Развитие туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие туризма РБкуосач 5.doc

— 137.58 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования

''Гомельский  государственный университет

имени Франциска  Скорины''

 

 

Заочный факультет

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы ФК-52                                                 В.ВДолжевская

 

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры ТМФК                                      М.С. Яворская

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Курсовая работа __38___ страниц, ___3__ таблиц, __0___ рисунков, ___0_____ приложений,  ___29_______ источников.

 

Ключевые слова: Туризм. Правовое регулирование. Отрасль. Инфраструктура. Международное сотрудничество. Внутренний туризм. Внешний туризм. Туристская индустрия. Инструменты регулирования. Закон. Путешествия. Риски.

 

Объект исследования:  туристическая отрасль.

 

Предмет исследования: особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.

 

Методы исследования: изучение и анализ научно-правовой литературы.

 

Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.

 

Задачи курсовой работы:

-рассмотреть состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Республике Беларусь;

-проанализировать особенности инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;

-дать характеристику основных направлений и механизмов решения задач развития отрасли; оценки рисков.

 

Выводы: Республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития всех видов туризма. Не смотря на то, что он не располагает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении другими странами. Необходимо больше проводить программ по развитию туризма, привлекать инвесторов, расширять международное сотрудничество белорусских общественных организаций с их зарубежными коллегами.

 

Практическая значимость: студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине специализации «Физкультурно-оздоровительная и туристко-рекреационная деятельность».

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение  …………………………………………………………………….

4

1.Состояние нормативно-правового  регулирования в сфере туризма  в Республике  Беларусь……………………………………………………….

 

6

2.Особенности инфраструктуры и  международного сотрудничества  в сфере туризма…………………………………………..

 

12

2.1. Особенности туристической инфраструктуры  в Республике Беларусь………………………………………………………………………

 

12

2.2. Роль и место международного  туризма в системе общественных  отношений…………………………………………………………………..

 

15

2.3.  Международное законодательство и политика в туристической сфере…………………………………………………………………………

 

16

2.4. Приоритетные направления международного  сотрудничества Беларуси в сфере  туризма…………………………………………………...

 

19

3.Основные направления и механизмы  решения задач развития отрасли; оценка рисков

 

27

3.1. Основные направления развития  отрасли туризма в Республике  Беларусь……………………………………………………………………..

 

27

3.2. Оценка рисков………………………………………………………..

33

Заключение………………………………………………………………....... 

35

Список  использованных источников….…………………………………...

37


 

 
 
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что

туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный  баланс страны. Помимо влияния на экономику  многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Однако  рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляция, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется  в развивающихся странах, где  туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень  потребления. Следовательно, своевременная  и всесторонняя оценка последствий  международного туризма является очень  важным фактором для составления  такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать  максимальную выгоду и предупреждать  разрушительное воздействие туризма.

Развитие  туризма в любой стране, регионе  зависит от целого комплекса

факторов, условий  и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает

морями и  горами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

- близость  к Западной Европе, Скандинавии  – туристическому рынку с

очень высоким  финансовым потенциалом;

- соседство  со странами Балтии, Россией, Польшей,  что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма;

- древняя  и богатая история, самобытная  культура;

- роскошный  природный потенциал, самый старый  в мире лес –

Беловежская пуща [1, с.53].

Рост  интереса к Беларуси со стороны иностранных  туристов, выгодное

географическое  и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского

народа, высокий  уровень безопасности страны открывают  широкие возможности для развития туристической отрасли.

Современное состояние сферы туризма в  Республике Беларусь свидетельствует  о том, что она еще не обрела надлежащего положения ни в экономике  страны, ни в системе жизненных  ценностей ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое  положение, наличие богатого культурного  и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и в  этом плане существенно отстает  от соседних государств.

Явно  недостаточным представляется уровень  развития внутреннего туризма. Отсутствуют  четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного  обеспечения продвижения национального  туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Невысокая  покупательская способность населения, рост стоимости транспортных услуг  оказывают негативное воздействие  на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в  путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев.

По большинству  компонентов системы туристского  обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена - качество, предприятия  размещения и питания, состояние  производства и торговли товарами для  туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объемы финансирования туризма  и т. д. ) республика не достигла сколько-нибудь приемлемого в соответствии с международной практикой уровня. Сказанное выше определило актуальность работы.

 

Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.

 

Задачи курсовой работы:

-рассмотреть состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Республике Беларусь;

-проанализировать особенности инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;

-дать характеристику основных направлений и механизмов решения задач развития отрасли; оценки рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   Состояние нормативно-правового  регулирования в сфере туризма  в Республике  Беларусь

 

 

Как и  любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации  со стороны государства.

Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства  всегда уделялось повышенное внимание.

Так, в 1983 году было принято Постановление  Совета Министров БССР «О перспективной  схеме развития туризма в Белорусской  ССР». Именно им были обусловлены основные тенденции развития туризма в  Беларуси в последние годы существования  Советского Союза.

Среди этих тенденций отметим:

Формирование  на территории республики туристских зон, взаимоувязанных с системой зон отдыха и курортов местного и  республиканского значения, сетью городских  и сельских населенных пунктов;

Увеличение  числа туристских центров в республике;

Развитие  познавательного туризма в республике на туристско-экскурсионном потенциале туристских центров и культурно-исторических объектов;

Развитие  спортивно-оздоровительного туризма  на сложившейся рекреационной системе  республики;

Развитие  самодеятельного туризма;

Дальнейшее  расширение материально-технической  базы туризма.

Учитывая  специфику государства, планировалось  создание межреспубликанских маршрутов, таких как Минск – Полоцк –  Псков – Ленинград; Брест –  Пинск - Туров – Гомель – Киев; Минск – Гомель – Киев; Минск  – Гродно – Друскининкай – Вильнюс.

Было  намечено увеличение годового потока туристов на перспективу до 2005года до 3930 тыс. человек, в том числе  советских туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных - до 424 тыс. человек.

Вместе  с государством рынок туристических услуг в Республике Беларусь переживал политический и экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Одновременно со стабилизацией экономки республики государство вернуло туризму внимание, достойное этой отрасли экономики.

В 1999 году принимается Закон Республики Беларусь «О туризме». В 2000 году принимается  первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, в августе 2010 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Программа). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.

Программой  предусматриваются следующие направления  развития экотуризма:

- организация  туристских походов в нетронутые  уголки природы; 

- фотоохота  на редких зверей и птиц, находящихся  в естественных условиях;

- туры  по болотам, знакомство с их  флорой и фауной.

Законодательство  о туризме основывается на Конституции  Республики Беларусь и состоит из Закона «О туризме», Гражданского кодекса  Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839) и иных актов законодательства.

Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.

Доходы  от туризма в структуре ВВП  Беларуси составляют лишь 0,5 %, в общем товарообороте сферы услуг — около 10 %, в то время как во многих развитых странах в среднем - 7 и 25 % соответственно. Из 15 тысяч объектов

культурного и природного наследия в туристских целях используется менее

5 %. Сохраняется  тенденция к преобладанию выездного  туризма над въездным[15, с.143].

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в

Республику  Беларусь, в настоящее время являются:

- образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма,

создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских визгражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

Информация о работе Развитие туризма в Республике Беларусь