма на уровне Сахалинской области позволит решить как социальные, так и экономические проблемы региона. Важно отметить, что социальный туризм способствует сокращению безработицы, улучшению демографической ситуации, борьбе с беспризорностью, развитию системы образования, решению проблемы занятости в регионе и др.

Следует отметить, что  из-за достаточной географической удаленности от центральной части России, приток туристов в область не является значительным. В связи с этим важно развитие туризма внутри региона. Конечно, социально незащищенные слои населения не имеют возможности тратить большие средства, но в любом случае это определенный доход.

Помимо этого, еще одним  немаловажным моментом является то, что развитие социального туризма может благоприятно сказаться на имидже власти города и Сахалинской области в целом.

Из-за недостаточных вложений государства в этот вид туризма, особенно актуально звучит вопрос о вложении дополнительных денежных средств со стороны инвесторов. В Сахалинской области, действует достаточное количество организации и отдельных коммерческих лиц, которые оказывают помощь области в различных сферах на благотворительных началах. Их привлечение благодаря созданию ряда проектов социального туризма является одним из средств развития в данной области.

Среди перспектив развития социального туризма в Сахалинской  области можно выделить строительство новых объектов туристской инфраструктуры и создание механизма взаимодействия государственных и частных предприятий (в том числе туристических фирм) в сфере социального туризма, что позволит получить коммерческим предприятиям ряд налоговых преференции со стороны правительства.

Необходимо отметить, что путевки в санатории, лагеря выдаются в ограниченном количестве не только по территории области, но и  по территории России.

Анализ перспективных направлений развития представлен в приложении 2 «Перспективы развития социального туризма на территории Сахалинской области».

На основе проанализированного  материала, можно сделать вывод  о том, что социальный туризм нужен как России в целом, так и Сахалинской области, как социальное явление, форма реабилитации и интеграции населения в общество.

Упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

 

Заключение

 

Социальный туризм является перспективным сектором экономики для многих стран Европы. В последнее время темпы роста этого вида туризма во всем мире значительно возросли. Социальный туризм является важным аспектом социальной политики государства, помогая решить ряд таких важных проблем, как снижение уровня безработицы, уровня преступности, улучшения здоровья граждан, интеграция социально незащищенных слоев населения в общество.

На основе проанализированного  материала по теории и практике социального  туризма можно сделать следующие  выводы:

Под социальным туризмом понимается деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды, а также иных источников финансирования.

Исторически социальный туризм адресовался в первую очередь  к рабочим и был связан с  рабочим движением конца 19-нач. 20 в.в.

На данный момент во всем мире действуют три основных модели организации социального туризма, такие как страховой, распределительный и накопительный. В ряде европейских стран в рамках социального туризма развиваются различные виды туризма такие как культурно-познавательный туризм, водный сельский, а также спортивно – познавательный.

Анализ рынка социального туризма в Сахалинской области позволил сделать вывод о его несовершенстве. Собранные статистические данные показали, что на территории области проживает большое количество людей, попадающих под статью «социально незащищенные слои населения».

Анализ материально  – технической базы социального  туризма показал, что на территории области за последние годы произошло  существенное сокращение объектов социального  туризма в связи с отсутствием  ремонта и непригодности к  эксплуатации.

Социальный туризм в Сахалинской области на сегодняшнем этапе развития имеет как ряд проблем, так и ряд перспектив.

К проблемам на уровне государства относятся отсутствие достаточного финансирования, недостаточная  роль турфирм в развитии социального  туризма, отсутствие специализированных кадров, несовершенство законодательной базы, а также ряд организационных и технических моментов.

Информация о работе Развитие социального туризма в Сахалинско й области